Обобщающий урок
по теме "Давление газов, жидкостей и твердых тел"
7 класс
Цели урока:
Образовательные: проверить усвоение учащимися фактов, формул, физических величин и их единиц, устройства и принципа действия барометра, жидкостного манометра, металлического манометра, совершенствовать навык решения задач на расчет подъемной силы, давления жидкости.
Воспитательные: приучать детей к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю; воспитывать чувство сопереживания за товарищей, формировать познавательный интерес к физике.
Развивающие: учить анализировать условия заданий, анализировать ответ одноклассников, развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, развивать элементы творчества, умение применять знания в новой ситуации.
Оборудование: самодельные пособия: три корабля, карточки с заданиями по 3 комплекта, тонометр. мультимедийный комплекс, 3 ноутбука, презентация.
Ход урока:
(Слайд1) Сегодня я Вас приглашаю в увлекательное путешествие на остров Эврика по водам Физического океана.
В плавание отправляются три команды юных моряков на трех великолепных кораблях, которые уже ждут пассажиров.
Поэтому взаимопомощь – еще одно условие нашего путешествия, как впрочем, и любого. Задания старайтесь выполнять сообща, помогайте друг другу.
Перед тем как вы попадете на корабли я предлагаю провести разминку.
I этап: Разминка
(Слайд 2) Вставь пропущенные буквы:
Закон П…скаля, Атм…сфера ,Опыт Тор…ичел…и, Б…рометр-ан…роид ,М…нометр, Сила Арх…меда.
(Слайд 3) Назовите физическую величину и единицу ее измерения:
[F] – сила, Н; [P] - вес тела, Н; [m] - масса тела, кг; [v] - объем тела, м3; [ρ] - плотность вещества, кг/м3; [t] - время, с; [p] - давление, Па; [S] - площадь поверхности, м2; [g] - ускорение свободного падения, Н/кг.
Теперь мы смело можем отправиться в путешествие. Определим с помощью заданий названия кораблей на которых мы поплывем.
(Слайд 4) II этап: Название корабля
Задание первой команде на карточке:
Чтобы узнать, как называется Ваш корабль нужно ответить на следующие вопросы и из каждого слова-ответа возьмите указанные буквы, из них составьте слово.
1. Если архимедова сила равна силе тяжести, то тело … (Из ответа возьмите первую букву)
2. Величина, которая находится по формуле F / S (Из ответа возьмите вторую букву)
3. Величина, которая измеряется в Ньютонах (Из ответа возьмите первую букву)
4. Тело, плавающее в серной кислоте (Из ответа возьмите первую букву)
5. Прибор для измерения атмосферного давления (Из ответа возьмите вторую букву)
6. Атмосферное давление, равное 760 мм. рт. ст. называется .. (Из ответа возьмите пятую букву)
7. Самая тяжелая жидкость из известных Вам. (Из ответа возьмите последнюю букву)
(Ответы: 1. Плавает. 2. Давление. 3. Сила. 4. Кирпич. 5. Барометр. 6. Нормальное. 7. Ртуть. Пароль – ПАСКАЛЬ )
Задание второй команде на карточке:
Чтобы узнать, как называется Ваш корабль нужно ответить на следующие вопросы и из каждого слова-ответа возьмите указанные буквы, из них составьте слово.
1.Величина, которая находится по формуле F / S (Из ответа возьмите вторую букву)
2. Прибор для измерения атмосферного давления (Из ответа возьмите третью букву)
3. Самый тяжелый газ из известных Вам (Из ответа возьмите первую букву)
4. Величина, которая измеряется в Ньютонах (Из ответа возьмите вторую букву)
5. Воздушная оболочка Земли (Из ответа возьмите третью букву)
6. Если архимедова сила меньше силы тяжести, то тело … (Из ответа возьмите четвертую букву)
7. Выталкивающую силу называют (Из ответа возьмите седьмую букву)
(Ответы: 1 Давление. 2. Барометр. 3. Хлор. 4. Сила. 5. Атмосфера. 6. Тонет.
7. Архимедова. Пароль – АРХИМЕД )
Задание третьей команде на карточке:
Чтобы узнать, как называется Ваш корабль нужно ответить на следующие вопросы и из каждого слова-ответа возьмите указанные буквы, из них составьте слово.
1. Жидкость, плотность которой 710 кг/м. (Из ответа возьмите первую букву)
2. Если архимедова сила больше силы тяжести, то тело … (Из ответа возьмите первую букву)
3. Прибор для измерения атмосферного давления (Из ответа возьмите третью букву)
4. Величина, которая измеряется в Ньютонах (Из ответа возьмите вторую букву)
5. Тело, которое плавает в серной кислоте (Из ответа возьмите первую букву)
6. Величина, которая находится по формуле F / S (Из ответа возьмите вторую букву)
(Ответы: 1 Эфир. 2. Всплывает. 3. Барометр. 4. Сила. 5. Кирпич. 6. Давление. Пароль – ЭВРИКА )
Немного истории. В названиях ваших кораблей есть имена великих ученых:
(Слайд 5) – Блез Паскаль,
(Слайд 6) – Архимед.
Итак, все участники вступили на палубы кораблей: «Эврика», «Архимед», «Паскаль». Пожелаем всем удачного плавания. Как говорят моряки: «Семь футов под килем!»
Перед дальним путешествием предлагаю провести физическую паузу.
(Слайд 7 - Слайд 13) III этап: Верно – неверно
На предложенные вопросы даны ответы , но не все ответы верны . Если ответ неправильный, вы должны поднять руки вверх, если верный ответ руки в стороны.
Работа по слайдам.
Паскаль утверждал, что атмосферное давление увеличивается с высотой.
Ваши корабли оснащены по последнему слову техники, а в современное время мы должны уметь пользоваться информационно – коммуникационными технологиями.
(Слайд 14) IV этап: Определите выталкивающую силу предметов.
Используя виртуальную лабораторную работу по физике «Определение выталкивающей силы» определить выталкивающую силу трех разных цилиндров.
(Слайд 15) V этап: «Утереть нос».
Задание первой команде на карточке.
Путь по просторам Физического океана предстоит долгий, поэтому надо изучить корабль. На корабле имеется прибор – барометр.
Что вы знаете о барометре!
Задание второй команде на карточке.
Путь по просторам Физического океана предстоит долгий, поэтому надо изучить корабль. На корабле имеется прибор – жидкостный манометр.
Что вы знаете о жидкостном манометре!
Задание третьей команде на карточке.
Путь по просторам Физического океана предстоит долгий, поэтому надо изучить корабль. На корабле имеется прибор – металлический манометр.
Что вы знаете о металлическом манометре!
( Объяснение устройства, назначения и принципа действия барометра, жидкостного манометра, металлического манометра по слайдам.)
(Слайд 16) – барометр – анероид,
(Слайд 17) – жидкостный манометр, металлический манометр.
А я хочу рассказать еще об одном приборе измеряющем давление.
Многие заболевания сердца и кровеносной системы сопровождаются изменениями кровяного давления. Прибор для измерения артериального давления крови называется сфигмоманометром или тонометром. Он состоит из манометра, тонкостенной воздухонепроницаемой манжеты, резинового нагнетателя и регулятора давления. Для измерения кровяного давления манжета плотно обертывается вокруг руки выше локтя и закрепляется застежками. Через одну резиновую трубку в манжету с помощью нагнетателя накачивается воздух, другая трубка соединяет манжету с манометром. При накачивании воздуха манжета сдавливает руку со всех сторон. Когда давление воздуха в ней превышает максимальное значение давления крови, создаваемого сердцем, ток крови в артерии прекращается. Чтобы измерить максимальное артериальное давление, поворотом регулятора приоткрывается отверстие для выпуска воздуха из манжеты и давление в ней начинает снижаться. Когда давление в манжете становится меньше максимального артериального давления, кровь начинает толчками проникать в артерию. Эти толчки можно зарегистрировать с помощью фонендоскопа.
С его помощью можно прослушивать толчки крови в артерии. Когда давление в манжете снижается до значения максимального артериального давления, начинают прослушиваться пульсации крови в артерии. В момент начала прослушивания пульсаций нужно заметить показания манометра. Это будет верхнее артериальное давление, т. е. давление во время систолы. При этом наблюдаются и пульсации показаний манометра.
Когда при дальнейшем выпускании воздуха из манжеты давление в ней снижается до минимального значения давления крови в артерии, манжета перестает препятствовать току крови в артерии и пульсации перестают прослушиваться с помощью фонендоскопа, Перестает «вздрагивать» и стрелка манометра. Это нижнее артериальное давление, т. е. давление во время диастолы. У здоровых молодых людей верхнее артериальное давление должно быть около 120 мм рт. ст., нижнее артериальное давление около 80 мм рт. ст. (короче говорят «давление 120 на 80» и пишут «120/80»). Однако понятие нормы в данном случае весьма относительно, так как для разных людей нормальными оказываются различные значения давления.
Настало время отдохнуть. На кораблях имеются каюты отдыха. Зарядка для глаз. (Слайд 18)
На кораблях имеется библиотека. На столах лежат открытые некоторые книги. Помогите объяснить отрывки из литературных произведений с физической точки зрения.
(Слайд 19 - Слайд 22) VI этап: Литературная страничка
Сказка о рыбаке и рыбке
…отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
(А.С. Пушкин)
Вопрос: почему золотой рыбке удается легко то погружаться в воду, то всплывать?
Сказка о царе Салтане
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет…
(А.С. Пушкин)
Вопрос: при каком условии бочка плавает по морю?
Приключения Незнайки
-Какая сила может поднять шар кверху?- спрашивал коротышка по имени Топик и сам отвечал:- нет такой силы! Летают птицы, потому, что у них есть крылья, а резиновый пузырь не полетит вверх. Он может полететь только вниз…
(Н.Носов)
Вопрос: Какая же сила может поднять шар кверху?
Вот уже на горизонте показался остров Эврика. Наше плавание заканчивается…
Полундра! Корабль сел на рифы! Есть выход. На палубах сложены сухие бревна. Из них можно сделать плоты, но надо правильно рассчитать подъемную силу таких плотов.
(Слайд 22 - Слайд 25) VII этап Полундра.
Надо правильно решить задачи.
Чтобы убедиться в том, что вы готовы и к другим испытаниям предлагаю решить качественные задачи
Вот и закончилось наше путешествие благополучно. (Слайд 26)
А как Вы думаете, благодаря каким знаниям по физике Вы смогли преодолеть все этапы путешествия?
VIII Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание. (Слайд 27)
Придумайте рассказ о полете на воздушном шаре, представив себе, как мог бы проходить такой полет, какие наблюдения и исследования могли бы вы провести на воздушном шаре. В рассказе нужно использовать следующие слова: атмосфера, газ, высота подъема, плотность, температура, архимедова сила, подъемная сила, балласт.
IX Этап рефлексия:
на уроке ребенок испытывает массу эмоций, переживаний, ощущений. Не менее важно предоставить ему возможность их оценить.
Предлагаю оценить по 5 - ти бальной шкале насколько ребятам во время совместной работы со мной на уроке было
Трудно?
Интересно?
Комфортно?
Спасибо за урок.