kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме "Волновые свойства света"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения изученного материала по теме "Волновые свойства света" проведен в 11 классе. На уроке обобщается изученный материал о явлениях дисперсии, дифракции, интерференции и поляризации. При планировании урока подобран большой дополнительный материал. Прослеживаются межпредметные связи с литературой, историей. Урок сопровождается электронной презентацией, имеется тест для проверки знаний учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«план урока»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3

города Сельцо Брянской области









Конспект урока физики

в 11 классе

«Обобщение изученного материала по теме: «Волновая оптика»





Подготовила

учитель физики и информатики

Шидловская Оксана Владимировна















г.Сельцо

2013 год



Цели урока: расширить и углубить знания учащихся по оптике, научить применять свои знания в нестандартной ситуации.

Задачи урока:

Развивающие:

- расширение кругозора учащихся;

- развитие познавательного интереса учащихся;

- развитие логического мышления, развитие навыков по применению знаний по физике на практике;

- развитие навыков работы с учебной и научно-популярной литературой, умения, выделять главное

- развитие внимательности, навыков сравнивать и обобщать факты.

Образовательные:

- формирование естественнонаучной картины мира;

- расширение и углубление знаний по вопросам оптики;

- ознакомление учащихся с необычными явлениями природы;

- интегрирование современных информационных технологий на уроке физики;

- формирование навыков применения ИКТ для расширения кругозора;

- расширение возможности реализовать свои знания в нестандартной ситуации.

- подготовка к ЕГЭ

Воспитательные:

- воспитание личности с активной жизненной позицией;

- воспитание бережного отношения к окружающей среде;

- формирование представлений о познаваемости окружающего мира;

- формирование умения коллективно работать и товарищеской взаимопомощи.





Радость видеть и понимать самый прекрасный дар природы”.

А. Эйнштейн.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент. Сообщение итогов л/р

Свет … Какое короткое и в то же время ёмкое слово.

“В слове “Свет” заключена вся физика”… - говорил С. И. Вавилов.

ЦЕЛИ УРОКА

2. Работа в группах.

Каждая группа рассказывает об оптическом явлении

Из предложенного набора свойств (приложение 1) заполнить таблицу (приложение 2)

Класс разбивается на 4 группы.

Время выполнения задания 5 минут. Заполнение таблицы 5 минут.

Обсуждение вопросов ( приложение 3)

Изучение спектров явлений.

3. Описание оптических явлений в литературе ( 5 минут)

Демонстрация видеоролика «Радуга»

4. Физический аукцион

Учитель показывает предметы, учащиеся объясняют, как с помощью их можно продемонстрировать

Предметы: мыльные пузыри, дифракционная решетка, капроновый шарф, птичье перо, чашка с интерференционным покрытием, призма, компакт-диск

5. Дополнительная информация

Технология Blu Ray

6. Проверка знаний

Компьютерное тестирование (тест).

Решение задач (приложение 4)

7. Подведение итогов урока

8. Домашнее задание. Подготовится к зачету (приложение 5)



















































Список использованной литературы
1) Л.В.Тарасов «Физика в природе», Москва « Просвещение», 1990 г.

2) Д.Джанколи «Физика», Москва . Москва «Мир», 2011г.

3) Я. Перельман «Занимательная физика», Москва « Просвещение»,

1996 г.

4) А.П Рымкевич  Физика. Задачник. 10-11 классы. «Дрофа»,2006 г.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

CD Открытая физика. (Оптика. Радуга) «Физикон»

uroki-shkola.ru/category/fizika

all-fizika.com



Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

Определение

Условия наблюдения

Теория, объясняющая явление

Формулы

Проявления в природе, использование в технике

1

Ориентация векторов напряженности электрического поля и магнитной индукции световой волны в плоскости, перпендикулярной световому лучу.

Тонкие пленки

  


В тонком слое несмешивающихся жидкостей (керосина или масла на поверхности воды), в мыльных пузырях, бензине, на крыльях насекомых

2

Явление зависимости абсолютного показателя преломления вещества от длины волны (или частоты) света

Размеры препятствий должны быть меньше или равны размеру волн

Δd = = kλ — условие максимума;

Δd = (2k + 1) * λ / 2 — условие минимума,

где k=0,1,2... и d — оптическая длина пути первого и второго луча

Точное определение длины световой волны

3

Свет отклоняется от прямолинейного распространения при прохождении его через малое отверстие или узкие щели

Когерентные источники света


Фронт световой волны разбивается штрихами решётки на отдельные пучки когерентного света. Эти пучки претерпевают дифракцию на штрихах и интерферируют друг с другом. Так как для каждой длины волны существует свой угол дифракции, то белый свет раскладывается в спектр.

Цветная «игра света» на гранях бриллианта и других прозрачных гранёных материалов.

4

Явление взаимного усиления или ослабления света до полной темноты (гашения) при наложении двух его волн

Возникает при отражении и преломлении света, а также при распространении света в анизотропной среде

Сущностью явления является неодинаковая скорость распространения лучей света c различной длиной волны в прозрачном веществе 

Радуга

5

Изменение направления хода светового луча в результате встречи с отражающей (зеркальной) поверхностью

Свет должен пройти через прозрачное тело с преломляющими гранями

Падающий и отраженный лучи лежат в одной плоскости с нормалью к отражающей поверхности в точке падения, и эта нормаль делит угол между лучами на две равные части.

Просветление оптики, дефектоскопия.

Определение свойств веществ.

6

Изменения пути следования светового луча (или других волн), возникающее на границе раздела двух прозрачных для этих волн сред

Отражающая поверхность


Поляризующие фильтры в фотографии, покрытии стекол оконных рам и автомобилей



Просмотр содержимого документа
«приложение 2»

Явление, связанное со светом

Определение

Условия наблюдения

Теория, объясняющая явление

Формулы

Проявления в природе, использование в технике

Интерференция

 


 

 

Дифракция

 


 

 

Дисперсия

 


 

 

Поляризация

 


 

 











Просмотр содержимого документа
«приложение 3»

1. Для точного определения показателя преломления вещества необходим монохроматический свет. (Да)

2. Если на пуговицу нанести штриховку, то её можно сделать «перламутровой». (Да)

3. Угол преломления всегда меньше угла падения. (Нет)

4. Расцветку крыльев стрекозы можно объяснить только дисперсией. (Нет)

5. Дисперсию можно наблюдать при прохождении белого света и через линзу. (Да)

6. Угол падения всегда равен углу отражения. (Да)

7. Различие в цвете связано с длиной волны. (Да)

8. Могут ли интерферировать световые волны, идущие от двух электрических ламп? (Нет)

9. Воздушные пузыри блестят вследствие полного отражения света от границы вода–воздух. (Да)

10. Скорость света в вакууме – самая большая в природе. (Да)



Просмотр содержимого документа
«приложение 4»

ВАРИАНТ 1

1. Дифракционная решетка освещена светом длиной волны 0,4 мкм. Определите период решетки, если первый max отстоит от центрального на расстоянии 3,6 мм. Расстояние от решетки до экрана 1,8 м.

2. Разность хода лучей двух конкретных источников света 3·10–7 м. Что будет в этой точке – ослабление или усиление света? Длина волны света λ = 6·10–7 м.

ВАРИАНТ 2

  1. С помощью дифракционной решетки с d = 0,02 мм первый дифракционный max получен на расстоянии 3,6 см от центрального и на расстоянии 1,8 м до решетки. Найдите длину световой волны.

  2. Какова длина желтого света в стекле с h = 1,56? Длина волны этого света в воздухе λ = 589 нм.

ВАРИАНТ 3

1. Длина волны желтого света в вакууме 590 нм, а в воде 492 нм. Каков показатель преломления воды для этого света?

2. Длина волны желтого света паров натрия равна 589 нм. Третий дифракционный max при освещении решетки этим светом оказался на расстоянии 16,5 см от центрального, а от решетки – на 1,5 м. Каков период решетки?

Просмотр содержимого документа
«приложение 5»

Вопросы к зачету по теме «Волновые свойства света»

1. Кем был проделан базовый опыт, подтверждающий наличие дисперсии света?

2. Кем был проделан базовый опыт, подтверждающий наличие дифракции света?

3. Мыльный пузырь, витая в воздухе, «зажигается» всеми оттенками цветов. Какое явление здесь наблюдается?

4. Почему на закате солнце окрашивается в багрово-красный цвет?

5. Почему звезды мерцают?

6. Перечислите явления, которые подтверждают волновые свойства света.

7. Может ли стать темно там, где встречаются две световые волны?

8. Почему радуга появляется после дождя?

9. Почему мы видим одни предметы белыми, другие -черными?

10. Почему возникают радужные полосы в тонком слое керосина на поверхности воды?

11. Могут ли интерферировать световые волны, идущие от двух электрических ламп.

12. Почему крылья стрекоз имеют радужную окраску?

Задачи

1. Дифракционная решетка освещена светом длиной волны 0,4 мкм. Определите период решетки, если первый max отстоит от центрального на расстоянии 3,6 мм. Расстояние от решетки до экрана 1,8 м.

2. Разность хода лучей двух конкретных источников света 3·10–7 м. Что будет в этой точке – ослабление или усиление света? Длина волны света λ = 6·10–7 м.

3. Длина волны красного света в воздухе равна 700 нм. Какова длина волны в воде?

4. Найдите наибольший порядок дифракционного спектра для света с λ = 589 нм, если период дифракционной решетки 2 мкм.

4. Какова длина желтого света в стекле с h = 1,56? Длина волны этого света в воздухе λ = 589 нм.

5. С помощью дифракционной решетки с d = 0,02 мм первый дифракционный max получен на расстоянии 3,6 см от центрального и на расстоянии 1,8 м до решетки. Найдите длину световой волны.

6. Длина волны желтого света в вакууме 590 нм, а в воде 492 нм. Каков показатель преломления воды для этого света?

7. Длина волны желтого света паров натрия равна 589 нм. Третий дифракционный max при освещении решетки этим светом оказался на расстоянии 16,5 см от центрального, а от решетки – на 1,5 м. Каков период решетки?

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

Радость видеть и понимать самый прекрасный дар природы       А. Эйнштейн.

Радость видеть и понимать самый прекрасный дар природы А. Эйнштейн.

ВОЛНОВЫЕ  СВОЙСТВА СВЕТА

ВОЛНОВЫЕ СВОЙСТВА СВЕТА

День вечереет, ночь близка,  Длинней с горы ложится тень,  На небе гаснут облака…  Уж поздно. Вечереет день.      Ф.И.Тютчев ? Почему вечером тени удлиняются? Какое явление наблюдается?

День вечереет, ночь близка,

Длинней с горы ложится тень,

На небе гаснут облака…

Уж поздно. Вечереет день.

Ф.И.Тютчев

? Почему вечером тени удлиняются? Какое явление наблюдается?

Проснулся Садко, купец богатый новгородский,  В океан-море да на самом дне;  Увидел он – сквозь воду печет красно солнышко.     Былина «Садко» ? Почему цвет солнца в воде не изменился? Укажите явление.

Проснулся Садко, купец богатый новгородский,

В океан-море да на самом дне;

Увидел он – сквозь воду печет красно солнышко.

Былина «Садко»

? Почему цвет солнца в воде не изменился? Укажите явление.

Сомнения, вера, пыл живых страстей –  Игра воздушных мыльных пузырей:  Тот радугой блеснул, а этот – серый…  И разлетятся все! Вот жизнь людей.     Омар Хайам ? Почему одни мыльные пузыри имеют радужную окраску, а другие – нет? Укажите явление.

Сомнения, вера, пыл живых страстей –

Игра воздушных мыльных пузырей:

Тот радугой блеснул, а этот – серый…

И разлетятся все! Вот жизнь людей.

Омар Хайам

? Почему одни мыльные пузыри имеют радужную окраску, а другие – нет? Укажите явление.

Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полянах, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтыми, и красными, и синими. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце.     Л.Н.Толстой ? Чем объясняется «игра» драгоценных камней и капель росы? Укажите

Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полянах, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтыми, и красными, и синими. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце.

Л.Н.Толстой

? Чем объясняется «игра» драгоценных камней и капель росы? Укажите

Как неожиданно и ярко  На влажной неба синеве  Воздушная воздвиглась арка  В своем минутном торжестве.  Один конец в леса вонзила,  Другим за облака ушла –  Она полнеба охватила  И в высоте изнемогла.    Ф.И.Тютчев ?  Какое явление описано и как его объяснить?

Как неожиданно и ярко

На влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве.

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла –

Она полнеба охватила

И в высоте изнемогла.

Ф.И.Тютчев

? Какое явление описано и как его объяснить?

ВЫВОД  Свет – электромагнитная волна  в диапазоне длин волн от 400 нм до 750 нм

ВЫВОД

Свет – электромагнитная волна

в диапазоне длин волн от 400 нм до 750 нм

Свет –поток ЧАсТИЦ  И.Ньютон

Свет –поток ЧАсТИЦ И.Ньютон


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок по теме "Волновые свойства света"

Автор: Шидловская Оксана Владимировна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141701

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Тематический план по учебной дисциплине "Естествознание" (программа Габриеляна О.С. и Остроумова И.Г.) для СПО "
    ["seo_title"] => string(118) "tiematichieskii-plan-po-uchiebnoi-distsiplinie-iestiestvoznaniie-proghramma-gabriieliana-o-s-i-ostroumova-i-g-dlia-spo"
    ["file_id"] => string(6) "164687"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422687793"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства