Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Сила трения". 7-й класс »
Разработка сценария урока
обучению виду деятельности по получению нового знания
Методическая разработка урока по теме "Сила трения". 7-й класс
Пояснительная записка.
Урок проводится с целью выяснить природу силы трения и причины ее возникновения. Во время урока учащиеся отвечают на все проблемные вопросы, которые ставит перед ними учитель. Класс на протяжении урока работает фронтально, проводятся экспериментальные занятия. В течение урока рассматриваются слайды, учащиеся дают объяснение увиденному. Перед каждым увиденным фрагментом учителем ставится цель.
Цели урока: сформировать понятие силы трения, раскрыть её природу, познакомить школьников с особенностями действия силы трения.
Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).
Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения; формировать умения работать в группах.
Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок при изучении темы «Работа и мощность. Энергия». Основополагающая и фундаментальная роль урока в физике.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: открытие, систематизация и расширение знаний обучающихся
Планируемые результаты:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
метапредметные:
умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
предметные:
знать: определение силы трения, условия ее возникновения,
уметь: решать качественные задачи
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Действия (объяснения, вопросы, выводы) учителя
Действия (ответы обучащихся)
1
2
Актуализация знаний (5 мин)
Какие силы действуют на тело, лежащее на столе?
Со стороны какого тела действует сила тяжести?
Куда направлена сила тяжести? Дайте определение силы тяжести.
Как действует сила упругости и куда она направлена?
Что понимают под весом тела?
Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости.
Со стороны Земли.
Эта сила направлена вертикально вниз и приложена к центру тела. Сила тяжести – это сила, с которой Земля притягивает к себе все тела.
Сила упругости возникает из-за деформации опоры. Действует эта сила со стороны опоры на тело и направлена вертикально вверх.
Под весом тела понимают силу, с которой тело давит на опору, либо натягивает подвес, вследствие земного притяжения.
Организация деятельности учащихся по введению физической величины (20 мин)
Мотивация. (Детям предлагается набор слайдов). Посмотрите на предложенные слайды. Проведите исследование и ответьте на вопросы
Почему трудно тащить санки по дорожке, посыпанной песком и легко по снегу?
Почему человек не может удержаться на ногах? (движение по скользкой дороге)
Трение помогает альпинисту спускаться по канату или мешает движению? (спуск альпиниста)
Почему спортсмены перед тем, как выполнять упражнения на брусьях посыпают руки тальком?
Что такое трение?
Как называется сила, характеризующая взаимодействие, которое возникает при соприкосновении тел?
В чём заключаются причины трения?
Как можно уменьшить силу трения?
Исходя из результатов анализа предложенных вопросов, определите основные задачи сегодняшнего урока
Обобщение и систематизация полученных знаний. Составление опорного конспекта
Назовите причины возникновения силы трения и способы его изменения
Движению препятствует трение. Трение между санками и дорожкой больше, чем между санками и снегом.
Скорее всего, на дворе гололёд и сила трения между подошвами человека и льдом очень маленькая.
Помогает. Если бы не трение, то альпинист не смог бы удержаться за канат и упал
Для того, чтобы увеличить трение. Таким образом, руки не скользят по снаряду
При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, которое препятствует их относительному движению.
Силу, характеризующую взаимодействие соприкасающихся тел, называют силой трения
Одна из причин возникновения трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел, а другая - взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.
Силу трения можно уменьшить, если ввести между трущимися поверхностями смазку.
выяснить физическую природу силы трения;
выяснить причины её возникновения;
какие способы существуют для уменьшения и увеличения силы трения;
выяснить, какие виды силы трения существуют;
каковы проявления силы трения в природе и применение их на практике.
Организация деятельности обучающихся по созданию научного факта (15 мин)
Для исследования силы трения вам предстоит:
выполнить экспериментальные задания;
ответить на вопросы;
выводы записать в тетрадь.
а) Прижмите свою руку к лежащей на столе книге и передвиньте её. С помощью чего вы заставили книгу двигаться?
б)Положим брусок на наклонную плоскость. При небольшом угле наклона плоскости брусок остаётся на месте. Почему?
в) С помощью динамометра потяните брусок. Сила трения покоя превращается в силу трения скольжения, направленную в сторону противоположную движению. От чего зависит сила трения?
г) Переместите 2 стеклянные пластинки друг относительно друг друга. Почему между гладкими поверхностями, не имеющими шероховатостей, возникает большая сила трения?
д) Нагружая брусок одним, двумя и тремя грузами, измерьте в этом случае силу трения скольжения и сравните силы трения скольжения и веса тела (на столах учащихся брусок, груз, динамометр, трибометр и бланки с таблицами).
Обратите внимание на фрагмент (перекатывание бочки). Бочку катят по земле, а если бочку тащить по земле? Какая сила меньше – сила трения скольжения или качения при одинаковой тяжести груза?
Именно поэтому люди еще в древности применяли катки для перетаскивания больших грузов, а позднее стали широко использовать колесо. При движении колес автомобилем, вагона, велосипеда появляется сила трения качения
Внимание на экран (гоночный автомобиль и грузовик). Как вы считаете, почему гоночным автомобилям придают такую своеобразную форму?
С помощью силы трения покоя книги о руку.
Брусок удерживается от соскальзывания за счёт силы трения, именно сила трения препятствует началу движения
От неровностей соприкасающихся поверхностей.
От рода материала, из которого изготовлены тела.
Между молекулами соприкасающихся тел возникают силы взаимного притяжения, которые являются причиной трения.
№
Вес бруска, Р (Н)
Сила трения скольжения Fmp (H)
1
2
3
Учащиеся после проведения опыта приходят к выводу: Сила трения скольжения тел больше, чем больше вес тела.
Бочку перекатывать легче, чем просто тянуть по земле, поэтому сила трения качения меньше силы трения скольжения.
Обтекаемую форму придают, чтобы уменьшить сопротивление воздушных потоков. Сила трения (сопротивления) зависит от скорости движения тела и формы тела.
Завершающий этап (5 мин)
Ответьте на вопросы:
Что называется сила трения и куда она направлена?
Какова природа силы трения?
Какие вы знаете силы трения?
Каким прибором можно измерить силу трения.
Закончите предложения и оцените каждое предложение по 5-ти бальной системе.
Новое, о чем я узнал на уроке ...
Чему я научился на уроке ...
Знания, которые я получил на уроке, могу применить ...
Фрагменты из фильмов я считаю ...
8. Домашнее задание.
Параграф 32-33, вопросы к параграфу, выучить опорный конспект. Для тех, кому интересна тема сегодняшнего урока, предлагаю расширить свои познания и выполнить по желанию творческие задания:
Литературное исследование: «Сила трения» в пословицах, поговорках, загадках.
Сообщение на тему: «Примеры пользы и вреда силы трения».
Примеры проявления силы трения в быту, в технике, в природе (можно подобрать фрагменты из фильмов).
Заполнить таблицу:
Вредное действие силы трения
Полезное
действие силы трения
Заключительное слово учителя: Ребята, вы сегодня ознакомились с ещё одной силой, силой трения, которая играет немаловажную роль в нашей повседневной жизни, в технике, природе. Определили причины её возникновения и виды трения. Надеюсь на следующем уроке услышать много интересных сообщений о силе трения.
Отвечают
Самоанализ урока
Психолого-педагогическая характеристика 7 класса.
Возможности данного класса в целом удовлетворительные, в отдельности есть учащиеся, у которых высокая мотивация к изучению физики (64%), есть учащиеся, имеющие знания по физике ниже среднего (21%). При планировании этого урока учитывались следующие способности учащихся: у большинства обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения. Активность, работоспособность класса в целом достаточная, дружеская атмосфера в классе, уровень словесно-логического мышления достаточный.
Урок «Сила трения» изучается в теме «Взаимодействие тел».
Считаю, что в ходе проведения урока удалось реализовать поставленные цели. Результат урока показал усвоение материала учащимися. Видеофрагменты к уроку легко вписались в схему проведения урока и способствовали лучшему пониманию изучаемой темы, что существенно повысило заинтересованность учащихся в изучении физики и явилось дополнительным мотивирующим фактором.
Материал урока был изложен логично, в доступной форме. На уроке формировались следующие умения: выделять главное, планировать ход своих действий при выполнении практического задания, работать с приборами, анализировать, делать выводы, обобщать, отрабатывать уже имеющие умения и навыки.
В ходе работы формировалось умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения, умение рефлексировать, умение культурно общаться с одноклассниками, умение стремление добиваться наилучших результатов.
Урок был выстроен оптимально, соответствовал интересам учащихся, уровню учебной и общей подготовки класса. Адекватна была организация деятельности учащихся поставленным целям урока.
Учащиеся были активны на уроке.
Темп урока был достаточно высоким и соответствовал уровню учащихся данного класса. Интерес к уроку поддерживался на всем его протяжении. При повторении материала учащиеся работали с сигнальными карточками, отвечали на вопросы; при изучении нового материала делали выводы, проводили эксперимент; при закреплении материала выполняли тестовое задание, решали качественные задачи.
В ходе урока использовались знания, полученные на предыдущих уроках, а также жизненный опыт учащихся. Материал для учеников актуален.
Контроль знаний учащихся осуществлялся в начале и конце урока. Формы контроля: устный и письменный.
Домашнее задание задано в конце урока, оно было записано и продиктовано. Проведен детальный инструктаж по его выполнению.
Урок прошел в атмосфере доброжелательности. Была взаимная заинтересованность всех участников процесса.