Тема урока: Механическая работа.
Цели и задачи урока:
Образовательная - формирование понятия механическая работа, формирование умения применять ранее известные и вновь введенные формулы для решения практических и расчетных задач.
Развивающая - формирование умения объяснять происходящие действия с точки зрения совершения механической работы и применение полученных знаний на примерах обыденной жизни.
Воспитательная - содействовать развитию речи, мышления и познавательных умений, формирование и развитие речевого аппарата.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ход урока:
- Организационный момент. (2 мин.) (слайд 1)
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку..
Учитель: Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что - то новое, интересное.
Физика! Какая емкость слова!
Физика – для нас не просто звук!
Физика – основа и опора
Всех без исключения наук!
- Актуализация знаний учащихся. Прежде, чем приступить к изучению нового материала, проведем физический диктант. Работаем в парах, закрепим материал, который проходили на предыдущих уроках. (приложение 1)
А теперь поменяемся листочками и проверяем правильность ответов (по слайду). Оцениваем работу напарника по предложенной системе и полученные баллы ставим в маршрутные листы. (приложение 2)
6 правильных ответов – «5»
5 – «4»
3-4 – «3»
Менее 3 – «0»
Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю разгадать кроссворд, ключевым словом которого будет наша тема. (приложение 3).
Оцениваем работу: 6 правильно угаданных слов – «5»
5-«4»
4-«4»
3-«3»
Менее 3 – «0»
- Этап постановки целей и задач урока .
Что такое «работа»? На этот вопрос мы точно найдем ответ на сегодняшнем уроке.
На сегодняшнем уроке мы будем говорить о механической работе.
Записываем тему урока: “Механическая работа”.
Сегодня мы будем говорить о новой физической величине. Что мы должны знать о ней?
Креплю на доску таблички в порядке их называния учащимися
Приложение 4
- определение
- обозначение
- единицы измерения
- от чего зависит
- формула
Это и есть задачи нашего с вами урока.
3. Этап получения новых знаний.
Начнем с того, что работа в физике выполняется лишь тогда, когда к телу прикладывают силу и оно перемещается.
Впервые понятие РАБОТА в физике ввел французский ученый Жан-Виктор Понселе.
Понятие работы встречается в жизни очень часто и чаще всего мы под этим понятием понимаем труд человека.
Посмотрите на картинки (Приложение 5.) и скажите мне, пожалуйста, кто из героев не работает с точки зрения физики, как науки?
Совершенно верно! Тот, кто решает задачу по физике.
Остальные двое – работают. Какие в этих случаях действуют силы, и какие тела двигаются?
(выслушиваем ответы учащихся)
Все правильно! Молодцы!
На субботнике по уборке территории нашей школы, решили выкопать клумбы для цветов. Работать пришли, конечно же, все ученики. Юноши и мальчики вооружились лопатами и начали копать. Через полчаса все закончили работу. Кто их парней, учащийся 1 класса или учащийся 7 класса совершили большую работу, то есть выкопал большее количество клумб?
Почему?
Правильно! Потому что у него силы больше. Значит, от чего зависит работа? От силы! (делаю запись на доске, а учащиеся в тетради)
Скажите мне, пожалуйста, когда вам надо будет больше поработать, втаскивая свой тяжелый портфель на первый этаж школы или на третий?
Покажите, как вы это делаете. А заодно мы отдохнем и проведем физминутку. (показать, как несешь тяжелый портфель с первого этажа на пятый)
Правильно! А почему? Потому, что надо его на большее расстояние переместить. Значит, от чего зависит работа? От длины пути! (делаю запись на доске, а учащиеся в тетради)
А как зависит работа от силы и пути очень хорошо понятно из приведенных выше примеров.
(делается запись на доске учителем, учениками в тетрадях, поясняется)
F A S A
прямопропорциональная зависимость
Давайте попробуем записать эту зависимость в виде формулы.
Работа = сила * путь (записываю на доске, ребята в тетради)
Чтобы записать формулу в привычном виде, то есть с помощью обозначений, нам необходимо знать, как обозначается физическая величина РАБОТА. Обозначатеся буквой А.
Осталось лишь записать формулу с помощью известных обозначений.
A = F * S
Теперь настало время записать определение новой физической величины, о которой мы с вами сегодня на уроке говорим. Формула нам в этом поможет.
Механическая работа прямо пропорциональна силе и прямо пропорциональна пройденному пути.
Говорим вслух определение, повторяем в парах, записываем в тетради.
Осталась неизвестной лишь единица измерения новой физической величины. Давайте введем эту новую единицу измерения (пишу на доске, учащиеся пишут в тетради). За единицу работы принимают работу, совершаемою силой в 1 Н, на пути, равном 1 м. Единица работы - Джоуль, в честь английского ученого Джеймса Прескота Джоуля.
1Дж = 1Н * 1м. Используются также и другие единицы работы:
1кДж = 1000 Дж
1 МДж = 1000 кДж = 1000000 Дж
1 мДж = 0,001Дж
Теперь давайте посмотрим, бывает ли работа положительной, равной 0, отрицательной?
Пишу на доске,
а учащиеся в тетради
A=0, если S=0
A>0, если F и S совпадают
A<0, если F и S противоположны
- Этап закрепления полученных знаний.
Работа с интерактивной доской и презентацией “Урок”, выполненной в Power Point. (Приложение 6)
Записываем домашнее задание, отраженное в последнем слайде, в дневники.
- Этап проверки полученных на уроке знаний.
Давайте сыграем в игру “Кто хочет стать отличником”. (Приложение 7)
Объясняю правила игры, раздаю листочки для выполнения проверки (Приложение 8).
Листочки собираются, проверяются данные ответы.
- Заключительный этап.
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!
До свидания, ребята. Успехов вам в дальнейшем изучении нашей прекрасной науки – ФИЗИКИ!