Лабораторная работа Определение удельной теплоты парообразования
Лабораторная работа Определение удельной теплоты парообразования
В конструкции лабораторной установки лежит метод измерения теплоты парообразования воды методом конденсации. Основными элементами являются калориметр, парообразователь с сухопарником Ле-Шателье, нагреатель- электроплитка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа Определение удельной теплоты парообразования»
Лабораторная работа № 18
Раздел 2. Основы термодинамики
Тема 2.3. Свойства паров
Название практической работы: определение удельной теплоты парообразования
Учебная цель: определить удельную теплоту парообразования воды с помощью калориметра
Учебные задачи: на основании закона сохранения и превращения энергии вычислить удельную теплоту парообразования воды
Правила безопасности: правила проведения в кабинете во время выполнения практического занятия
Норма времени: 2 часа
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь: пользоваться приборами и оборудованием, определять взвешиванием массу калориметра, массу пара, определять температуру, составлять уравнение теплового баланса и определять удельную теплоту парообразования воды, сравнивать полученные результаты с табличным значением, вычислять абсолютную и относительную погрешности.
знать: устройство и принцип действия калориметра, расчётные формулы, закон сохранения и превращения энергии, уравнение теплового баланса, значение теплоты парообразования в природе и технике
Обеспеченность занятия
- методические указания по выполнению лабораторного занятия
- калориметр, парообразователь с сухопарником, электрическая плитка или спиртовка, технические весы с разновесами, термометр, штатив с держателем, экран
Порядок проведения занятия:
Для выполнения лабораторной работы учебная группа распределяется по индивидуальным вариантам
Теоретическое обоснование
Переход вещества из жидкого состояния в пар называется парообразованием, а обратный процесс – конденсацией. Парообразование протекает с поглощением теплоты, при конденсации теплота выделяется.
Количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости при неизменной температуре, называется удельной теплотой парообразования r:
r =
Удельную теплоту парообразования воды можно определить с помощью калориметра. Для этого в калориметр с водой (масса их заранее определяется) пропускать некоторое время пар, рисунок 1(см. приложение). В процессе теплообмена вода и калориметр получают энергию при этом температура воды и калориметра повышается от
+) ()
Пар и образующаяся из него вода отдают энергию
В этом процессе вода, полученная из пара, охлаждается от до
+ ()
На основании закона сохранения и превращении энергии =
Можно вычислить удельную теплоту парообразования воды.
Вопросы для закрепления теоретического материала к лабораторному занятию:
1. Изменится ли результат опыта при отсутствии сухопарника?
2. Как зависит удельная теплота парообразования от температуры? Почему?
3. При одном и том же давлении температура кипения разных жидкостей различны. Почему?
4. Одинаково ли опасен ожог стоградусным паром и кипящей водой той же температуры? Почему?
5. Почему вода в пробирке, опущенной в сосуд с кипящей водой, не кипит?
6. Почему в сковородке для приготовления пищи требуется меньше времени, чем в обычной кастрюле?
7. Где в технике используют энергию. Выделяемую при конденсации водяного пара?
8. Как называются установки для комбинированной выработки тепла и электроэнергии. По какому циклу они работают?
9. Как называется наука, которая изучает методы получения, преобразования, передачи и использования теплоты, а также принципы действия и конструктивные особенности тепловых машин, аппаратов и устройств?
10. Каким путём в настоящее время осуществляется промышленное производство тепловой и электрической энергии?
Содержание и последовательность выполнения работы:
Задачи лабораторной работы:
Задание
Определить взвешиванием массу внутреннего сосуда калориметра
Налить во внутренний сосуд калориметра 100 – 150 см3 воды и определить её массу
Поместить внутренний сосуд калориметра во внешний
Когда пар сильной струёй будет выходить из трубки сухопарника, измерить начальную температуру воды t1 в калориметре. Осторожно погрузить конец паропровода в воду, пропускать пар, пока температура воды не повысится на 10С.
Вынуть трубку паропровода из воды, термометром перемешать воду и определить конечную установившуюся температуру
Определить массу пара путём повторного взвешивания калориметра с водой.
Используя данные опыта, составить уравнение теплового баланса и определить удельную теплоту парообразования волы.
Сравнить полученный результат с табличным значением удельной теплоты парообразования воды. Вычислит абсолютную и относительную погрешности измерения.
Результаты измерений и вычислений занести в таблицу №1(см. приложение)
Сделать рисунки, схему к опыту
Вывод
По окончанию работы студент должен представить: - выполненную в лабораторной тетради работу в соответствии с вышеуказанными требованиями. Список литературы:
В. Ф. Дмитриева Физика для профессий и специальностей
технического профиля М.: ИД Академия – 2018
Т. В. Ильина Методические указания к лабораторно - практическим работам, ФОС 2018, «ПК Энергия» Электроугли