Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа №3 «Определение удельной теплоты плавления льда»»
Предмет: физика
Класс: 8
Тема урока: Лабораторная работа №3 «Определение удельной теплоты плавления льда»
Цели урока:
Образовательные: углубление и обобщение знаний по теме; формирование умений работать с лабораторным оборудованием;
Оборудование, информационное обеспечение: Учебник, лист для выполнения лабораторной работы калориметр, мензурка, термометр, сосуд с холодной водой, кусочки льда.
Ход урока
Организационный момент
приветствие;
осанка (напоминания в течение урока);
готовность к уроку (дневник, тетрадь, учебник на парте).
Актуализация опорных знаний
Учитель: Ребята, сейчас мы с вами вспомним, что изучали на прошлом уроке, проверим домашнее.
1) Работа у доски решаем задачу (2 человека, 3-4мин.).
2) Фронтальный опрос (3мин., пока выполняется задание на доске):
Что такое количество теплоты?
Как обозначается количество теплоты?
Единица измерения количества теплоты?
В честь ученого дана единица измерения или нет? (Обратить внимание на то, что «Дж» пишется с большой буквы (например, в отличие от метра – «м»), значит происходит от фамилии ученого).
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Ребята, а если мы захотим рассчитать это количество теплоты. Что мы должны сделать?
Ученики: Составить формулу.
Учитель: А что нам нужно для составления формулы?
Ученики: Буквы, обозначающие физические величины.
Учитель: Давайте посмотрим, все ли физические величины, от которых зависит количество теплоты, нами изучены? Назовите физическую величину и ее обозначение.
Ученики: Масса – m, изменение температуры - ∆t.
Учитель: Какой величины не хватает?
Ученики: Нет величины, которая определяла бы само вещество.
Учитель: Как называется величина, которая характеризует вещество?
Ученики: удельная теплоемкость вещества
Учитель: и нам сегодня предстоит экспериментально определить удельную теплоемкость вещества и сравнить полученный результат с табличным значением для определения вещества.
Сформулируйте цель нашего урока.
Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.
лист для выполнения лабораторной работы
Лабораторная работа №3
Определение удельной теплоты плавления льда.
Цель работы: используя уравнение теплового баланса, определить удельную теплоту плавления льда.
Приборы и материалы: калориметр, мензурка, термометр, сосуд с теплой водой, кусочки льда, весы электронные.
Ход работы:
Сделать таблицу
Vв, м3
tв, ᴼС
mл, кг
tл, ᴼС
tсмеси, ᴼС
ρв,
mв, кг
cв,
ƛизм,
ƛтабл,
Δƛ,
ε, %
-10
1000
4200
3,4*105
1. Налить в колориметр 150 мл воды. Записать объемVв. (в м3)
2. Измерить начальную температуру tв
3. Взять кусочек льда измерить его массу mл с помощью весов. После этого опустить его в воду. Когда лёд расплавится отметить самую низкую температуру tсмеси
4. Вычислить массу горячей воды mв= ρв*Vв
5.Используя данные опыта, составить уравнение теплового баланса и определить удельную теплоту плавления льда.
6. Сравнить полученный результат с табличным и вычислить абсолютную погрешность измерений Δƛ=| ƛизм- ƛтабл|
7. Вычислить относительную погрешность измерений
ε=
8. Все результаты измерений и вычислений должны быть занесены в таблицу и сделан вывод.
9. Все вычисления и расчеты делаются под таблицей.
Вывод: В ходе лабораторной работы мы определили удельную теплоту плавления льда и убедились, что она совпадает с табличным значением.
Теория для расчетов:
Согласно уравнению теплового баланса Qотд=Qпол
То есть количество теплоты, отданное водой равно количеству теплоты полученной льдом.
Qотд=cвmв(tв- tсмеси)
Лёд в процессе теплообмена сначала получает тепло для нагревания, а после плавится, то есть
Qпол=Qл+Qнл , где Qл= ƛизмmл
Qнл=слmл(tл- tсмеси)
Расчеты:
Vв, м3
tв, ᴼС
mл, кг
tл, ᴼС
tсмеси, ᴼС
ρв,
mв, кг
cв,
ƛизм,
ƛтабл,
Δƛ,
ε, %
-10
1000
0,15
4200
3,4*105
Vв=0,00015м3
mв=0,00015*1000=0,15кг
Самостоятельное выполнение обучающимися заданий под руководством учителя.
Самостоятельное выполнение и оформление лабораторной работы
Обобщение и систематизация обучающимися результатов работы.
На каком из этапов проведения лабораторной работы есть вероятность получить наибольшую погрешность измерений?
Какими должны быть материалы и устройство калориметра для получения наиболее точных результатов измерений?
Предложите свою методику измерения удельной теплоемкости жидкости.
Отчет учащихся о способах и результатах выполнения работы и теоретическая интерпретация полученных результатов.
Отчет пар о проделанной работе. Оглашение результатов эксперимента и вычислений.
Итоги урока (рефлексия), сообщение домашнего задания.