kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лабораторная работа №3 «Определение удельной теплоты плавления льда»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Лабораторная  работа №3  «Определение удельной теплоты плавления льда»

Цели урока:

  • Образовательные: углубление и обобщение знаний по теме; формирование умений работать с лабораторным оборудованием;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа №3 «Определение удельной теплоты плавления льда»»

Предмет: физика

Класс: 8

Тема урока: Лабораторная работа №3 «Определение удельной теплоты плавления льда»

Цели урока:

  • Образовательные: углубление и обобщение знаний по теме; формирование умений работать с лабораторным оборудованием;

Оборудование, информационное обеспечение: Учебник, лист для выполнения лабораторной работы калориметр, мензурка, термометр, сосуд с холодной водой, кусочки льда.

Ход урока

  1. Организационный момент

  • приветствие;

  • осанка (напоминания в течение урока);

  • готовность к уроку (дневник, тетрадь, учебник на парте).

  1. Актуализация опорных знаний

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами вспомним, что изучали на прошлом уроке, проверим домашнее.

1) Работа у доски решаем задачу (2 человека, 3-4мин.).

2) Фронтальный опрос (3мин., пока выполняется задание на доске):

Что такое количество теплоты?

Как обозначается количество теплоты?

Единица измерения количества теплоты?

В честь ученого дана единица измерения или нет? (Обратить внимание на то, что «Дж» пишется с большой буквы (например, в отличие от метра – «м»), значит происходит от фамилии ученого).

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Ребята, а если мы захотим рассчитать это количество теплоты. Что мы должны сделать?

Ученики: Составить формулу.

Учитель: А что нам нужно для составления формулы?

Ученики: Буквы, обозначающие физические величины.

Учитель: Давайте посмотрим, все ли физические величины, от которых зависит количество теплоты, нами изучены? Назовите физическую величину и ее обозначение.

Ученики: Масса – m, изменение температуры - ∆t.

Учитель: Какой величины не хватает?

Ученики: Нет величины, которая определяла бы само вещество.

Учитель: Как называется величина, которая характеризует вещество?

Ученики: удельная теплоемкость вещества

Учитель: и нам сегодня предстоит экспериментально определить удельную теплоемкость вещества и сравнить полученный результат с табличным значением для определения вещества.

Сформулируйте цель нашего урока.

  1. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.

лист для выполнения лабораторной работы

Лабораторная работа №3

Определение удельной теплоты плавления льда.

Цель работы: используя уравнение теплового баланса, определить удельную теплоту плавления льда.

Приборы и материалы: калориметр, мензурка, термометр, сосуд с теплой водой, кусочки льда, весы электронные.

Ход работы:





Сделать таблицу

Vв, м3

tв, ᴼС

mл, кг

tл, ᴼС

tсмеси, ᴼС

ρв,

mв, кг

cв,

ƛизм,

ƛтабл,

Δƛ,

ε, %




-10


1000


4200


3,4*105





1. Налить в колориметр 150 мл воды. Записать объем Vв. (в м3)

2. Измерить начальную температуру tв

3. Взять кусочек льда измерить его массу mл с помощью весов. После этого опустить его в воду. Когда лёд расплавится отметить самую низкую температуру tсмеси

4. Вычислить массу горячей воды mв= ρв* Vв

5. Используя данные опыта, составить уравнение теплового баланса и определить удельную теплоту плавления льда.

6. Сравнить полученный результат с табличным и вычислить абсолютную погрешность измерений Δƛ=| ƛизм- ƛтабл|

7. Вычислить относительную погрешность измерений

ε=

8. Все результаты измерений и вычислений должны быть занесены в таблицу и сделан вывод.

9. Все вычисления и расчеты делаются под таблицей.

Вывод: В ходе лабораторной работы мы определили удельную теплоту плавления льда и убедились, что она совпадает с табличным значением.

Теория для расчетов:

Согласно уравнению теплового баланса Qотд=Qпол

То есть количество теплоты, отданное водой равно количеству теплоты полученной льдом.

Qотд= cв mв(tв- tсмеси)

Лёд в процессе теплообмена сначала получает тепло для нагревания, а после плавится, то есть

Qпол=Qл+Qнл , где Qл= ƛизм mл

Qнлл mл(tл- tсмеси)

Расчеты:

Vв, м3

tв, ᴼС

mл, кг

tл, ᴼС

tсмеси, ᴼС

ρв,

mв, кг

cв,

ƛизм,

ƛтабл,

Δƛ,

ε, %




-10


1000

0,15

4200


3,4*105





Vв=0,00015 м3

mв=0,00015*1000=0,15кг






  1. Самостоятельное выполнение обучающимися заданий под руководством учителя.

Самостоятельное выполнение и оформление лабораторной работы

  1. Обобщение и систематизация обучающимися результатов работы.

  1. На каком из этапов проведения лабораторной работы есть вероятность получить наибольшую погрешность измерений?

  2. Какими должны быть материалы и устройство калориметра для получения наиболее точных результатов измерений?

  3. Предложите свою методику измерения удельной теплоемкости жидкости.

  1. Отчет учащихся о способах и результатах выполнения работы и теоретическая интерпретация полученных результатов.

Отчет пар о проделанной работе. Оглашение результатов эксперимента и вычислений.

  1. Итоги урока (рефлексия), сообщение домашнего задания.

Прием «Лестница успеха»

Домашнее задание. Повторит термины, формулы





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лабораторная работа №3 «Определение удельной теплоты плавления льда»

Автор: Прокопчук Мария Витальевна

Дата: 03.12.2024

Номер свидетельства: 660718

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Лабораторная работа:"Определение удельной теплоты плавления льда" с использованием оборудования "PASCO" "
    ["seo_title"] => string(110) "laboratornaia-rabota-opriedielieniie-udiel-noi-tieploty-plavlieniia-l-da-s-ispol-zovaniiem-oborudovaniia-pasco"
    ["file_id"] => string(6) "153356"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420995697"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Лабораторная работа №2. Определение удельной теплоты плавления льда."
    ["seo_title"] => string(74) "laboratornaia-rabota-2-opriedielieniie-udiel-noi-tieploty-plavlieniia-l-da"
    ["file_id"] => string(6) "299237"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456486641"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства