Урок обеспечит формирование понятий трения как физического явления и силы трения; поможет усвоить знания о зависимости силы трения от рода трущихся поверхностей, прижимающей силы и вида трения (скольжение, качение).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект вводного урока "Трение. Силы трения"»
Урок №22 Дата ____________
Трение. Сила трения
Цель: обеспечить формирование понятий трения как физического явления и силы трения; усвоение знаний о зависимости силы трения от рода трущихся поверхностей, прижимающей силы и вида трения (скольжение, качение). Познакомить учащихся с проявлениями силы трения, способами увеличения или уменьшения силы трения. Проверить и оценить качество усвоения учащимися темы «Сила упругости. Вес тела. Единица силы. Сложение сил.»
Мы немножко постоим, Силу трения узрим, Руку об руку потрём, И наклонимся вперёд, А затем назад пройдём И притом не упадём.
4. Проверочная работа.
5. Домашнее задание.
&14, 15, подготовиться к лабораторной работе № 3, пословицы, поговорки, стихи о силе трения
6*. Закрепление нового материала.
7. Рефлексия.
2. Изложение нового материала.
- Здравствуйте, ребята. Вы любите отгадывать загадки? Отгадайте о чем эта загадка.
«Что будет: три, три, три?». (дырка)
Как вы думаете, о чем это загадка? (о трении).
Тема нашего урока «Трение. Сила трения».
Чем старше становится человек, тем меньше он удивляется тому, что происходит вокруг
- почему шелковый шнурок развязывается быстрее, чем шерстяной;
- почему бревно легче катить, чем тащить;
- почему вбитый в стену гвоздь не выскакивает.
Цель нашего урока разобраться со всеми «почему».
400 лет назад открыли трение – самый крепкий орешек естествознания. Трение встречается буквально на каждом шагу, без него и шага не сделаешь; держим ручку, в руке – трение, пишем вот эту самую фразу – трение; стоят на столе всякие предметы, не соскальзывают – трение; гвозди держат полку с книжками, не вылезают из стены – трение и т.д.
Когда же возникает трение? (при соприкосновении поверхностей)
Куда направлена сила трения? (сила трения всегда направлена в сторону противоположную скорости)
Сила, возникающая при взаимодействии поверхности одного тела с поверхностью другого, когда тела неподвижны, либо перемещаются относительно друг друга, называется силой трения
Обозначается сила трения буквой F с индексом Fтр
- Почему возникает сила трения?
Проведите рукой по столу, что вы почувствовали? (неровности)
опыт со стеклами: почему трудно разъединить стекла. (межмолекулярное притяжение)
Причины возникновения силы трения:
шероховатость поверхностей соприкасающихся тел
взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел
Как правило, в большинстве случаев трение обусловлено этой причиной
Возникает в случае гладко отшлифованных поверхностей
Виды силы трения:
1. Сила трения скольжения (сила трения скольжения возникает при движении одного тела по поверхности другого и направлена в сторону противоположную движению)
2. Сила трения качения (сила трения, которая возникает, когда одно тело катится по поверхности другого)
3. Сила трения покоя (сила, которая удерживает тела на месте – сила трения покоя. Чтобы сдвинуть тело с опоры нужно приложить силу. Эта сила уравновешивает силу трения. На наклонной опоре сила трения удерживает тело. сила трения по величине может достигать больших значений)
Способы уменьшения силы трения:
1. заменить трение скольжения, трением качения
2. на гладкие поверхности трущихся тел нанести жидкую смазку
3. уменьшить силу давления
6*. Качественные задачи.
1. Что легче: сдвинуть с места тело или продолжать двигать его по горизонтальной поверхности? Почему?
2. Зачем зимой дорожки посыпают песком?
3. Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи?
4. Зачем на обуви, шинах автомобилей наносят протектор?
5. Зачем в двигатель автомобиля наливают масло?
6. Зачем спортсмены-лыжники на лыжи наносят особую смазку?
7. Зачем подшипники колес и педалей велосипедов смазывают солидолом?
8. Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?
9. Дайте физическое обоснование пословицу: “Коси коса пока роса; роса долой и мы домой”. Почему при росе легче косить?