Актуализация опорных знаний | - Перед Вами магнитная стрелка. Как привести ее во вращение? Учитель демонстрирует вращение магнитной стрелки под действием магнита. - Может ли привести в движение магнитную стрелку катушка с медным проводом? - Что используем для получения тока? Учитель демонстрирует опыт действия магнитного поля катушки с током на магнитную стрелку. - Не забывайте, что источник питания создает электрическое поле, под действием которого свободные электроны, всегда имеющиеся в проводнике, приходят в направленное движение. - Почему катушка с током действует на магнитную стрелку на расстоянии? На слайде 2 появляется надпись: Катушка с током Магнитное поле Маг. стрелка - 1822г. французский физик и астроном Араго заметил, что колеблющаяся около положения равновесия магнитная стрелка быстро останавливается, если она находится в футляре из меди, тогда как без медного футляра ее качания долго не прекращаются. - Что вас удивило? | Обучающиеся высказываются: - Магнитная стрелка начнет вращаться, если к ней поднести магнит. - Катушка приведет в движение магнитную стрелку, если по ней протекает электрический ток. - Для получения тока используем источник питания. - Катушка с током создает вокруг себя магнитное поле, которое действует на магнитную стрелку. - Медный футляр-это не магнит, тока по нему не пропускают, а он действует на магнитную стрелку и даже останавливает ее. | Слайд 2 + Слайд 2 | 3 мин |
Открытие нового знания | - Какие есть предложения? Учитель организует обсуждение: Возможные подсказки: - Во времена Араго существовали привычные для нас источники питания? - Вспомните, что магнитная стрелка - это маленький магнит. - Что же может быть причиной возникновения тока? - Попытайтесь сформулировать тему урока С помощью учителя выбирают тему урока. - Записываем тему урока: «Получение Э.Т. с помощью М.П.» - Какова цель урока? (учитель обращает внимание на тему урока) Записывает на доске: Цель: М.П. Э.Т. - Какие задачи необходимо решить для достижения нашей цели? Учитель помогает формулировать задачи и фиксирует на доске: Создать магнитное поле. Выбрать приборы, в которых получим Э.Т. Зарегистрировать ток. Объяснить причину возникновения тока. Учитель организует экспериментальную проверку решения проблемы. - Как создать магнитное поле? - Магнитная стрелка обладает слабым магнитным полем. - Какой способ создания магнитного поля самый простой? - Выберите прибор, в котором получим Э.Т. Сразу предупреждаю, что медного футляра у нас нет, чем можно заменить? (на столе лежат алюминиевое кольцо, пластмассовое кольцо, катушка-моток) - Как осуществим регистрацию появившегося тока? - Мы не знаем величину силы тока, в лаборатории есть миллиамперметры для регистрации малых токов. Учитель предлагает поработать в парах на рабочем месте. - Вы работаете в парах, параллельно с экспериментом отвечаете на вопросы, ответы записываете на листе с вопросами. Вопросы на листе: - Каков оптимальный набор приборов в вашем эксперименте? - В каком случае наблюдаем возникновение электрического тока? - Каковы показания прибора? - Какой ток вы создали: постоянный или меняющийся? Учитель организует обсуждение результатов эксперимента по вопросам: - Обсудим результаты эксперимента. Если никто из обучающихся не обратит внимание на возникновение тока при движении катушки относительно магнита, учитель предлагает: - Проверьте, возникает ли ток при движении катушки относительно магнита. Возможно, кто-то из обучающихся обратит внимание, что ток в цепи существует только во время движения магнита относительно катушки. Если никто не заметит этого, учитель задает вопрос: - Будет ли возникать ток, если магнит оставить неподвижным в катушке. Проверьте экспериментально. Учитель добавляет: - Электрический ток назвали индукционным (наведенным), наведенным (чем?)... - Итак, сделаем вывод из эксперимента: что необходимо для возникновения индукционного тока? - Какие слова или части слов (корень слова) нужно включить в название открытого нами явления? - Название «открытого» нами явления - электромагнитная индукция. - Запишем уточненную тему урока (пишет на доске): «Явление электромагнитной индукции» На слайде 4 появляется тема - Мы не являемся первооткрывателями в этом вопросе, стр. 163 учебника. - Чей упорный труд решил проблему получения индукционного тока с помощью магнитного поля? - И решал ее долгих 10 лет, задачу, с которой вы справились за несколько минут. Историю вопроса открытия электромагнитной индукции и ответ на вопрос «Почему так долго?» предлагаю обсудить на индивидуальной консультации. Учитель обращает внимание на задачи урока: - Разберемся с причиной возникновения явления - Магнит создает неоднородное магнитное поле. Картина магнитного поля изображена на слайде. Магнит приближается к катушке северным или южным полюсом, изобразите два положения катушки в магнитном поле. Учитель выборочно проверяет рисунки обучающихся и демонстрирует слайд 6 с правильным ответом: Вопрос появляется на слайде: - Что же происходит с магнитным потоком, проходящим сквозь катушку, при приближении магнита к катушке? - Итак, причина возникновения индукционного тока – это изменение магнитного потока, пронизывающего замкнутую катушку. - Чтобы убедиться, что наш вывод верен, вспомните, при каком условии ток в катушке не возникает? - Обратите внимание - магнитное поле есть, но оно не изменяется, и электрического тока нет. -- Найдите в учебнике текст, подтверждающий наши выводы о явлении электромагнитной индукции (стр. 165). | Обучающиеся высказываются: - Нужно повторить эксперимент. - Батареек во времена Араго не было, значит источник тока какой-то необычный. - Значит, магнитная стрелка создает магнитное поле. - Причиной возникновения тока может быть магнитное поле. Обучающиеся предлагают различные варианты темы урока: «Электрический ток и магнитное поле», «Получение Э.Т. с помощью магнитного поля» и.т.д. Обучающиеся пишут тему урока в тетрадь. Цель: Получить электрический ток с помощью магнитного поля. Обучающиеся принимают участие в обсуждении и с помощью учителя формулируют задачи: Создать магнитное поле. Выбрать приборы, в которых получим Э.Т. Зарегистрировать появление тока. Объяснить причину возникновения тока. Обучающиеся отвечают: - Создать магнитное поле можно с помощью проводника или катушки с током, постоянным магнитом, магнитной стрелкой. - Создать магнитное поле с помощью постоянного магнита. - Для опыта выбираем катушку с медным проводом. - Регистрацию тока можно осуществить с помощью лампы, амперметра. Обучающиеся выбирают приборы и получают Э.Т. Во время работы отвечают на предложенные вопросы (вопросы записаны на листе и розданы вместе с приборами). Возможный вариант ответа: - Катушка, соединительные провода, миллиамперметр, магнит. - Наблюдаем возникновение тока при введении и выведении магнита в катушку. - Величина тока постоянно меняется, стрелка меняет направление. - Мы создали меняющийся ток. Обучающиеся отвечают на вопросы о ходе эксперимента. - Во время движения катушки относительно магнита в цепи появляется ток Обучающиеся проверяют и уточняют: - Если магнит оставить неподвижным в катушке, то ток не возникает. Обучающиеся дополняют: - Магнитным полем. - Для возникновения индукционного тока необходимо движение магнита относительно катушки или наоборот. - Электрический ток, магнит, индукционный… Обучающиеся записывают тему в тетрадь. Обучающиеся работают с учебником. - Задачу «Превратить магнетизм в электричество» поставил пред собой английский ученый Майкл Фарадей в 1822 году. !!??? Так долго Обучающиеся выполняют рисунок в тетради. Обучающиеся отвечают: - При приближении к катушке магнита проходящий сквозь катушку магнитный поток увеличивается. - Ток не возникает, если магнит ввести в катушку и оставить его там. Обучающиеся зачитывают текст: - При всяком изменении магнитного потока, пронизывающего контур замкнутого проводника, в этом проводнике возникает электрический ток, существующий в течение всего процесса изменения магнитного потока. В этом заключается явление электромагнитной индукции. | Учитель помогает в решении проблемы Учитель пишет тему на доске Учитель организует работу в парах. Слайд 4 + Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 + Слайд 6 | 14мин |
Этап подведения итогов | Подведем итог нашей работы. - Какое было затруднение? - Что мы провели, чтобы разрешить проблему? - Какой получили результат? - Какие цели были поставлены? - Соответствует ли результат цели? - Сегодня первое занятие по теме «Электромагнитная индукция». На занятии вы использовали ваш жизненный и практический опыт. - Эксперимент позволил нам обнаружить новый способ получения тока. Но ток может возникнуть только при наличии электрического поля, значит, можно предположить, что мы сегодня нашли новый необычный для нас источник электрического поля, это меняющееся магнитное поле. - Действительно, не все в этом явлении лежит на поверхности, не все так просто, как получилось у нас. - Явление электромагнитной индукции открыто М. Фарадеем в 1831г., а механизм возникновения индукционного тока был раскрыт только в 1865г. Д. Максвеллом. - Следующие этапы нашей работы – это закрепление, расширение и использование знаний (3 занятия): выполним лабораторную работу (выясним, что влияет на величину и направление тока); обсудим как «трудится» явление электромагнитной индукции в электромеханическом индукционном генераторе, трансформаторе, познакомимся с механизмом возникновения индукционного тока. - И разрешим, наконец-то, проблему с магнитной стрелкой в опыте Араго. - А это уже новая проблема, которую попытаемся разрешить на следующем занятии. - Обратите внимание, на стенде размещена дополнительная информация: о жизни М. Фарадея; об использовании явления в работе дефектоскопа, индукционной плавильной печи, индукционной бытовой печи и.т.д. - Окончательная оценка каждому обучающемуся будет выставлена после проверки учителем листов самоконтроля, самостоятельной работы и задач со слайда. Благодарю за работу! | Обучающиеся участвуют в беседе по подведению итогов занятия. Обучающиеся, вспоминая начало занятия (сами или с помощью подсказок учителя), приходят к заключению: - Колеблющаяся около положения равновесия магнитная стрелка своим магнитным полем «создала» электрический ток в медном футляре, однако сама остановилась. | Учитель обращает внимание на цель и задачи (на доске) и вместе с учениками подводит итоги урока. Слайд 12 + Слайд12 | 3 мин |