Изучение понятий относительной и абсоютной влажности воздуха. Изучение приборов для определения относительной влажности воздуха. Развитие ассоциативного мышления, коммуникабельности,самостоятельности в решении вопросов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Влажность воздуха"»
Филиал МОУ СОШ №1 им. С.И. Гусева «СОШ в п. Маяковское»
Урок Тема «Влажность воздуха и ее значение»
8 класс
Базовый курс
Подготовила: учитель:
Стрельникова Наталья Николаевна
Первая квалификационная категория
Относительная влажность воздуха и ее значение.
Целевая аудитория: 8 класс
Цели урока:
1)Изучение понятий абсолютной и относительной влажности воздуха;
2) Изучение устройства и работы приборов для определения относительной влажности воздуха;
3) Развитие ассоциативного мышления учащихся, коммуникабельности, самостоятельности в решении вопросов;
4) Показать, что физические знания необходимы людям разных профессий, расширение кругозора.
Оборудование и материалы: таблицы, карточки - задания, дидактический материал, гигрометр волосной, психрометр Августа, конденсационный гигрометр, термометр, диэтиловый эфир, сосуд с водой, насос.
Ход урока
Организационный момент:
Класс поделен на 5 групп, каждая готовит ответы, в работе группы принимают участие все ученики группы.
Фронтальный опрос по карточкам
Первая группа:
Что тяжелее: 1 кубометр сухого воздуха или влажного? (кубометр влажного воздуха есть смесь кубометра водяного пара с кубометром сухого воздуха)
Вторая группа:
Сырой воздух должен иметь большую плотность, чем сухой, так как содержит большее количество молекул воды. Но почему же при увеличении абсолютной влажности перед дождем показание барометра "падает", показывая уменьшение давления?
Третья группа:
Как можно заставить кипеть воду, охлаждая сосуд, в котором она находится? (показать опыт)
Четвертая группа:
Почему давление насыщенного водяного пара не зависит от объема?
Пятая группа:
Как будет меняться температура кипения, если сосуд с водой опустить в глубокую шахту?
Изложение нового материала.
Значение влажности в различных сферах производства и ее влияние на жизнедеятельность, здоровье человека, природные явления и экологию. (Выступления учащихся)
Определение влажности воздуха и основные характеристики: парциальное давление; абсолютная влажность; относительная влажность; точка росы.
Измерение влажности воздуха по приборам:
волосной гигрометр (изобретен римлянами в 852 году, они пользовались подплечиками из волос, которые легко стягивались и растягивались в зависимости от влажности);
гигрометр с грушей (используют в лабораторных условиях, точного значения влажности не дает, позволяет определить точку росы);
психрометр гигрометрический (Августа изобретен в 1867 году в Германии)
Сообщение учителя о принципе работы данных приборов:
Принцип действия волосного гигрометра основан на свойстве обезжиренного волоса (человека или животного) изменять свою длину в зависимости от влажности воздуха, в котором он находится. Волос натянут на металлическую рамку. Изменение длины волоса передаётся стрелке, перемещающейся вдоль шкалы. Волосной гигрометр в зимнее время являются основным прибором для измерения влажности воздуха вне помещения. (Демонстрация прибора)
Более точным гигрометром является гигрометр психрометрический – психрометр (по др. гречески "психрос" означает холодный). Демонстрация прибора. Ученики сами рассказывают о принципе работы данного прибора. Известно, что от относительной влажности воздуха зависит скорость испарения. Чем меньше влажность воздуха, тем легче влаге испаряться.
В психрометре есть два термометра. Один - обычный, его называют сухим. Он измеряет температуру окружающего воздуха. Колба другого термометра обмотана тканевым фитилем и опущена в емкость с водой. Второй термометр показывает не температуру воздуха, а температуру влажного фитиля, отсюда и название увлажненный термометр. Чем меньше влажность воздуха, тем интенсивнее испаряется влага из фитиля, тем большее количество теплоты в единицу времени отводится от увлажненного термометра, тем меньше его показания, следовательно, тем больше разность показаний сухого и увлажненного термометров. Учащиеся определяют показания сухого и увлажненного термометра, находят по таблице данные значения и определяют относительную влажность воздуха в классной комнате.
Выполнение фронтальных лабораторных работ:
Лабораторная работа №1 Работа с психрометром
Цель работы: научиться пользоваться психрометром Августа и игрометрогм и определять относительную влажность воздуха в классной комнате.
Оборудование: психрометр Августа, таблицы.
Ход работы.
Изучить устройство психрометра и принцип его действия.
Проверить наличие воды в резервуаре и при необходимости долить ее.Спять показания сухого и смоченного термометров и определить разность их показаний.Пользуясь психрометрической таблицей, определить относительную влажность воздуха.
Результаты измерений занести в таблицу.
Показание сухого термометра tС
Показание влажного термометра tВЛ
Разность показаний термометров Δt=tС-tВЛ
Относительная влажность воздуха φ, %
Сделать вывод, указав физический смысл измеренной величины.
Лабораторная работа № 2 Работа с конденсационным гигрометром.
Цель работы: определить относительную влажность в классной комнате.
Изучить устройство и принцип действия конденсационного гигрометра.Определить по термометру температуру окружающего воздуха. Определить точку росы - температуру, при которой появляются капельки росы на блестящей поверхности гигрометра (для этого наполнить гигрометр эфиром и продуть через него воздух при помощи груши).
По таблице «Давление насыщенного водяного пара и его плотность при различных температурах» определить давление насыщенного пара pн.п при комнатной температуре и парциальное давление pп при температуре росы.