kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по физике "Удельная теплота плавления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по физике соответствует требованиям ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике "Удельная теплота плавления"»

Тема урока: «Удельная теплота плавления»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: изучить физическую величину «Удельная теплота плавления» и вывести формулу расчёта количества теплоты при плавлении и отвердевании вещества.

Задачи познавательной деятельности учащихся:

Знать:

  • Определение физической величины: «Удельная теплота плавления».

  • Единицы измерения данной величины.

  • Формулу для определения количества теплоты при плавлении и отвердевании вещества.

Уметь:

  • Находить по таблице удельную теплоту плавления данного вещества и объяснять её физический смысл.

  • Применять изученную на уроке формулу при решении задач.

  • Приводить примеры практического применения изученного материала.




Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с цифрами «А», «Б», «В», «Г», тесты

  1. Организационный этап

Добрый день, садитесь. Тема сегодняшнего урока «Удельная теплота плавления». Откройте тетради, запишите число и тему урока. Для изучения нового материала нам необходимо повторить пройденный материал, и помогут нам в этом ………

Пока они готовятся (5 минут) мы с вами поиграем в игру «Кто хочет стать отличником?»

  1. Проверка домашнего задания

Работа в группах – игра «Кто хочет стать отличником?»

    1. Игра «Кто хочет стать отличником». Класс делится на две группы. Каждой группе раздаются карточки: «А», «Б», «В», «Г». На экране поочерёдно задаются вопросы и даётся четыре варианта ответа на каждый вопрос. Работая в группах, учащиеся за 10 секунд должны дать ответ на вопрос и поднять карточку. Ответы учащихся записываются в таблицу. По истечении времени (5 минут) подводятся итоги, даётся оценка работы каждой группы и отдельных учащихся.

Вопросы:

  1. Формула Q=cm(t2-t1) используется для….

  1. Вычисления плотности вещества

  2. Определения скорости тела

  3. Потенциальной энергии тела

  4. Для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

  1. Величина с в формуле Q=cm(t2-t1) это…

  1. Масса тела

  2. Температура тела

  3. Удельная теплоемкость вещества

  4. Количество теплоты

  1. По формуле Q=qm вычисляется…

  1. плотность вещества

  2. количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива

  3. скорость тела

  4. кинетическая энергия тела

  1. Величина q – это….

  1. масса вещества

  2. удельная теплоемкость вещества

  3. удельная теплота сгорания топлива

  4. количество теплоты

  1. Плавление тел – это…

  1. Переход вещества из твердого состояния в жидкое

  2. Переход вещества из жидкого в твердое

  3. Переход вещества из газообразного в жидкое

  4. Переход вещества из жидкого в газообразное

  1. Температура плавления – это..

  1. 00С

  2. 1000С

  3. Температура при которой вещество плавится

  4. Любая температура, которая больше 00С

  1. На рисунке показана зависимость температуры от времени для твердого тела. Какой участок относится к плавлению?

А) АВ; Б) ВС; В) СД; Г) ВСД.

А теперь слово докладчикам.

    1. Сообщение на тему: Молекулярное строение кристаллических тел.

    2. Сообщение на тему: График плавления льда

  1. Изучение нового материала

При изучении нового материала мы будем опираться на материал предыдущих уроков, особенно на вопросы, которые были раскрыты в заслушанных нами сообщениях.

Мы с вами знаем, что называется процессами плавления и отвердевания, в чём отличие в молекулярном строении твёрдых тел от жидкостей, мы знаем, что при плавлении вещества идёт процесс разрушения его кристаллической решётки, при этом необходимо затратить энергию, а при кристаллизации эта энергия выделяется. Т.е. процессы плавления и отвердевания мы изучили качественно.

Следующая наша с вами задача заключается в том, чтобы научиться вычислять количество теплоты, затраченное на плавление и выделившееся при отвердевании, т.е. изучить эти процессы количественно.

Давайте определим цель сегодняшнего урока. Что мы должны изучить сегодня?

(ответы учащихся)

(Четко сформулировать цель урока и задачи)

Цель: изучить физическую величину «Удельная теплота плавления» и вывести формулу расчёта количества теплоты при плавлении и отвердевании вещества.

Задачи:

  • Дать определение физической величины: «Удельная теплота плавления».

  • Узнать единицы измерения данной величины.

  • Вывести формулу для определения количества теплоты при плавлении и отвердевании вещества.

  • Научиться находить по таблице удельную теплоту плавления данного вещества и объяснять её физический смысл.

  • Применять изученную на уроке формулу при решении задач.

  • Приводить примеры практического применения изученного материала.







Сейчас мы с вами попытаемся устно решить задачи, которые должны помочь нам научиться этому.

Учитель: При выполнении лабораторной работы было установлено, что для плавления 1 кг льда потребовалось 340000 Дж теплоты. Используя эти данные, ответьте мне на вопрос: Какое количество теплоты потребуется для плавления 2 кг льда?(680000 Дж) а 10 кг? (3400000Дж) а m кг?

Q=340000*m

Вывод: зная это условие, мы можем рассчитать количество теплоты для любой массы льда.

Учитель: А если я возьму другое вещество – золото, например? Кто мне скажет, как поступить?

-Какие данные мы использовали? (лаб.работы)

-Какое количество теплоты потребуется для плавления 1 кг золота?

-Проводили и такую лаб.работу и получили такой результат 67000Дж теплоты.

-теперь для любой массы золота мы можем вычислить количество теплоты, требуемого для плавления

Q=67000*m

Вывод: зная это условие, мы можем рассчитать количество теплоты для любой массы золота.

А если взять серебро или олово?

Общий вывод: Для того, чтобы рассчитать какое количество теплоты потребуется для плавления того или иного вещества, нужно знать какое количество теплоты потребуется для плавления 1 кг вещества.

Опыты проводились для каждого вещества, но запомнить все величины мы не можем, поэтому их занесли в таблицу, фрагмент которой есть у вас в учебнике.

Может кто-то уже догадался, как называется эта величина.

Эту величину назвали удельная теплота плавления вещества. С аналогичными величинами мы встречались с вами ранее – это с и q.

Данную величину мы будем обозначать греческой буквой λ «лямбда».

Итак, λ льда =340000 Дж/кг,

λ золота =67000 Дж/кг

Откройте учебники стр.37 и, найдите, чему равна удельная теплота плавления серебра, олова и др.

Попробуйте сформулировать физический смысл этой величины.

В общем виде формула примет вид: Q=λm

  1. Закрепление изученных знаний

  1. Работа с таблицей в учебнике

  2. Решение задачи: Какое количество теплоты необходимо для того, чтобы расплавить 400 г олова взятого при температуре плавления?

(работа с правильным оформлением задачи)

Где мы на практике можем использовать эти знания? Кому нужна формула, которую мы изучили?

-На данный момент вам она нужна для решения задач, так как вы в этом году сдаете физику как переводной экзамен, возможно, кто-то будет сдавать ГИА по физике в 9 классе, там встречаются задачи на эту тему.

Пример практического применения изученного материала : металлургия. Используя изученную нами сегодня формулу, металлурги вычисляют количество теплоты, необходимое в доменных печах, мартенах. От правильности их вычислений зависит качество выплавленного чугуна, стали, других металлов. Для выплавки, например, чугуна требуется очень большое количества теплоты, а значит и сжигаемое в домнах топливо должно иметь большую теплоту сгорания. Одним из видов такого топлива является кокс, который получают из высококачественных сортов каменного угля – антрацит на специальных комбинатах. У нас на Алтае тоже имеется такой кокс - химический комбинат в г. Заринске.

  1. Подведение итогов

Давайте вернемся к началу урока. Какие задачи мы ставили? Решили?

Добились поставленной цели?

Сейчас мы это и проверим. Предлагаю ответить на вопросы теста (3-4 минуты)-взаимопроверка в парах.

Кто ответил на все вопросы, встаньте! Молодцы! Кто на два? А есть кто вообще не ответил?

  1. Оценки за урок. Домашнее задание/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по физике "Удельная теплота плавления"

Автор: Перевезенцев Алексей Владимирович

Дата: 23.11.2016

Номер свидетельства: 362029

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока по физике в 8 классе с использованием сингапурской методики.  Расчет количества теплоты. "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-po-fizikie-v-8-klassie-s-ispol-zovaniiem-singhapurskoi-mietodiki-raschiet-kolichiestva-tieploty"
    ["file_id"] => string(6) "132630"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416385307"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Пресс-конференция по химии "Рудничный газ" "
    ["seo_title"] => string(48) "priess-konfierientsiia-po-khimii-rudnichnyi-ghaz"
    ["file_id"] => string(6) "162855"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422423080"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства