Республика Татарстан
Кайбицкий муниципальный район
МБОУ Бурундуковская основная школа им. Р.Калимуллина
Конспект урока по физике в 8 классе с использованием сингапурской методики.
Расчет количества теплоты.
Учительница: Юсупова А.Х.
Цели урока
Образовательные:
- подготовить учащихся к предстоящей контрольной работе
Развивающие:
- формирование логического мышления, продолжать развивать монологическую речь с использованием физических терминов;
Воспитательные:
- приучать детей к доброжелательному общению, взаимопомощи, умению слушать друг друга.
- воспитание качеств личности, такие как коммуникативность и сотрудничество
Задачи урока
- научить: правильно применять формулы при решении задач и тестировании; вычислять количество теплоты.
Тип урока: Обобщение.
Формы работы: устный опрос, индивидуальная работа, работа в команде и в парах.
Ход урока
I. Приветствие. Организационный момент
1.Структура МЭНЕДЖ МЭТ
Учитель: ХАЙ ФАЙВ (СИГНАЛ ТИШИНЫ).
Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь !
Приветствуйте друг- друга.
II. Актуализация (3 мин)
Учитель: Домашним заданием было записать на одной стороне листочка любой пример или вопрос, а на обратной стороне – ответ. КУИЗ – КУИЗ – ТРЕЙД (ОПРОСИ – ОПРОСИ – ОБМЕНЯЙСЯ КАРТОЧКАМИ).
Учитель: Ребята, вы будете проверять и обучать друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами.
Учитель: 1)Ребята, встаньте, задвиньте стулья, возьмите свои карточки, поднимите руку и найдите ближайшую пару.
2)Ученик А у которого день рождения зимой спрашивает ученика В (задаёт вопрос из своей карточки).
3)Ученик В отвечает.
4)Ученик А помогает и хвалит (подскажи, научи, переспроси, похвали).
5)Ученики меняются ролями (ученик В спрашивает ученика А).
6)Ученики меняются карточками и благодарят друг друга.
Можно повторить шаги 1-6 несколько раз.
Учитель: контролирует время процесса.
III. Индивидуальная работа в команде по обучающей структуре (1- раунд -8 минут, следующие 3 раунда по 4 минуты, 5 раунд -5 минут---всего 25 минуты)
СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ (Simultaneous Round Table)-«одновременный раунд тейбл» - 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу.
Учащимся раздаются заранее подготовленные листы с вопросом и задачей.
На каждом листе задания, относящиеся к определённой теме повторения. После 1-го раунда учащиеся записывают результаты участников в своих тетрадях.
1 Задача
Какое количество теплоты пойдет на нагревание воды от 150С до 250С в бассейне, длина которого 100 м, ширина 6 м и глубина 2 м?
Дано:
t1 = 150C
t2 = 250C
a = 100 м
b = 6 м
c = 2 м
Q-?
c = 4200 Дж/кг0С
r = 1000 кг/м3
Ответ: Q = 504*108 Дж.
2.Задача
Определите удельную теплоемкость металла, если на нагревание бруска массой 100 г, сделанного из этого металла, от 200С до 240С потребовалось 152 Дж теплоты.
Дано:
m = 100г.
t1 = 200C
t2 = 240C
Q = 152 Дж
c - ?
Вычисления.
Ответ: с = 380 Дж/кг0С. По таблице находим, что такую теплоемкость имеет латунь.
3. Задача
Какое количество теплоты необходимо для плавления 200г свинца, взятого при температуре плавления?
Дано:
m = 200г = 0,2кг
λ = 0,25.105
Решение:
Q = λ.m
Q = 0,25 . 105 . 0,2 = 0,05 . 105 Дж
Ответ: Q = 5 кДж
4 Задача
Сколько нужно сжечь каменного угля, чтобы выделилось 1,5 • 108 Дж энергии?
Q=1,5*10(8)Дж
q =30*10(6)Дж/кг
_________________________
m-?
m =Q/ q = 1,5*10(8)Дж/30*10(6)Дж/кг=5 кг
Ответ: 5 кг
5. Задача
Какое количество теплоты необходимо для плавления 0,5кг льда. Начальная температура льда -100С.
Дано:
m = 0,5 кг
t1 = -100C
cл = 2100
λ = 3,4 . 105
t2 = 00С
Решение:
Q1= cл. m (t1 – t2) – количество теплоты, которое идет на нагрев льда.
Q2= λ.m – количество теплоты, которое идет на плавление льда
Q = Q1 + Q2 – общее количество теплоты, которое идет на то, чтобы лёд расплавить
Q = 2100 . 0,5 . 10 + 3,4 . 105 . 0,5 = 180,5 кДж
Ответ: Q = 180,5 кДж
Q -?
Физминутка. Лидер
4. ТЭЙК – ОФ – ТАЧ ДАУН ( ВСТАТЬ – СЕСТЬ) для получения информации о классе.
Цель: способствовать развитию логического мышления.
Тест. Через (6 c) учитель проверяет ответы.
Учитель: Раздаёт карточки с заданиями (или уже они на столе).
1).Обозначение количество теплоты
1) с 2) m 3) Q 4) L .
2).Обозначение удельной теплоты плавления.
1) λ 2) F 3) q 4) L
3) Физическая величина, показывающая какое количество теплоты выделяется при полном сгорании 1 к г топлива.
1) c 2) q 3) λ 4) Q
4). Единица измерения удельной теплоемкости.
1) Дж 2) Дж/кг 3) Па 4) Дж/кгºС
5. Единица измерения количества теплоты .
1) Дж 2) ºС 3)Дж/кг 4) кг
6. Формула применяемая при процессе плавления или отвердевания.
1) Q=qm 2)Q=λm 3)Q=cm?t 4)Q=Lm
Учитель: Встаньте, пожалуйста, те, у кого ответ в первой задаче ответ 3 . Спасибо, садитесь.
Встаньте, пожалуйста, те, у кого ответ во второй задаче ответ – 1. Спасибо, садитесь.
Встаньте, пожалуйста, те, у кого ответ в третьей задаче ответ - 2. Спасибо, садитесь.
Встаньте, пожалуйста, те, у кого ответ в четвёртой задаче ответ -4. Спасибо, садитесь.
Встаньте, пожалуйста, те, у кого ответ в пятой задаче ответ -1. Спасибо, садитесь.
Встаньте, пожалуйста, те, у кого ответ в пятой задаче ответ -4. Спасибо, садитесь.
V.Проводится обучающая структура КЛОК БАДДИС (Clock buddies) :
- учениками на листе бумаги рисуется циферблат часов с пометками 12, 3, 6, 9;
- каждый ученик назначает встречу с партнёром по команде в определённый час.
Учащиеся получают задачи на листах для работы в классе и, как домашнее задание
1.Задача
Какое количество теплоты необходимо для плавления 0,5кг льда. Начальная температура льда -100С.
Дано:
m = 0,5кг
t1 = -100C
С =2100Дж/кг*с
λ = 3,4* 105 Дж/кг
t2 = 00С
Решение:
Q1= cл. m (t1 – t2) – количество теплоты, которое идет на нагрев льда.
Q2= λ.m – количество теплоты, которое идет на плавление льда
Q = Q1 + Q2 – общее количество теплоты, которое идет на то, чтобы лёд расплавить
Q = 2100 . 0,5 . 10 + 3,4 . 105 . 0,5 = 180,5 кДж
Ответ: Q = 180,5 кДж
Q -?
Задача 2.
В стакан наливали 200 грамм холодной воды, измеряли начальную температуру (20 с) и с помощью плитки нагревая, доводили до кипения, измеряли конечную температуру. Вычисляли количество теплоты, необходимое для нагревания и превращения в пар
Дано: СИ: Анализ: Решение:
m = 200 г 0,2 кг Q1=cm(t2-t1) Q1=4200 Дж/кг ºС *0,2 кг(100-20) ºС=67200 Дж
t1 =20 ºС Q2=Lm Q2=2300000 Дж/ кг* 0,2 кг=460000 Дж
t2 = 100 ºС Q=Q1+Q2 Q=67200 Дж +460000 Дж=527200 Дж
L=2300000 Дж/кг
C=4200 Дж/кг ºС
Q -? Ответ: Q=527200 Дж
Далее, для эффективного взаимодействия, проводится структура ТАЙМД-ПЭА-ШЭА,
в которой два участника из команды, за 1 минуту каждый, обмениваются информацией
друг с другом.
Каждый раз образуются новые пары по структуре КЛОК БАДДИС. (по сигналу учителя)
VI. Подведение итогов. Выставление оценок. (3 минуты)
Ребята, вы, наверное, заметили, что при работе в команде или в парах, успех одного это успех других. Чтобы, работать в команде, нужно быть подготовленным. Выполнение домашнего задания это индивидуальная ответственность перед всей командой.