Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся ФОУД | Формирование УУД |
1.Органи- зационный этап | Здравствуйте, ребята. Напомню, что мы изучаем с вами интересную тему «Электрические явления». На предыдущих уроках мы изучили многие термины, физические величины, законы по этой теме. Помогите мне их перечислить. Давайте вспомним основные формулы. | Учащиеся называют различные физические величины, термины, законы. | |
2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся | 1.Актуализация ЗУН. Заполнить «Ромашку»: на лепестках цветка написать формулы, которые мы изучили | И Учащиеся на лепестках нарисованной ромашки пишут формулы: I=q/t, I=U/R, U=A/q, P=A/t , законы Ома, Джоуля-Ленца и др. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей. |
3. Этап определения потребностей и мотивов | 1.Подводящий диалог. Ребята, посмотрите внимательно на картинки и заполните таблицу, ответив на вопросы, с точки зрения физики: № п/п | Название картинки | Что общего? | Источник явления | Действие: магнитное, тепловое, химическое | Устройство | | | | | | | Ребята, есть очень много стихов и загадок про лампочку. Вот одна из них. Дом - стеклянный пузырек, И живет в нем – огонек! Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется. Ребята, а знаем ли мы что-нибудь про лампочку? А почему она горит? Так какая же тема сегодняшнего нашего урока? Какова цель и задача? Как мы можем достигнуть поставленных целей? 2. Формулирование темы и целей урока (слайд 1): | В ходе подводящего диалога учащиеся делают вывод о том, что на картинках изображено различное освещение, источником которого является электрический ток с его тепловым действием. Они указывают в таблице, что основным устройством, дающее свет является лампочка. Горит она за счет того, что в ней что-то накаляется. Формулируют тему урока: Лампа накаливания. Цели: кто изобрел лампочку, каково ее строение и выяснить какие физические явления и законы лежат в основе работы данного устройства? | Личностные УУД: смыслообразование, установление обучающимися связи между использованием электрической лампочкой и необходимостью знания физических основ ее устройства и принципов работы. Регулятивные УУД: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе знания учащимися закона Джоуля-Ленца и теплового действия тока, изучение физических основ и устройства электрической лампочки. |
4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности | Слайд 2 Я — электрическая Экономическая Лампа! Мне не надо керосина. Мне со станции машина Шлет по проволоке ток. Не простой я пузырек! Если вы соедините Выключателем две нити, Зажигается мой свет. Вам понятно или нет? Ребята. Путь развития искусственного освещения был долгим и сложным. С доисторических времен и до середины XIX века человек применял для освещения своего жилища: пламя факела; лучину; масляный светильник; свечу; керосиновую лампу. Первыми электрическими лампами были лампы накаливания, которые служат нам до сих пор. Их свет считается оптимальным для восприятия человеческим глазом. Но у них есть один существенный недостаток: приблизительно 95% их энергии преобразуется в тепло, и лишь 5% остается на долю света. В настоящее время на смену лампам накаливания приходят лампы люминесцентные энергосберегающие, которые на 80% потребляют электроэнергии меньше. Слайд 3 Так давайте же изучим устройство лампочки. Лампа накаливания состоит из: вольфрамовой спирали, стеклянного баллона, цоколя лампы, основания цоколя, пружинистого контакта. Посмотрим на слайд и повторим еще раз устройство лампочки. Давайте рассмотрим, из каких элементов состоят лампочки, лежащие на вашем столе? Работаем в группах по два человека. Молодцы ребята. Про лампочку можно говорить очень долго. Например то, что в состав воздуха входит кислород, который способствует горению. И это привело бы к быстрому перегоранию вольфрамовой нити. Поэтому из стеклянной колбы выкачен воздух. Кроме того, так как в вакууме идет быстрое испарение вольфрама, чтобы препятствовать этому наполняют лампу азотом или инертными газами. При прохождении электрического тока через вольфрамовую нить, температура вольфрамовой нити достигает 3000°С. При такой температуре вольфрамовая нить накаливается до красна, а затем и до бела и светится ярким светом. | Ф Учащиеся зарисовывают лампочку и записывают ее элементы в тетрадь. Г Учащиеся перечисляют элементы лампочки. | Регулятивные: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями работы в группе. Регулятивные: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
5. Этап первичной проверки понимания изученного | 1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Слайд 4. А как же работает лампочка? Внимательно смотрим видеоролик «ПОЧЕМУЧКА» и постараемся выяснить принцип работы лампы накаливания. | Ф Учащиеся анализируют видео и высказываются о принципе работы лампочки. | Регулятивные: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при ответе на вопросы. |
6.Этап закрепления изученного | Слайд 5 Фронтальная групповая письменная самостоятельная работа. 2. Самоконтроль по таблице на слайде 6. | Г Учащиеся выполняют письменную фронтальную самостоятельную работу. Учащиеся проверяют правильность выполнения самостоятельной работы. | Регулятивные УУД: контроль, коррекция и оценка промежуточного результата с целью обнаружения отклонений в усвоенном материале и осознание качества усвоения. |
7. Этап обобщения | Слайд 7-8. Ребята, в фильме «Они родились на земле Липецкой» идет речь о выдающихся людях нашего края, в том числе и о физиках. Ваша задача выяснить, какое отношение фрагмент этого фильма имеет к нашей теме? | Ф Учащиеся анализируют видео и высказываются о том, что именно наш земляк Лодыгин А.Н. создал лампу накаливания в нашей стране. Информацию записывают в тетрадь. | Регулятивные: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при ответе на вопросы. |
8. Этап информации учащихся о домашнем задании | Слайд 9. Ф-8 А.В.Перышкин: §54,вопросы стр.127. Выписать в тетрадь информацию об электронагревательных приборах в виде таблицы: № п/п | Электронагрева-тельный прибор | Основная часть прибора | Температу-ра, 0С | Вещество для основной части прибора | Сообщение на тему «Автобиография А.Н.Лодыгина», «Лампочка в руках Николы Тесла». | И Учащиеся рисуют таблицу в тетради. | |
9. Этап подведения итогов учебного занятия Этап рефлексии. | Слайд 10. Сообщение оценок учащимся за работу на уроке. Качественная оценка деятельности обучающихся на уроке учителем. Что было сложного при изучении нового материала? Что было непонятно? Что было интересно? Может ли это пригодиться вам в жизни? Спасибо за урок! | Ф Отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, оценивают себя. На магнитной доске прикрепляют смайлики. | Регулятивные: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей). |