Конспект урока по физике на тему "Давление газа" в 7 классе
Конспект урока по физике на тему "Давление газа" в 7 классе
Разработка урока по физике по теме :"Давление газа". Урок можно использовать при изучении данной темы в 7 классе. Разработка составлена по учебнику Перышкина А.В. " Физика 7 кл.".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике на тему "Давление газа" в 7 классе»
Конспект урока на тему: «Давление газа»
Цели урока:
1)изучить природу давления газа;
2)формировать умение применять положения молекулярно- кинетической теории для объяснения давления газа на доступном учащимся уровне понимания;
3)формировать умение использовать для объяснения термины по физике;
развивать техническое мышление.
Задачи:
1. образовательная:
побудить учащихся на уроке к активной исследовательской деятельности по выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических величин
2. воспитательная :
продолжить формировать у учащихся положительное отношение к самостоятельному поиску знания;
сформировать у учащихся представление о давлении газов, входящее в систему знаний взглядов на мир
продолжить развивать умения работать в парах.
3. развивающая:
развитие общеучебных знаний и умений: наблюдать, делать выводы
развитие специальных знаний и умений: моделировать сущность процессов,
проводить мыслительный эксперимент.
Использование элементов педагогических технологий:
исследовательской деятельности;
критического мышления;
игрового обучения;
деятельностного подхода.
Основной материал.
Выяснить причины возникновения давления газа.
Зависимость давления газа от его объёма и температуры
План урока. 1. Орг момент
2. Проверка д/з Постановка учебной поблемы
3)Изучение нового материала: понятие о давлении газа, зависимость давления
от объёма и температуры
4)Первичное закрепление нового материала
5) Подведение итогов урока
6) Домашнее задание
Ход урока:
2.
- что наз-ся давлением?
- В чем измеряется давление?
- От каких величин зависит давление7
- Каков физический смысл давления?
Сам работа из презентации
Повторение ранее изученного. Активизация знаний.
Что собой представляют газы?
Как ведут себя молекулы газов?
Как они движутся?
Каковы расстояния между молекулами?
Учитель. Ребята, на этом уроке мы с вами попробуем создать теорию, объясняющую одно из явлений природы. Вам (нам) придется побыть в роли не только исследователей, но и теоретиков, которые дают определение понятиям, делают выводы. Именно так создаются научные теории.
: "Что вам мешает при сжатии воздушного шарика?" и "Что действует на оболочку шарика?"
Ученик: газ давит:и др.
После вариантов ответов, обобщаем: газ давит на оболочку, т.е. создаёт давление.
Изучение давления газа - это и будет нашей задачей. Итак, будем создавать теорию, объясняющую давление газа.
Учитель. Сравним, как будут оказывать давление на стенки твердые тела, жидкости и газ. Проводится эксперимент Э1.
Перед классом два ученика с шариками. В один из шариков наливаем воду, во второй - мелкие твердые предметы, а третий просто надуваем.
Учитель. Есть ли отличие в оказании давления? Что необычного?
Ответы учеников: отличия есть - в случае давления твердых и жидких тел мы видим, что давит вниз из-за притяжения к Земле.
Учитель. Но ведь и в газе молекулы - все они притягиваются к Земле. Значит, определяющим для давления газа является не это, а что?
(Создание проблемной ситуации)
Ответы учеников
- Беспорядочное движение молекул, :
4. Основной этап. Усвоение новых знаний и способов их получения
Учитель.
1) Выдвигаем гипотезу, в которой попытаемся предположить, что причиной давления газа является беспорядочное движение молекул.
2) Сейчас мы вместе смоделируем ситуацию.
Делаем вывод: давление газа на стенки создаётся ударами молекул.
Давление по всем направлениям одинаково
Проводим опыт: из-под колокола откачиваем воздух, при этом наблюдаем увеличение объёма шарика.
Задание:
Объясните опыт.
Почему это происходит?
Вопрос: От чего зависит давление газа?
Учитель подводит учеников к новым понятиям.
Наверное, нужно знать единицу площади стенки сосуда и число ударов молекул заединицу времени.
Далее выясняем, зависит ли давление газа от температуры?
Вновь обращаемся к эксперименту.
Колбу, со вставленной через пробку трубкой со столбиком подкрашенной жидкости, подогреем. При этом наблюдаем смещение столбика жидкости.
Вопрос. Почему это происходит?
Учащиеся пытаются самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, используя полученные знания.
Вопрос: что произойдет, если охладить колбу, приложив к ней тряпочку, смоченную холодной водой?
Учащиеся находят правильный аргументированный ответ.
В процессе беседы заполняется таблица (на доске), в которой фиксируются возможные зависимости, предложенные учениками. От чего зависит давление газа (гипотеза) Результат проверки
от массы молекул + (сравниваем удары на модели (теннисные шарики и мячики).
Вывод. Чем больше масса, тем выше давление)
от количества молекул + (Насосом накачиваем шарик Вывод. Чем больше количество молекул, тем выше давление)
от скорости молекул + (Обливаем холодной и горячей водой бутылку с надетым на горлышко воздушным шариком Вывод. Чем выше температура, тем выше давление. (вспоминают, что повышение температуры приводит к увеличению скорости движения молекул).
от температуры + (учитывая, что температура определяется движением молекул)
от объема + (уточнение - в закрытом сосуде при изменении объёма давление изменяется Прикройте отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружьте увеличение давления. Ответьте на вопрос:
В чем причина увеличения давления, ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые? (Это проблемная задача.)
Ученики:
- уменьшается объём
- в каждую точку теперь попадает больше молекул и, получается, что они теперь чаще ударяются.
Итак, происходит не только закрепление, но и более глубокое осмысление причин, влияющих на давление газа. Видим одно - изменение объёма, - а в результате цепочки мыслительных операций приходим к истокам этой зависимости (от концентрации).
Делаем вывод, что в закрытом сосуде при изменении объёма давление меняется потому, что на единичную площадку приходится большее или меньшее количество ударов. Поэтому лучше сказать, что давление меняется в зависимости от сжатия газа.
Делаем вывод: давление газа зависит от температуры: чем выше температура, тем больше давление. При этом скорость молекул возрастает.
Текст условия задач.
Задачи-тесты по теме: «Давление газов».
Давление газа тем больше, чем … молекулы ударяют о стенки сосуда.
1) реже и сильнее
2) чаще и сильнее
3) чаще и слабее.
Справа и слева от поршня находится воздух одинаковой массы. Температура воздуха слева выше, чем справа. В каком направлении будет двигаться поршень, если его отпустить?
..…
…..
1) слева направо
2) справа налево
3) поршень останется на месте.
В цилиндре с газом посередине находится подвижный поршень. Что можно сказать о давлении газа слева и справа от поршня, если поршень неподвижен?
1) давление газа справа больше
2) давление газа слева больше
3) давление справа и слева одинаково.
Почему при проколе камеры велосипедного колеса давление воздуха в ней уменьшается?
Объяснение предпоследнего слайда презентации
В одной части сосуда, разделённого тонкой непроницаемой перегородкой, газ при низкой температуре, в другой - при высокой. Либо это два разных газа: в сосуде с меньшим числом частиц молекулы более массивны.
Итак, с помощью экспериментов мы многое выяснили и описали изучаемое явление - разработали начальный этап теории. Что мы узнали о давлении газа?
7. Домашнее задание: параграф задачи № 462, 465, 475 (сборник задач В.И.Лукашик).
Приложение 1
Давление газа
1. Давление газа создаётся ______________________________________