Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики Равнодействующая двух сил»
7 класс 12.12.2016
Урок № 27
Сложение двух сил, направленных по одной прямой.
Равнодействующая сил.
Цель:
создать условия для формирования у обучающихся понятия равнодействующей силы как векторной суммы всех сил, действующих на тело;
умений сложения и вычитания сил, решать задачи на нахождение равнодействующей сил.
Задачи:
образовательные:
сформировать представление о равнодействующей всех сил как векторной суммы всех сил, действующих на тело;
уметь находить равнодействующую силу, преобразовывать знаки, модели сил;
формировать практические навыки.
развивающие:
способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания при решении задач;
развивать умения проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
создать условия для развития внимательности, наблюдательности, умения выделять главное;
способствовать развитию технологического мышления;
развития речи, умений анализировать познавательный объект (текст, задачу), выделять главное, использовать наблюдение, эксперимент как научные методы познания, умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебных действий.
воспитательные:
формирования позитивного отношения к учебной деятельности, интереса к изучению предмета, добросовестного отношения к труду, умения работать в парах;
создать условия для положительной мотивации при изучении физики;
способствовать развитию творческого мышления, воспитание аккуратности, внимательности, бережливого отношения к школьному имуществу.
Ход урока:
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучение главы
«Взаимодействие тел». Сегодня на уроке мы сформируем понятие
«равнодействующая сила», как векторная сумма всех сил, действующих на тело, научимся складывать и вычитать силы.
Запишем тему урока (тема урока написана на доске заранее).
Ребята, не забудьте во время урока соблюдать правильную осанку при сидении.
2. Актуализации опорных знаний
У меня имеется индивидуальное задание для некоторых учеников — *** для работы у доски, а класс сейчас выполняет тест по изученным физическим величинам, который лежит на каждом столе: всю эту работу мы должны сделать за 5 минут. (приложение 1)
Задания у доски поверяют два ученика, которые на месте выполняли такие же задания и ставят оценку, стоящему у доски.
Тесты друг у друга проверяют также соседи по парте и ставят друг другу оценки, потом тест проверяю я.
Проверим, можно ли кого похвалить за работу:
6 верных ответов — оценка 5;
5 верных ответов — оценка 4;
4 верных ответов — оценка 3.
3. Изучение нового материала
Ребята, в повседневной жизни мы встречаемся с тем, что на тело действует не одна, а не несколько сил одновременно.
Например, на тело ,которое скатывается вниз по наклонной плоскости действуют сразу 4 силы , а на тело, висящее на пружине, действует 2 силы, а на репку действует сразу 6 сил.
В каждом из этих случаев все силы, которые одновременно действуют на тело можно заменить одной, которая по своему действию равноценна этим силам. Эта сила называется равнодействующая. Найдите в книге определение равнодействующей силы и прочитайте его вслух.
Сегодня мы рассмотрим случай, когда на тело действует 2 силы, которые направлены по прямой.
Ребята, давайте подумаем, какие варианты действий сил мы можем рассмотреть.
1 вариант: силы, действующие на тело направлены в одну сторону
(плакат 1): прикрепить к доске магнитом
2 вариант: силы, действующие на тело направлены в разные стороны
(плакат 2): прикрепить к доске магнитом.
Изучим 1 вариант: проведём исследовательскую работу. Объясняю ход выполнения работы.
Ученики выполняют.
Найдем равнодействующую двух сил, действующих на тело по одной прямой в одну сторону.
Исходя из этого, делаем вывод:
Равнодействующая сил, направленных по одной прямой в одну сторону, направлена в ту же сторону, а ее модуль равен сумме модулей составляющих сил.
Изобразим эти силы графически, выбрав масштаб: 1 клеточка = 1 Н. Рисую на плакате № 1, тогда можно записать формулу: R=F1+F2
R – равнодействующая сил, действующих на тело;
F1 и F2 – силы, действующие на тело.
Изучим 2 вариант: часто проводят соревнование по перетягиванию каната. А как направлены в этом случае силы? Ответы обучающихся.
Теперь проведём эксперимент. Опыт с демонстрационным динамометром.
Теперь найдем равнодействующую двух сил, действующих на тело по одной прямой в разные стороны.
Изобразим эти силы графически, выбрав масштаб: 1 клеточка= 1Н.Рисую на плакате № 2, тогда можно записать формулу: R=F1-F2
Равнодействующая сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны, направлена в сторону большей по модулю силы, а ее модуль равен разности модулей составляющих сил.
Вопрос обучающимся: (на смекалку). Продолжите фразу: если к телу приложены две равные по модулю, но противоположные по направлению силы, то тело ……
Физкультминутка
4.Этап закрепления новых знаний:
Решение задач.
1. Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка до 100 Н, внучка до 50 Н, Жучка до 30 Н, кошка до 10 Н и мышка до 2 Н. Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку, равны 791 Н?
2. Рассматриваем сюжет басни Лебедь, рак и щука. От чего зависит движение воза? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.
3. Сборник Лукашика ______________________________________________