Конспект урока Длина волны. Скорость распространения волны.
Конспект урока Длина волны. Скорость распространения волны.
урок изучения нового материала.В начале урока фронтальный опрос.Решение простейших задач, использование материалов по подготовке к итоговой аттестации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Длина волны. Скорость распространения волны.»
Урок 31
Тема: Длина волны. Скорость распространения волны.
Цели урока:
Ввести понятия длины волны, скорости распространения волны, частоты.
Сформировать навык решения задач по данной теме.
Создать условия для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Развивать логическое мышление учащихся.
Оборудование: Игрушка «Радуга», волновая машина.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Что называется волнами?
В чем заключается основное общее свойство бегущих волн любой природы?
Что такое упругие волны?
Какие волны называются продольными, поперечными?
В каких средах они распространяются?
Изучение нового материала.
Переходя к изложению нового материала, следует заметить, что любой физический процесс всегда описывается рядом характеристик, значения которых позволяют более глубоко понимать содержание процесса. Волновые явления в упругих средах также имеют определенные характеристики.
К ним можно отнести скорость волны (v), длину волны (λ), амплитуду колебаний в волне (А), период и частоту колебаний (Т, v).
Скорость механических волн, в зависимости от вида волны и упругих свойств сред, может меняться от сотен метров в секунду до 10-12 нм/с.
Под длиной волны λ понимают то расстояние, которое проходит волна за время, равное периоду колебаний.
Совершенно очевидно, что для конкретной среды длина волны должна быть конкретной величиной:
Представим графически волну как колебания, которые перемещаются в пространстве с течением времени. Длина волны: λ = 1000 м. Период колебаний: Т= 0,4 с. Скорость волны:
Частота колебаний в волне всегда совпадает с частотой колебаний источника волны.
При этом упругие свойства среды не сказываются на частоте колебания частиц. Лишь при переходе волны из одной среды в другую происходит изменение скорости и длины волны, а частота колебаний частиц остается по-прежнему постоянной.
- При какой частоте колебаний в вашей экспериментальной работе длина волны была больше? (При меньшей частоте.)
Первичное закрепление изученного материала.
Что называют периодом волны? Частотой, длиной волны?
Напишите формулу, связывающую скорость распространения волны с длиной волны и частотой или периодом.
Как понять, что колебания происходят в одинаковых фазах, противофазах, со сдвигом фаз?
1. Расстояние между ближайшими гребнями волны в море 20 м. С какой скоростью распространяется волна, если период колебаний частиц в волне 10 с? (Ответ: v = 2 м/с.)
2. Рыболов заметил, что за 5 с поплавок совершил на волнах 10 колебаний, а расстояние между соседними гребнями волн 1 м. Какова скорость распространения волн? (Ответ: v = 2 м/с.)
3. Частота колебаний в волне 10000 Гц, а длина волны 2 мм. Определить скорость волны.
4.Длина волны равна 2 м, а скорость ее распространения 400 м/с. Определить, сколько полных колебаний совершает эта волна за 0,1 с.