Решением практических и теоретических задач закрепить формулу и определения влажности.
Развивающие:
продолжить работу по развитию речи, мышления, внимания, развитие умений экспериментировать; формировать умение пользоваться приборами; анализировать, сравнивать результаты опытов, делать выводы.
Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: увлеченности, познавательного интереса, активности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.
Воспитание культуры речи.
Воспитание положительных мотивов обучения.
Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, телевизор, DVD, фрагмент фильма, 2 психрометра, волосяной гигрометр, термометр лабораторный, вата, стакан с водой, таблица психрометрическая, учебник
План урока
№ п/п
Этап урока
Приемы и методы
Время, мин
1.
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие.
Устное сообщение учителя.
1
2.
Проверка отсутствующих.
1
3.
Постановка цели урока.
Повторение раннее изученного.
Тема записана на доске.
Фронтальный опрос.
4
4.
Изучение нового материала.
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
Рассказ.
Беседа по вопросам.
Решение задачи.
Просмотр фильма.
Рассказ.
Фронтальный эксперимент.
Сообщение.
10
3
5
3
2
7
5
5
Итог урока.
Беседа
2
6.
Домашнее задание
Устное сообщение учителя
1
7.
Выставление оценок
Самооценка
1
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте. Садитесь.
2. Постановка цели урока, повторение раннее изученного.
Для того чтобы узнать тему нашего урока нужно раскрыть конвертики, которые висят на доске. А чтобы они раскрылись нужно ответить на вопросы, которые в них находятся.
Фронтальный опрос.
- Сформулируйте определение процесса испарения и конденсации?
(1. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.
2. Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией.)
- Что такое динамическое равновесие?
(Число молекул, покидающих поверхность жидкости равно среднему числу молекул пара, возвратившихся за то же время в жидкость.)
- Что такое насыщенный пар?
(Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.)
- Что такое давление насыщенного пара.
(Давление пара, при котором жидкость находиться в равновесии со своим паром называется давлением насыщенного пара.)
- Как зависит давление насыщенного пара от температуры?
(Давление пара возрастает вследствие повышения температуры жидкости.).
Итак, прочитаем тему нашего урока.
«Влажность воздуха».
Наш урок пройдёт по плану:
1. Понятие влажности воздуха.
2. Измерение влажности воздуха.
3. Значение влажности воздуха.
Сегодня на уроке мы узнаем:
Что такое влажность воздуха, парциальное давление водяного пара, относительная влажность воздуха;
Формулу для нахождения относительной влажности воздуха.
Познакомить с приборами для вычисления влажности.
Научимся измерять влажность воздуха
Узнаем о значении влажности воздуха.
3. Изучение новой темы.
А.) Рассказ (см. презентация)
Вода занимает около 70,8 % поверхности земного шара.
Живые организмы содержат от 50 до 99, 7 % воды. В атмосфере находиться около 13 – 15 тыс.км воды в виде капель, кристаллов снега и водяного пара. Атмосферный водяной пар влияет на погоду и климат Земли. Перемещение воздушных масс приводит к тому, что в одних местах нашей планеты испарение преобладает над конденсацией, а в других наоборот преобладает конденсация.
В воздухе практически всегда имеется некоторое количество водяного пара.
ВЛАЖНОСТЬ – это содержание водяного пара в воздухе. Влажность характеризуется несколькими величинами:
1. Парциальное давление водяного пара.
Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов и водяного пара.
Давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали, называется парциальным давлением водяного пара.
P – Парциальное давление водяного пара. Его выражают - Паскалях или миллиметрах ртутного столба.
2. Относительная влажность.
По парциальному давлению водяного пара нельзя судить о том, насколько водяной пар в данных условиях близок к насыщению. Поэтому вводят величину, показывающую, насколько водяной пар при данной температуре близок к насыщению, - относительную влажность.
Относительной влажностью воздуха φ называют отношение парциального давления pводяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлениюр0 насыщенного пара при той же температуре, выраженной в процентах:
φ = (р/р0 ) 100%
3. Точка росы.
Если влажный воздух охладить, то при некоторой температуре находящийся в нём пар можно довести до насыщения. При дальнейшим охлаждении водяной пар начинает конденсироваться в виде росы, Появляется туман, выпадает роса.
Температура, при которой пар находящийся в воздухе становиться насыщенным называется точкой росы.
Б). Беседа по вопросам.
- Почему зимой оконные стёкла потеют, если в комнате много людей.
(Много людей повышает содержание водяного пара. При малейшем охлаждении пар конденсируется. Переход вещества из газообразного состояния в жидкое).
- Почему в холодных помещениях часто бывает сыро.
(Влажность воздуха большая, Водяной пар является насыщенным. Стены покрываются влагой, которая медленно испаряется.)
- На улице моросит холодный дождь. В комнате развешано выстиранное бельё. Высохнет ли бельё быстрее, если открыть форточку?
(Пар из комнаты будет выходить и влажность уменьшиться, ускоряя процесс высыхания белья.)
В). Решение задачи.
Парциальное давление водяного пара в воздухе при 19 0 С было 1, 1 кПа. Найти относительную влажность воздуха.
Решение: По таблице находим, давление насыщенных паров при Т=19С Р =2,2 кПа. φ = (р / р0 ) 100% 1, 1 кПа/2,2 кПа=0,5= 50%
Физкультминутка.
Г). Просмотр фильма.
Давайте повторим - Что такое влажность? (содержание водяного пара в воздухе.) Влажность воздуха измеряют с помощью специальных приборов: психрометр, волосяной гигрометр.
1. Рассказать, как измеряют влажность воздуха с помощью волосяного гигрометра. (спросить у учащихся)
2. Фрагмент фильма об измерении влажности воздуха с помощью психрометра
3. Дополнить рассказом о другом психрометре.
4. Обратить внимание на таблицу в конце задачника.
Д). Фронтальный эксперимент.
«Измерение относительной влажности воздуха при помощи термометра»
Измерьте температуру воздуха в классе. Результат измерения запишите в тетрадь.
Смочите кусок ваты водой и оберните им резервуар термометра. Подержите влажный термометр некоторое время в воздухе. Как только понижение температуры прекратиться. Запишите его показания.
Найдите разность температур «сухого» и «влажного» термометров и с помощью психрометрической таблицы определите относительную влажность воздуха в классе.
Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
Е). Сообщение « Значение влажность воздуха».
Влажность воздуха имеет большое значение в нашей жизни. Хранение произведения искусства и книг требует поддержание влажности воздуха на необходимом уровне. Поэтому в музеях на стенах вы можете увидеть психрометры.
А какое ещё значение имеет влажность мы узнаем из сообщения которое подготовила Маша.
Ж). Работа в группах или беседа по вопросам.
- Как по внешнему виду отличить в бане трубу с холодной водой от трубы с горячей?
(Холодная вода будет запотевшей из за сильной конденсации.)
- Почему в холодные дни на полынье в реке образуется туман?
(Вся испарившаяся вода конденсируется в воздухе.)
- Образующиеся белые клубы при вдохе на морозе иногда называют паром. Правильно ли это?
( нет, это сконденсировавшиеся капельки воды или даже кристаллики льда.)
- Почему запотевают очки, когда человек с мороза входит в комнату?
5. Итог урока.
- Что вы узнали сегодня на уроке?
Что такое влажность воздуха? От чего она зависит? Найдите в учебнике определение парциального давления и прочитайте.
Как найти относительную влажность воздуха?
- Чему вы научились? Чем измеряют влажность воздуха. Как измеряют?
Спасибо за урок. Работали очень хорошо.
6. Выставление оценок
7. Запишите домашнее задание.
74, Упражнение 14 зад 6. Посмотрите эту задачу в учебнике.
Дополнительно
Карточки.
- Как по внешнему виду отличить в бане трубу с холодной водой от трубы с горячей?
- Почему в холодные дни на полынье в реке образуется туман?
- Образующиеся белые клубы при вдохе на морозе иногда называют паром. Правильно ли это?
- Почему запотевают очки, когда человек с мороза входит в комнату?
самоанализ
1. Тип урока – урок изучения новой темы, вид урока: комбинированный.
2. Место урока в школьном курсе: Раздел 2 «Молекулярная физика». Урок № 16
В классе обучается 6 учащихся: 3девочки и 3 мальчика.
По уровню развития детей можно разделить на три группы:
I группа – 5 человек. Внимание среднего объема, преобладает механическая память. Учащиеся не сразу усваивают учебный материал, для усвоения надо 1-2 раза повторить нужное правило. Они не всегда видят и выделяют главное, находят различия. Часто им нужна помощь сильного ученика и учителя. Они хорошо умеют отвечать на вопросы, рассказывать, словарный запас средний. Обладают средним уровнем обученности. Они уравновешены, соблюдают правила поведения.
III – 1 человек. Учащийся низкого уровня развития. Внимание непроизвольное. Слабо развиты все виды памяти. Учащемуся необходимо уделять большое внимание, объяснять каждый вид действия, рассуждения, что сделать сначала, что потом. Ему нужна постоянная помощь и контроль со стороны учителя. Задания выполняет, но не сразу. Он испытывает огромные трудности при выполнении задания на смекалку. Этот учащийся медленно усваивает учебный материал. У него низкий уровень обучаемости.
Учитывая особенности класса и требования программы, я поставила следующие задачи урока:
Образовательные:
Повторите ранее изученный материал.
Ввести определения: влажность воздуха, парциальное давление водяного пара, относительная влажность воздуха; точка росы.
Решением практических и теоретических задач закрепить формулу и определения влажности.
Развивающие:
продолжить работу по развитию речи, мышления, внимания, развитие умений экспериментировать; формировать умение пользоваться приборами; анализировать, сравнивать результаты опытов, делать выводы.
Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: увлеченности, познавательного интереса, активности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.
Воспитание культуры речи.
Воспитание положительных мотивов обучения.
Для реализации этих задач мой урок был построен следующим образом:
Урок был начат с игрового момента. Для того чтобы учащиеся узнали тему урока, нужно было ответить на вопросы в конвертиках. Фронтальный опрос в игровой форме проводился с целью повторения ранее изученного материала. Цель игрового момента вызывает интерес к уроку, новой теме, в нестандартной форме закрепить ранее полученные знания.
Открыв все конвертики учащиеся узнали тему урока и план урока. Урок проводился по следующему плану:
1. Понятие влажности воздуха.
2. Измерение влажности воздуха.
3. Значение влажности воздуха.
1. Реализовывая первый пункт плана, с помощью рассказа и компьютерной презентации были введены основные определения: влажность воздуха, парциальное давление водяного пара, относительная влажность воздуха; точка росы. Применение информационных технологий позволяет индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. Так же применение информационных технологий повышает качество наглядности в учебном процессе и реализация межпредметных связей физики с другими учебными предметами. Закрепление изученного материала было проведено с помощью фронтального опроса. Учащиеся отвечали на вопросы, которые имели связь с жизнью. Для лучшего усвоения учащимися новой формулы была решена задача. Продолжилась работа по вырабатыванию навыков: решения задач, применение формул, грамотное оформление, умение мыслить, анализировать.
2. На втором этапе учащиеся познакомились с приборами для измерения влажности. Били использованы рассказ учителя, беседа, фрагмент видеофильма, а также наглядность, и соответствующие физические приборы. Учащиеся сами учились измерять влажность вохдуха при помощи термометров в процессе выполнения практической работы. Использовалась дополнительная литература и соответствующее оборудование. Учащиеся работали в группах. Продолжилась работа по развитию речи, мышления, внимания, развитие умений экспериментировать; формирование умения пользоваться приборами; анализировать, сравнивать результаты опытов, делать выводы.
3. О значении влажности воздуха учащиеся узнали из сообщения, которое подготовила ученица. Давая такие индивидуальные задания учащимся, преследуется воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: увлеченности, активности, познавательного интереса, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности. Для закрепления значения влажности воздуха были рассмотрены вопросы связанные с жизнью. Учащиеся работали в группах. (беседа)
Для развития у детей способности анализировать свою работу, давать оценку действиям был подведён итог урока.
Домашнее задание направлено на закрепление полученных понятий и формул.
Для снятия усталости и укрепления здоровья с учащимися была проведена физкультминутка.
Урок проводился в тёплой доброжелательной обстановке которая способствует умственной деятельности учащихся. Время на уроке распределено рационально. Оборудование и материалы подобраны в соответствии с материалом урока. Структура урока соответствовала требованиям. Считаю, урок получился результативным, развивающим. На протяжении всего урока шло развитие психологических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, умение делать выводы, анализировать. Приём активизации учебной деятельности одобрение, поддержка применялись в течении всего урока. Методы и формы ведения урока способствовали продуктивной деятельности, поддерживали интерес и помогли достигнуть поставленных целей и получить желаемый результат.