kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Биологическое действие радиоактивных излучений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся изучать и обсудять влияние излучения на живые организмы, познакомяться со средствами защиты от радиации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Биологическое действие радиоактивных излучений"»

Тема урока: “Биологическое действие радиоактивных излучений”.

Класс: 9

Учебник: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник «Физика 9 класс»

Цель урока:

Рассмотреть биологическое действие радиоактивных излучений.

Задачи:

изучить и обсудить влияние излучения на живые организмы, средства защиты от излучения, оценить положительные и отрицательные проявления радиоактивности в современном обществе;

развивать умение выделять главное, работать с дополнительной литературой, приводить нужные аргументы;

формировать мировоззрение учащихся, экологическую культуру и общественное самосознание.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: проблемно - поисковый метод, исследовательский метод, практический метод, демонстрационный метод.

Эпиграф к уроку: Радиоактивность: и благо, и вечная опасность для человека и цивилизации.

Ход урока:

Название этапа урока/ продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент. Мотивация

(2 минуты)

Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку «Она не слышна, не видна, не пахнет, не дымит. Определяется только приборами, не безобидна». Что это? (Радиация)


Слушают загадку. Дают к ней отгадку.


2. Определение темы и цели урока

(3 минуты)

Значит, мы сегодня будем говорить о радиации. Как она влияет на живые организмы. Попробуйте сформулировать проблему урока.

Записывают в тетрадях тему урока, обозначают проблему.

3. Актуализация опорных знаний.

(4 минуты)

Но вначале давайте немного повторим. Прошу вас ответить на вопросы:

1. Кем и когда было открыто явление радиоактивность? Что такое радиоактивность?

2. Кто из ученых внес вклад в развитие учения о естественной радиоактивности?

3. Что включает в себя радиоактивное излучение?

4. Что такое изотопы?

5. Что такое цепная реакция?

Отвечают на вопросы.





4. Изучение нового материала

(25 минут)

Во время изучения материала мы с вами будем заполнять таблицу «Добрые и злые дела радиации».

1. Радиоактивность и живые организмы. Радиоактивность, радиация столь же естественный и постоянный фактор в жизни человека, как свет, воздух, вода. Радиация существовала на Земле задолго до зарождения жизни. Человек подвергается двум видам облучения: внешнему и внутреннему. Как же радиация действует на живые организмы?

Опасность внутреннего облучения зависит от того, какой орган поражен. Работа с таблицей «Группы критических органов» (Приложение 1).

В любом месте на поверхности Земли, под землей, в водоемах, в атмосфере и в космическом пространстве существует ионизирующее излучение или естественный радиационный фон.

Работе по диаграмме

Ответить на вопросы:

Естественный фон радиации:

а) из чего складывается радиационный фон?

б) что относится к естественным источникам радиации?

в) что относится к искусственным источникам радиации?

Биологическое действие радиоактивных излучений на живые организмы оценивается особыми величинами.

2. Ядерная энергетика и экология.

Ядерная энергетика способна обеспечить длительное развитие человечества без ограничений со стороны топливных ресурсов. Мы рассмотрим экологические проблемы АЭС, т.е. положительные и отрицательные стороны ее применения.

Давайте посмотрим отрывок из видеофильма «За минуту до катастрофы». При просмотре обратите внимание на экологические проблемы АЭС.

Теперь представьте, что вы депутаты Государственной Думы. На повестку заседания Думы выносится тема «Ядерная энергетика и экологические проблемы». Две фракции.


При решении экологических проблем, связанных с радиацией необходимо поговорить о ядерных взрывах

3. Защита от излучения.

При работе с любыми источниками радиации необходимо принимать меры по радиационной защите всех людей, могущих попасть в зону действия излучения.

Способы защиты от радиации.

Для приблизительной оценки доз излучения применяются радиометры


По мере надобности заполняют таблицу.











Участвуют в обсуждении вопроса по слайдам. Делают выводы.



Работают с таблицей.








Работают по диаграмме.








Записывают определение поглощенной дозы излучения, единицу ее измерения.

[D] = 1 Дж/кг = 1Гр (грей)

Природный фон радиации соответствует дозе 2*10-3 Гр за год.

Предельно допустимая доза -0,05Гр за год.

Разовая доза в 3-10Гр является смертельной.

1р (рентген) = 0,01 Гр.









Учащиеся работают в группах с текстами. (Приложения 2, 3)

Называют положительные и отрицательные экологические факторы АЭС.


Учащийся делает сообщение «Чернобыльская катастрофа» (Приложение 4).


Учащиеся отвечают на вопрос:

1. Какие бывают ядерные взрывы?

2. К чему приводят ядерный взрыв?


От чего же зависит поглощенная доза излучения?

Учащиеся работают с учебником.

Выписывают способы защиты от радиации.


5.Закрепление изученного материала

(7 минут)

Ответьте на вопросы:

1. Способен ли человек с помощью своих органов чувств определить наличие радиоактивности?

2. Что представляет собой естественный фон радиации?

3. Как влияет радиоактивность на организм человека?

4. Вы оказались в радиоактивной местности. Ваши действия.

5. Что вы будете делать, если обнаружите точечный источник радиации?


Отвечают на вопросы.

6. Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия.

(4 минуты)

Д/з Прозвучало немало фактов, примеров о добрых и злых делах радиации. На какие мысли навела вас информация, полученная на уроке? Ответить на вопрос письменно.

Теперь заполните анкету, что лежит у вас на столах.

Выставление отметок. Всем спасибо за урок.

Работа с таблицей «Добрые и злые дела радиации».

Записывают домашнее задание.




Заполняют анкету. (Приложение 5)







































Приложение 1

Предельно допустимые дозы

Опасность внутреннего облучения зависит от того, какой орган поражен. Орган, накопление радиоактивного изотопа в котором поражает в большей степени весь организм, является критическим органом.

Санитарными нормами установлены три группы критических органов:

I группа – все тело, хрусталик глаза и кроветворные органы;

II группа – жировая ткань, мышцы, почки, печень, поджелудочная железа и предстательная железа, желудочно-кишечный тракт и легкие;

III группа – кожа, щитовидная железа, кости.

Во всех случаях к 30 годам человека суммарная доза не должна превышать 60 бэр.

Приложение 2

Лидеры фракций, выступающих против развития ядерной энергетики, отмечают: атомные электростанции – это «скрытые» атомные бомбы, которые могут взорваться, став причиной глобальной катастрофы (например – авария 26 апреля 1986г. на Чернобыльской АЭС); отработанные отходы атомных электростанций опасны, ибо радиоактивны: они порождают злокачественные образования в организме человека и животных, способствуют появлению мутаций – необратимых изменений в генах. Радиоактивных отходов АЭС много. Куда девать эти отходы? Атомные электростанции «выбрасывают» потоки горячей воды из своей системы охлаждения; эта вода приводит к гибели рыбы в водоемах, что тоже наносит огромный вред окружающей среде.

Приложение 3

Лидеры фракций, выступающих за развитие ядерной энергетики, приводят такие доводы: АЭС потребляют немного «топлива»; они не выбрасывают миллионы тонн отходов в виде золы, которые окружают современные электростанции, работающие на угле; они не дают выбросов оксидов серы и азота, угарного и углекислого газов, присущих ТЭС. Да, АЭС потенциально опасны. Понимая это, ученые и конструкторы делают многое, чтобы предотвратить возможность аварий и их губительных последствий, например, АЭС строятся с многократными дублирующими системами защиты. Нужно понимать, что любой переход к новой технике всегда сопряжен с увеличением опасности для человека. Разве не бывало и не бывает взрывов паровых котлов, поражений электричеством, авиакатастроф? Вопрос не в существовании потенциальной опасности, а в степени ее вероятности; важны и объем ожидаемого ущерба, наличие средств для его предотвращения.

Приложение 4

Чернобыльская авария

Чернобыльская трагедия произошла 29 лет назад - 26 апреля 1986 года, взорвался четвертый реактор Чернобыльской АЭС.

В результате:

пришлось образовать 30-км. зону отчуждения, из которой в обязательном порядке были эвакуированы все жители;

оказалось необходимым только на Украине переселить 7247 населенных пунктов;

12 украинских областей, свыше 3 миллионов га плодородных земель оказались «засеянными» радиоактивным цезием;

радиация накрыла Австрию, Болгарию, Венгрию, Италию, Норвегию, Германию, Польшу, Россию, Румынию, Англию, Турцию, Финляндию, Югославию; чернобыльский радиационный след - радиационные нуклиды - находят в Бразилии;

в катастрофу в той или иной мере степени «вовлечены» 4500000 граждан Украины, а также граждане Беларуси и России;

здоровье двух наций подорвано: так на зараженных территориях Украины взрослые болеют в три раза чаще, чем раньше;

последствия облучения сказываются до сих пор: например, на Украине выросло и продолжает расти число заболеваний крови, органов пищеварения и дыхания, онкологическими болезнями, среди детей наблюдается «взрыв» заболеваний щитовидной железы;

Из тех, кто был в «пекле» аварии, 238 человек заболели острой лучевой болезнью, 29 из них умерли в первые месяцы.

Чем сегодня опасен Чернобыль?

Из 2044 км2 зоны отчуждения большая ее часть - 1856 км2 загрязнена радиоактивным цезием, стронцием и плутонием.

Построенный над четвертым энергоблоком саркофаг требует постоянного наблюдения и дополнительных мер защиты. Очень опасны чернобыльские могильники. Нет точных сведений, где, что и в каких количествах захоронено, каковы физические и химические свойства спрятанных там радиоактивных материалов, а это затрудняет их надежную изоляцию. Весной в этих местах активно идут грунтовые воды, и это создает дополнительную опасность утечки радиации и просачивания ее в ручьи и реки.

Главные задачи:

1. создать надежную защиту над четвертым энергоблоком

2. поддерживать в порядке старые могильники

3. создать новые временные кладбища техники, которая «набрала» предельные дозы облучения и стала опасна; сейчас эту технику закапывают в траншеи на 20-30 лет, а потом будут выкапывать, перерабатывать и уплотнять в плотные блоки, чтобы еще раз захоронить.

Приложение 5

В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов.

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал


5. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен


6.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока "Биологическое действие радиоактивных излучений"

Автор: Никитина Анна Викторовна

Дата: 22.10.2016

Номер свидетельства: 351211

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по физике "Биологическое действие радиоактивных излучений""
    ["seo_title"] => string(74) "konspekt_uroka_po_fizike_biologicheskoe_deistvie_radioaktivnykh_izluchenii"
    ["file_id"] => string(6) "573617"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1613679711"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по химии "Нефть и её переработка". "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-po-khimii-nieft-i-ieio-pierierabotka"
    ["file_id"] => string(6) "218148"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433676867"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства