Просмотр содержимого документа
«план-конспект по теме Сила трения »
Урок по теме «Сила трения». 7 класс.
Цель:
Формирование представления о силе трения, её видах и свойствах, причинах возникновения.
Развитие навыков логического мышления, анализа, синтеза, умения наблюдать и делать выводы.
Показать значение силы трения в природе и технике.
Оснащение урока: мультимедийное оборудование,
мультимедийное средство учителя.
Текстовые поля на бумажных носителях для заполнения учащимися.
Вид урока: объяснение нового материала.
Тип урока: урок- лекция.
Этапы урока.
№
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I
Орг. Момент.
Подготовить учащихся к проведению урока.
Раздает листочки письменной проверочной работы.
Сила тяжести
Сила упругости
Вес тела
Готовят поля.
I I
Проверка домашнего задания.
Проверить качество усвоения материала прошлых уроков и подготовить учащихся к изучению нового материала.
Демонстрирует презентацию №1, зачитывает вопросы.
Заполняют таблицу, указывая № слайда.
Сдают листочки на проверку.
Демонстрирует проверочные слайды с озвучиванием определений.
Выясняют правильность заполнения.
12-11—«5»
10-9 –«4»
7-8 – «3».
III
Изложение нового материала
Изучить новую силу – силу трения
Ведёт объяснение по плану, демонстрирует видеофрагменты, задаёт вопросы, заполняет тестовое поле.
Отвечают на вопросы учителя, выполняют наблюдения, делают выводы, записывают схемы.
IV
Закрепление
Проверка качества усвоения.
Демонстрирует проверочный тест с проверкой варианта ответа. Оценивает ответы.
Отвечают на вопросы теста. При необходимости возвращаются к вопросу.
V
Итог.
Подведение итогов.
Подводит итог, выставляет оценки. Даёт домашнее задание
Записывают домашнее задание в дневник.
Мини- сочинение «Если бы не было силы трения»
Пояснение к методическому комплекту.
Эпиграф:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик—
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев
Путь:
I. Запустить презентацию «Урок».
1. Эпиграф к уроку.
2. Гиперссылка на презентацию «Сила тяжести, сила упругости, вес тела».
3. Гиперссылка на презентацию « Сила трения».
1.Вопросы для рассмотрения. Каждый из вопросов является гиперссылкой на соответствующий слайд.
2.Текстовое поле, которое заполняется в процессе урока. Гиперссылка на сл.1
3-5. Возникновение силы трения. Вводные слова учителя.
6. Виды силы трения. После каждого обозначения – озвучивание определения.
7. Пример сил трения. Видеофрагмент существования 3х видов и их зрительное сравнение.
8. Трение покоя и трение скольжения. Вопрос1. «Сравните силу трения покоя и силу трения скольжения». Видеофрагмент трения покоя и трения скольжения. Обращается внимание учащихся при повторном пошаговом воспроизведении на показания динамометров в численном выражении. Ответ1. « Сила трение покоя больше трения скольжения». Вопрос 2. «Что происходит с силой трения при увеличении веса тела?» Ответ 2. «При увеличении веса тела сила трения увеличивается». При необходимости необходимо вернуться на видеофрагмент. ( Вопросы и ответы фиксируются последовательно на экране)
9. Трение скольжения и трение качения. Вопрос1. «Сравните силу трения скольжения и силу трения качения». Видеофрагмент. Обращается внимание учащихся при повторном пошаговом воспроизведении на показания динамометров в численном выражении. Ответ1. «Трение качения меньше трения скольжения». При необходимости вернуться на видеофрагмент. Гиперссылка на слайд 2. заполнение текстового поля 2. возврат на сл.1. Констатация следующего вопроса урока и переход на сл.10.
10. От чего зависит сила трения. Видеофрагмент зависимости силы трения от качества обработки поверхности.
11. Сила трения и шероховатость поверхности. Обмен мнениями учащихся по картинкам с различными видами поверхностей.
12. Формула. Озвучивание. Объяснение величин.
13,14. Графическое представление формулы. Гиперссылка сл.1, сл2, заполнение поля 3.
16. Способы уменьшения силы трения. Смазка. Озвучивание. Гиперссылка сл 15 с видеофрагментом «Катание на коньках». возврат. Выравнивание поверхности. Видеофрагмент «Уменьшения силы трения при шлифовании поверхностей». Гиперссылка сл1-2. заполнение поля 4. сл.1. переход к сл.17.
17. Видеофрагмент независимости силы трения от площади поверхности без звука. Учащимся предлагается прокомментировать увиденное и сделать вывод. От чего сила трения не зависит. Озвучивание. Картинка. Объяснение. Переход сл1. сл 18.
18. Как мы ходим. Озвучивание с изменением кадров.
19. Трение при ходьбе. Видеофрагмент.
20. Почему мы падаем на льду. Видеофрагмент.
21. Подшипники. Видеофрагмент.
22-24. Картинки. Гиперссылка сл2. заполнение поля 1.
Перенесение полученной модели в тетрадь.
4. Гиперссылка на презентацию « Проверка усвоения».
Учитель зачитывает вопрос и варианты ответов. Учащиеся дают ответ. Учитель нажимает на соответствующую клавишу. Если ответ верный, то появляется слайд с благодарностью, если нет – то с предложением «подумать», при этом осуществляется возврат на последний показанный слайд.
Картинка с предложение ответить, в каком случае трение полезно, а в каком вредно.
План исследования силы трения.
5. Домашнее задание. Написать мини сочинение «Если бы не было силы трения».
Данное мультимедийное средство объёмно. Его можно использовать как в 7, так и в 9 классе. В зависимости от целей, уровня подготовки класса и других объективных причин можно варьировать количеством слайдов и порядком их воспроизведения.