Конспект урока по физике для 8 класса по теме: "Плавление и отвердевание твердых тел"
Конспект урока по физике для 8 класса по теме: "Плавление и отвердевание твердых тел"
раскрыть понятия о явлении плавления и отвердевания тел; учить представлять графически процессы плавления и отвердевания твердых тел, анализировать и делать выводы;
развивать монологическую речь учащихся, умение ставить вопросы и отвечать на них; развивать умение учащихся работать в группе;
воспитывать любознательность, внимательность, усидчивость; ориентировать учащихся на использование теоретических знаний в жизни и практической деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике для 8 класса по теме: "Плавление и отвердевание твердых тел"»
Дата____________________
Класс: 8
Тема урока: Плавлением и отвердевание твердых тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Изменение внутренней энергии при плавлении и отвердевании.
Цель урока:
раскрыть понятия о явлении плавления и отвердевания тел; учить представлять графически процессы плавления и отвердевания твердых тел, анализировать и делать выводы;
развивать монологическую речь учащихся, умение ставить вопросы и отвечать на них; развивать умение учащихся работать в группе;
воспитывать любознательность, внимательность, усидчивость; ориентировать учащихся на использование теоретических знаний в жизни и практической деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Метод обучения: словесный, практический
Модули: ИКТ, диалоговое обучение, учет возрастных особенностей, лидерство в обучении, работа с талантливыми и одаренными, оценивание для бучения и оценивание обучения, критическое мышление.
Ход урока.
Организационный момент.
Объяснение нового материала.
Работа в группе создание ментальной карты «Плавление» и «Отвердевание»
Рассмотрение нового материала очень удобно начать с демонстрации опыта по плавлению льда на спиртовке. Термометр, опущенный в сосуд со льдом, показывает текущую температуру, а секундомер фиксирует время процесса.
При этом легко обнаружить, что на начальном этапе нагревание льда происходит с ростом его температуры. Так он нагревается до 0 °С. Затем! мы наблюдаем процесс плавления, который идет при постоянной температуре 0 °С. Через определенное время весь лед превращается в воду. Только! после этого температура воды начинает подниматься.
На доске можно построить график зависимости температуры от времени! нагрева (рис. 5). Участок АВ - нагрев льда. Вся энергия идет на увеличение внутренней энергии вещества. Колебания молекул льда увеличиваются.
Участок ВС - плавление льда. Этот процесс во времени более длительный, чем нагрев льда, и он идет при постоянной температуре. Все количество теплоты уходит на разрушение кристаллических решеток.
Следующий участок - нагревание воды.
После демонстрации опытов по таянию льда, плавлению и отвердеванию кристаллических тел учащиеся должны твердо усвоить три следующих положения:
Существует температура, выше которой вещество в твердом состоянии не может находиться.
Температура во время плавления остается постоянной.
Процесс плавления требует притока энергии к плавящемуся веществу.
При этом: процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое называется плавлением. Оно идет с поглощением тепла.
Та температура, при которой происходит переход твердого вещества в жидкое, называется температурой плавления. Температура плавления различных веществ - табличная величина. Далее необходимо проанализировать таблицу в учебнике. Из таблицы видно, в каких пределах лежат температуры плавления различных веществ. Учитель может задать ряд вопросов по таблице:
Какой из металлов, приведенных в таблице, самый легкоплавкий?
Какой из металлов самый тугоплавкий?
Если сосуд с водой поместить в среду, где температура меньше 0 °С, то и будет наблюдать процесс охлаждения воды с последующим отвердеванием.
Процесс превращения жидкости в твердое тело называется кристаллизацией. При этом вещество часть тепла отдает в окружающую среду.
Процесс кристаллизации будет идти также при постоянной температуре. Она называется температуройкристаллизации.
Таким образом, плавление и кристаллизация - два симметричных процесса. В первом случае вещество поглощает энергию извне, а во втором - отдает в окружающую среду.
Различные температуры плавления определяют области применения различных твердых тел в быту, технике. Из тугоплавких металлов изготавливают жаропрочные конструкции в самолетах и ракетах, атомных реакторах и электротехнике.
Так как различные тела состоят из различных атомов и молекул, то для плавления равного количества различных веществ требуется разное количество теплоты. Для 1 кг льда это количество теплоты равно 334 кДж, для 1 кг стали - 84 кДж.
Под удельной теплотой плавления понимают то количество теплоты, которое необходимо для превращения 1 кг твердого тела в жидкость при температуре плавления.
Удельная теплота плавления обозначается буквой λ (ламбда). измеряется в Дж/кг:
Для того чтобы рассчитывать количество теплоты для плавления тела I произвольной массы, можно воспользоваться формулой:
Закрепление.
Какое количество теплоты выделится в окружающую среду при кристаллизации 200 г свинца?
Какое количество теплоты необходимо для плавления 0,5 кг льда? Начальная температура льда -10 °С.
Какое количество теплоты потребуется, чтобы расплавить 100 г льда, взятого при температуре -10 °С, а затем воду нагреть до 20 °С?