Тема: «Объяснение электрических явлений»
Цели: Образовательные: сформировать умения объяснять процессы электризации тел и притяжения ненаэлектризованных тел к наэлектризованным; на основе знаний о строении тома объяснить различие свойств проводников и диэлектриков; познакомить учащихся с законом сохранения электрического заряда.
Воспитательные: содействовать формированию у учащихся умения совместной работе в группе, умению внимательно слушать друг друга; содействовать формированию у учащихся устойчивого интереса к изучению физики.
Развивающие: развитие речи; коммуникативных способностей; развитие умения логически излагать свои мысли; развитие познавательного интереса учащихся
Ход урока.
1 этап. Актуализация знаний (Целеполагание).
Какую тему мы сейчас с вами изучаем? Что мы уже знаем? А что хотелось бы вам еще узнать, научиться делать? Физика не только просто изучает явления, а объясняет их, отвечает на вопрос: «Почему?»
Запишите тему урока. Попробуйте сформулировать цели урока.
Для этого надо нам вспомнить знания, полученные на прошлых уроках.
Работа по группам:
1 Группа: Подготовьте рассказ с показом опытов, по плану:
Как тело наэлектризовать?
Свойства электризации.
Как определить наэлектризовано ли тело?
Два рода зарядов и как они взаимодействуют?
2 Группа: Заполните пропуски в тексте:
Прибор при помощи которого выясняют, наэлектризовано ли тело, называют
Он состоит из........... к которому прикреплена........... (показать на приборе). Если до него
дотронуться телом которое наэлектризовано, то............. Если электрометр имеет
положительный заряд и к его шарику подносят стеклянную полочку, потертую о шелк,
то стрелка........ Если электрометр имеет положительный заряд и к его шарику подносят
эбонитовую палочку, потертую о шерсть, то стрелка.........
По способности проводить электрические заряды вещества условно делятся на
........... К.......... относятся.......... , они................ К.......... относятся............. , они................
В пространстве, где находится электрический заряд, существует.............
Электрической силой называется............
3 Группа: 1)Составьте текст из фраз А+Б+В.
А. 1. Тела состоят из.... В. 1. которые находятся в
2.Молекулы состоят из .... непрерывном и беспорядочном
3.Атомы состоят из: движении.
4.Ядра состоят из 2. одного или нескольких
Б. 1. протонов и нейтронов, .... химических элементов.
2.ядра и электронов, .... 3. образующих систем, сходную
3.атомов,.... с солнечной системой.
4.молекул,.... 4. от числа которых зависит их
заряд и масса.
2) Заполните пропуски: Атомы различных химических элементов отличаются друг от друга Атом, потерявший один или несколько электронов, называется ............ Атом, присоединивший один или несколько электронов, называется................................. В ядре атома натрия 23 частицы, из них 12 нейтронов и ...протонов. Главной характеристикой химического элемента является число ... в ядре.
2 этап Изучение нового материала.
На основе этих знаний мы сегодня с вами ответим на следующие вопросы: На доске и в тетради.
1.Почему в обычных условиях тело в целом не имеет заряда?
2.В каком случае тело заряжено отрицательно, а в каком положительно? .
3.Что происходит при электризации?
4.Почему металлы проводят эл. заряды, а диэлектрики нет?
5.Почему притягивается ненаэлектризованное тело к наэлектризованному?
6.Что такое заземление?
Попробуйте ответить на 1-й вопрос. Я вам помогу: все тела состоят из ... В атоме число протонов и нейтронов ....,следовательно..
Отвечаем на 2-й вопрос. Обсудите в группах.
Группы высказываются.
Отвечаем на 3-й вопрос. Посмотрите опыт: передача заряда электроскопам. Обсудите в группах.
Группы высказываются.
Отвечаем на 4-й вопрос. Посмотрите опыт. Обсудите в группах.
Группы высказываются.
Что бы ответить на 5 вопрос посмотрите опыт.
Определение заземления. Применение.
3 этап Подведение итогов и закрепление знаний:
И так сделали ли мы то что хотели? Давайте проверим и ответим еще раз на эти вопросы. И проверим как вы знания можете применить на практике.
1 группе: При наливании бензина корпус бензовоза при помощи металлического проводника обязательно соединяют с землей. Зачем это делают?
2 группе: Подвешенная гильза вначале касалась незаряженной металлической палочки, но, когда к палочке поднесли заряженный шар, гильза заняла другое положение.
Почему?
3 группе: Соломинка притянулась к зажженному предмету. Можно ли утверждать, что и соломинка была предварительно заряжена? Можно ли это было утверждать, если бы соломинка отталкивалась от приближаемого заряженного тела?
Дополнительный вопрос: В одном из своих произведений известный русский писатель В. К Арсеньев так описывает поведение шаровой молнии, медленно плывущей по воздух: «..шар всячески избегает соприкосновения с ветвями деревьев, обходит каждый сучок, каждую веточку или былинку». Объясните причины такого движения.
Домашнее задание: § 25, подумать над доп. вопросом.