Организация начала урока. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос по материалу §68 «Ядерный реактор» Всесторонняя проверка знаний. Вариант 1. Определите, сколько протонов и нейтронов в ядре атома бериллия 49Ве. А. Z=9, N=4. Б. Z=5, N=4. В. Z=4, N=5. Ядро какого химического элемента образуется при альфа - распаде радия? 88226 Ra → ? + 24 He. А. Радона Б. Урана В. Кальция 3. Определите неизвестный продукт ядерной реакции: 1327 Al +01n → 1227Mg+ ?. А. электрон Б. протон Вариант 2. Определите количество протонов и нейтронов в ядре атома железа 2656Fe. А. Z=26, N=56. Б. Z=26, N=30. В. Z=56, N=30. Ядро какого химического элемента образуется при бета - распаде углерода? 614 C → ? + -10 e. А. Азота Б. Фтора В. Кислорода 3. Определите неизвестный продукт ядерной реакции: 94239 Pu +24He → 96242Am + ?. А. протон Б. электрон В. нейтрон Актуализация знаний. Беседа Итак, что же нам уже известно о строении атома? Важны ли эти знания для человека? Мотивация. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Всё человечество волнует вопрос: Каковы будут последствия научно-технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведет ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Сегодня проводя урок – размышление об «Атомной энергии», мы постараемся ответить на вопрос: больше пользы или вреда принесло открытие радиоактивности? Свои выводы нужно будет подтвердить аргументами в виде кратких сообщений фактов. Запишите тему сегодняшнего урока и будьте предельно внимательны, т.к. в конце занятия вам предстоит сделать определенные выводы. VI.Начало изучения нового материала. Помогут разобраться в проблеме специалисты, которых я представлю. Сообщения учащихся. Энергетик. Эколог. 3. Историк Проблема энергетического голода (Энергетик). Презентация. Представитель группы в своем сообщении дает понятие энергетического голода человечества и выделяет основные причины его возникновения. История развития атомной энергетики в России. (Историк) Презентация. Представитель групы в своем сообщении дает краткий обзор истории атомной энергетики в России и мире, сообщает о действующих АЭС и их характеристиках, некоторых перспективах развития атомной энергетики в России и мире Пути решения проблем атомной энергетики. (Эколог) Презентация. Представитель группы в своем сообщении сообщает об основных проблемах атомной энергетики - содействие распространению ядерного оружия, проблема захоронения радиоактивных отходов, безопасность атомных электростанций - и приводит примеры путей их решения, знакомит с деятельностью МАГАТЭ. Выводы: стоит или нет развивать атомную энергетику? Проблемная беседа по поставленному вопросу с формулировкой общего вывода, в котором заключается ответ на вопрос, поставленный к уроку в целом. Аргументы против: Несмотря на то, что это неисчерпаемый источник энергии, компактный, бездымный, он тоже дает отходы. Это ставшие радиоактивными детали и отработавшие тепловыделяющие элементы. Просто так их выбросить нельзя, приходится хранить в специальных контейнерах, сделанных из свинца, и опускать глубоко в землю в специальные шахты, чтобы не дать возможности излучениям вырваться наружу. А это все дорого. Иначе обезвредить отхода мы пока не можем. Вот и получается: тот выигрыш, который мы получаем при использовании ядерной энергии, перекрывается проигрышем, связанным с захоронением отходов. И далее, взрыв реактора на АЭС – грозная опасность для жизни на Земле. А если таких взрывов будет несколько, на нашей планете может наступить ядерная зима. Человек не сможет выжить, он погубит и себя, и Землю! Аргументы за: Многие готовы отказаться от развития атомной энергетики только потому, что живут днем сегодняшним, не думая о будущем. Но какую энергию будет использовать человек, когда иссякнут запасы твердого топлива, нефти и газа? А ведь они не безграничны. Кроме того, обычное топливо, сгорая, очень сильно загрязняет воздух и нарушает экологию Земли. Необходимо задуматься еще и над тем, что, развиваясь технически, наша цивилизация требует все больше и больше энергии, и решить эту проблему помогает атомная энергетика. Ею только надо разумно и крайне осторожно пользоваться. Вывод: Использование ядерной энергии имеет как положительные, так и отрицательные результаты. Увидев положительное в применении ядерной энергии, человек начал ее пропагандировать, потерял бдительность и не до конца отработал системы контроля и безопасности. Но когда случилась беда (по вине самого человека), он бросился в другую крайность: потребовал запретить ядерную энергии, прекратить ее использование. Это не выход. Человек должен всегда помнить, что, вторгаясь в тайны природы, нельзя нарушать ее законы. Кроме того, в своих действиях нужно руководствоваться правилом «Не навреди!», быть осмотрительным, внимательным, просчитывать последствия на несколько ходов вперед. А главное – всегда помнить о других людях, ценности жизни, уникальности нашей планеты. VII. Подведение итогов урока. Теперь мы должны сделать вывод: в чем же достоинства и недостатки АЭС? Оправдан ли риск использования атомной энергетики? VIII. Рефлексия. Выражение личностного отношения обучающихся к содержанию урока. IX. Комментирование оценок. X. Домашнее задание 1)§ 69. 2)Подготовить сообщения о биологическом действии радиации. | 1 3 5 3 5 15-20 3 1-2 1-2 1 | Подготовка учащихся к работе на занятии. Контроль за правильностью ответов учащихся Контроль за правильностью выполнения. Задает наводящие вопросы. Демонстрирует компьютерные презентации Задает наводящие вопросы Комментирование д/з | Включение в работу Отвечают на вопросы, работают на ИД со схемой устройства реактора Задания 1-2 двое учащихся выполняют на ИД, 1 учащийся контролирует Отвечают на вопросы, используя таблицу Менделеева. Участвуют в беседе: -узнали о сложном строении атома и атомного ядра; -изучили новые виды сил, действующие между нуклонами в ядре; -атомные ядра способны превращаться в другие ядра с испусканием частиц; - в результате деления ядер выделяется огромная энергия. Записи в тетрадях. Сообщения сопровождаются компьютерными презентациями. Остальные учащиеся по ходу сообщения делают записи в тетрадях. Отвечая на вопрос, учащиеся заполняют таблицу в тетрадях и на ИД. Записи в дневниках |