kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по физике по теме : "Электризация тел"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок по физике в 8 классе по теме : "Электризация тел". В данной теме рассматриваются способы электризации, виды электрических зарядов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике по теме : "Электризация тел"»

Конспект урока по теме: « Электризация тел».

Класс: 8

Учебник: Физика. 8 класс: учебник / Н.С.Пурышева,Н.Е Важеевская. – 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

образовательные:

создать условия для формирования у учащихся представления о явлении электризации, электрическом заряде,взаимодействии заряженных тел, законе сохранения заряда, границе применимости закона сохранения заряда.

воспитательные:

Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

развивающие:

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Задачи урока:

- изучение явления электризации тел, на опытных фактах установление двух видов электрических зарядов на макроскопических телах; усвоение законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков; формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности (предметный результат);

- развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника(метапредметный результат);

- формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений,формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления(личностный результат).

Средства обучения: учебник; сборник задач, проектор, компьютер, презентация; пленка полиэтиленовая на нити, пленка полиэтиленовая, полоска бумажная, штатив, эбонитовая палочка, кусочек меха, мелкие кусочки бумаги.

Учащиеся научатся: объяснять явление электризации тел, взаимодействие заряженных

тел.

1. Организационный момент. Учитель создает положительный настрой на продуктивную работу на уроке.Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения.

2. Актуализация знаний.

Игра “Самый умный».

Класс делится на команды по 4 человека, выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов. ( в команде самый умный тот, кто больше даст правильных ответов).

Продолжи предложение или ответь на вопрос:

1. Говорят, что тело наэлектризовано, если оно приобретает свойство…

2. Тело наэлектризовано, следовательно оно приобрело …

3. В природе существуют два рода электрических зарядов, это…

4. Стеклянная палочка, потертая о шелк, бумагу, приобретает заряд…

5. Эбонитовая палочка, потертая о мех, приобретает заряд…

6. Одноименно заряженные тела …

7. Разноименно заряженные тела…

8. Взаимодействие заряженных тел называют…

9. Все тела состоят из…

10. В центре атома находится...

11. Ядро заряжено …

12. В состав ядра входят частицы …

13. Протоны заряжены…

14. Нейтроны заряжены …

15. Вокруг ядра по орбитам вращаются …

16. Электроны заряжены …

17. Атом в обычном( нейтральном) состоянии не имеет заряда, т.к суммарный заряд всех … равен суммарному заряду…

18. Атом, потерявший или присоединивший электрон, превращаетсяв…

19. Атом, присоединивший электрон, является ионом…, его масса…массы нейтрального атома.

20. Атом, потерявший электрон, является ионом…, его масса… массы нейтрального атома.

21.Может ли атом потерять протон или нейтрон?

Могут ли электроны переходить с одного тела на другое?

22. Число протонов и нейтронов в ядре равно… элемента в таблице Менделеева.

23. Число протонов в ядре равно… элемента в таблице Менделеева.

24. В нейтральном атоме число протонов в ядре и число электронов на электронной оболочке…

25. В ядре атома золота 197 частиц, из них79 протонов. Сколько нейтронов в ядре и сколько электронов обращается вокруг ядра нейтрального атома?

Подведение итогов.

3. Целеполагание и мотивация. Прочитайте пословицу и ответьте на вопросы:

О каком физическом явлении (понятии, законе) в ней говориться?

Каков физический смысл пословицы? Верна ли она с точки зрения физики?

В чем житейский смысл этой пословицы?

ПОСЛОВИЦЫ

Как соломинка и янтарь (персидская)

Что шелкова ленточка, к стене льнет (русская).

Демонстрация опыта учителем с мелкими листочками бумаги и эбонитовой палочкой, потертой о мех.

Вопрос учителя: ребята, какое физическое явление вы сейчас наблюдаете? ( ответ: электризацию)

Ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема нашего урока?

Тема нашего урока « Электризация тел».

Какие цели мы сегодня поставим ?

Учащиеся класса при помощи учителя ставят следующие цели урока:

1. Познакомиться с явлением электризации;

2. Выяснить способы электризации тел;

3. Выяснить природу возникновения заряда.

4. Познакомиться с законом сохранения заряда и границей его применимости.

4. Усвоение новых знаний.

- Ребята, а кто-то из вас может сам попробовать сформулировать определение электризации?

А теперь откроем стр. учебника165 и прочитаем выделенное жирным шрифтом определение этого явления, запишем в тетради.

Явление, при котором тела после соприкосновения приобретают свойства притягивать другие тела, называют электризацией.

Еще раз повторим, тело наэлектризовано, значит оно обладает зарядом.

Ребята, теперь вы на основе эксперимента постарайтесь сделать несколько выводов.

Задание для работы в группах.

Задание 1.Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов. Способы электризации тел.

Приборы и материалы: 1) пленка полиэтиленовая на нити, 2) пленка полиэтиленовая, 3) полоска бумажная, 4) штатив, 5) эбонитовая палочка, 6) кусочек меха.

Порядок выполнения работы.

1. Полиэтиленовую пленку, подвешенную на нити к лапке штатива, потрите осторожно кусочком бумаги

2. Наэлектризуйте бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положите полиэтиленовую пленку и погладьте рукой. Поднимите полоски за концы, разведите их и медленно поднесите друг к другу.

Как они взаимодействуют? _______________________.

Каким способом вы наэлектризовали полоски?__________________________

3. Положите на полиэтиленовую пленку бумажную полоску, несколько раз ударьте по полоскам. Поднесите бумажную полоску к висящей на нити полиэтиленовой полоске.

Полоски_________________

Каким способом были наэлектризованы полоски?______________________

4. Поднесите поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски к пленке, висящей на нити, и наблюдайте их взаимодействие:

Пленка с пленкой ________________________________;

Бумажная полоска с пленкой _____________________________;

5. Поднесите к заряженной полиэтиленовой пленке, висящей на нити, эбонитовую палочку, потертую о мех. Пленка и эбонитовая палочка ________________________.

Пленка заряжена _______________, Эбонитовая палочка заряжена________________

Мех заряжен___________________

1.Вывод: в природе существуют ________рода электрических зарядов.

Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака _____________________, а тела имеющие заряды противоположного знака ________________________

2. Вывод: тело можно наэлектризовать:

А). путем трения

Б). соприкосновением

В). ударом.

При трении происходит электризация соприкосновением, но увеличивается площадь соприкасающихся тел

3 Вывод:В результате электризуются оба тела, причем одно тело приобретает положительный заряд , другое отрицательный заряд ( заряды по модулю равны). В результате электризации электроны переходят с одного тела на другое.

4 Вывод: В результате электризации заряды не возникают, происходит перераспределение заряда.

В результате электризации тела приобретают заряды.

А теперь откроем стр. 167 учебника и прочитаем закон сохранения заряда, запишем его в тетрадь. Но данный закон выполняется не всегда. Найдите в учебнике условия его выполнения. Дайте определение замкнутой системы тел, приведите примеры.

Вопросы для фронтального закрепления:

1.Одинаковые металлические шарики, заряженные одноименными зарядами q и 5q привели в соприкосновение и затем развели. Каков стал заряд шариков?

2. С какой целью к машинам, перевозящим легковоспламеняющиеся жидкости, прицепляют цепь?

5. Релаксация.

Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.

  1. Исходное положение – сидя на стуле. Отвести голову назад и плавно наклонить назад, на счет 1-2, 3-4 – голову наклонить вперед. Повторить 3 раза.

  2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1- поворот головы налево, 2 – И.п., 3 поворот головы направо, 4 – И.п. Повторить 3 раза.

  3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2- И.п., 3 – то же правой рукой, 4 – И.п. Повторить 3 раза.

6. Первичное закрепление знаний. Задания для индивидуальной самостоятельной работы:( самопроверка)

1 вариант.

1. Объясните, в результате чего происходит электризация тел?

А. Из-за отсутствия любых зарядов.

Б. В результате перемещения положительных зарядов.

В. В результате перемещения отрицательных зарядов.

2. После электризации заряд эбонитовой палочки стал –q. Изменилась ли масса палочки?

А. Осталась прежней.

Б. Уменьшилась.

В. Увеличилась.

3. Алгебраическая сумма электрических зарядов в замкнутой системе…________________________________________________

4. Водяная капля с электрическим зарядом + q соединилась с другой каплей, обладающей зарядом – q. Образовавшаяся капля имеет заряд…

А. -2q Б. +2q В. 0

5. После посадки самолета к нему нельзя сразу же приставлять металлический трап. Поэтому в нескольких случаях сначала опускают на землю металлический трос, соединенный с корпусом самолета, и уже потом подгоняют трап. Почему?

Каждое задание оценивается в один балл.

Критерий выставления оценок:

«3» - 3 балла

«4» - 4 балла

«5» - 5 баллов.

Запишем домашнее задание: п.40, устно выполнить задание 39

6. Подведение итогов урока.

Ребята,как вы думаете, мы на уроке достигли поставленных целей?

Рефлексия.

  • Самым полезным и интересным для меня было…

  • Я встретился сегодня на уроке

с трудностью при…

  • У меня хорошо получилось…

  • Мне это необходимо для...

  • Своей работой на уроке я…

  • Урок показался мне…




Литература:

  1. Учебник: Физика. 8 класс: учебник / Н.С. Пурышева, Н.Е Важеевская. – 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015.

2. Сборник качественных задач по физике: для 7-9 кл. общеобр. Учреждений /А.Е.Марон, Е. А. Марон.-М.: Просвещение, 2012;

3.  А.Е. Марон, С.В. Позойский «Сборник вопросов и задач по физике» 7-9 класс. Учебное пособие. – М.:Дрофа, 2012.







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по физике по теме : "Электризация тел"

Автор: Соловьева Татьяна Анатольевна

Дата: 31.08.2018

Номер свидетельства: 476875

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока физики "Электризация тел" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-fiziki-eliektrizatsiia-tiel"
    ["file_id"] => string(6) "124336"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414686203"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока на тему "Электрическая цепь и ее составные части" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-na-tiemu-eliektrichieskaia-tsiep-i-ieie-sostavnyie-chasti"
    ["file_id"] => string(6) "105535"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402860837"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока "Электризация тел""
    ["seo_title"] => string(33) "konspekt_uroka_elektrizatsiia_tel"
    ["file_id"] => string(6) "500811"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1550739748"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "конспект урока физики для 8 класса "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-fiziki-dlia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "165212"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422784923"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Конспект урока по физике "Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества" "
    ["seo_title"] => string(159) "konspiekt-uroka-po-fizikie-eliektrizatsiia-tiel-dva-roda-zariadov-vzaimodieistviie-zariazhiennykh-tiel-eliektroskop-provodniki-i-nieprovodniki-eliektrichiestva"
    ["file_id"] => string(6) "146871"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419268194"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства