kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок в 10 классе по теме «Ток в жидкостях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цели урока

1. Обучающие:

Используя электролиз раствора HCl, произвести необходимые измерения и вычислить заряд 1-валентного иона. Оценить погрешность.

Используя электролиз раствора CuSO4, вычислить электрохимический эквивалент меди.

Используя растворы разных электролитов, снять вольт – амперные характеристики и качественно объяснить их.

2. Развивающие:

Создать условия для обсуждения и объяснения вольт – амперных характеристик разных электролитов и  для анализа процессов, происходящих при электролизе в разных электролитах.

3. Воспитательные:

Воспитание у учащихся навыков работы в паре, умения сопоставлять и анализировать информацию одноклассников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок в 10 классе по теме «Ток в жидкостях»»

Интегрированный урок в 10 классе

МБОУ Лицей №3 г. Саров Нижегородской обл.

по теме «Ток в жидкостях»

Преподаватель: Маначинская Людмила Александровна –

учитель физики высшей категории

Преподавание физики в 10-11 классах МБОУ «Лицей №3» города Сарова Нижегородской области ведется по программе для школ (классов) с углубленным изучением физики.

Авторы программы: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, В.А.Орлов, А.А.Пинский, 6 часов в неделю.

В учебном процессе используются учебники для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением физики под редакцией А.А.Пинского, О.Ф.Кабардина и сборники задач: Л.А.Кирик «Физика. Самостоятельные и контрольные работы 10,11 классы», Н.И.Гольдфарб «Физика.Задачник 9-11классы», А.П.Рымкевич «Физика.Задачник10-11классы».

На уроках класс делится на две группы по 10-14 учащихся в каждой.

Состав группы, в которой проводится данный урок, достаточно сильный и работоспособный.

Предлагаемые уроки являются по счету уроками №7,8 в теме «Токи в разных средах» в 10 классе (проводится как один урок-спаренный).

К этому времени учащиеся знают механизм проводимости жидкостей и законы Фарадея.

Кроме того, к выполнению лабораторных работ учащиеся готовятся дома (повторяют теорию, изучают описание лабораторной работы №1 по учебнику, вспоминают как снять вольт-амперную характеристику проводника).

Поэтому урок как правило проходит плодотворно и с хорошей отдачей при большом объеме выполненной работы.


Лабораторные работы:

1. Измерение электрического заряда 1-валентного иона.

2. Измерение электрохимического эквивалента меди.

3. Снятие вольт-амперных характеристик электролитов.

Тип урока: практическая работа.

Учебная технология: деятельностного подхода.

Форма работы: парная.

Метод: частично – поисковый с элементами исследования.


Цели урока

1. Обучающие:

Используя электролиз раствора HCl, произвести необходимые измерения и вычислить заряд 1-валентного иона. Оценить погрешность.

Используя электролиз раствора CuSO4, вычислить электрохимический эквивалент меди.

Используя растворы разных электролитов, снять вольт – амперные характеристики и качественно объяснить их.

2. Развивающие:

Создать условия для обсуждения и объяснения вольт – амперных характеристик разных электролитов и для анализа процессов, происходящих при электролизе в разных электролитах.

3. Воспитательные:

Воспитание у учащихся навыков работы в паре, умения сопоставлять и анализировать информацию одноклассников.


Ход урока

Эпиграф к уроку: «Химия ты моя физическая» – М.В.Ломоносов. На доске – портреты М.В.Ломоносова и М.Фарадея.

Учитель объявляет цели урока, формулирует задачи и обращает внимание на две демонстрации, позволяющие провести измерения и вычислить электрохимический эквивалент меди:

1. Электролиз раствора CuSO4(электроды угольные).

2. Электролиз раствора CuSO4 (электроды медные).

Электроды подвешены на проводах к чашкам рычажных весов таким образом, что они опущены полностью в раствор и не касаются дна. Для этого опыта в чашках весов лучше всего просверлить по отверстию. Коромысло весов нужно подвесить на высокий штатив.

В каждую цепь включен демонстрационный гальванометр и источник тока, оба гальванометра вначале опыта показывают одно и то же значение тока. Объем раствора нужно подобрать таким образом, чтобы в процессе электролиза электроды оставались полностью погруженными в раствор.

Учитель предлагает заметить показания гальванометров, время начала опытов и после этого выполнять лабораторную работу «Измерение электрического заряда одновалентного иона». К выполнению этой работы учащиеся готовились дома по учебнику и выполняют работу по описанию.

При пропускании тока через раствор HCl у катода выделяется водород ,у анода Cl2, который растворяется в воде и поэтому не опасен. Водород собирают в пробирку, проградуированную в см3.Градуировочная шкала приклеена вдоль пробирки скотчем. Вначале опыта пробирку полностью заполняют слабым раствором кислоты и закрывают маленьким листом бумаги, который придерживают пальцем. Переворачивают пробирку вверх дном, опускают в раствор кислоты и удаляют листок бумаги. Внутрь пробирки вводят конец провода без изоляции и соединяют второй конец проводника с отрицательным полюсом источника. Конец второго проводника опускают в раствор вне пробирки и через миллиамперметр соединяют с положительным полюсом источника.

В ходе электролиза в пробирке выделяется водород, вытесняющий раствор. Заряд электрона можно вычислить следующим образом: NA/N=Vµ/V, где V – объем выделившегося водорода, N – число молекул выделившегося водорода, NA – число Авогадро, Vµ – молярный объем водорода. Отсюда N=NAV/Vµ. Заряд одновалентного иона, т.е. заряд электрона e=q/2N=It/2N, где q – заряд, прошедший через электролит за время t, 2N – число ионов водорода.

Значение тока поддерживали постоянным, меняя положение второго электрода в растворе и таким образом изменяя его сопротивление. Результат обычно хорошо согласуется с теорией, погрешность составляет несколько процентов.

Учащимся предлагается также вычислить электрохимический эквивалент водорода и подумать, как повысить точность измерений. m=kIt, отсюда k=m/It; PV=(m/µ)RT, отсюда m=PVµ/RT.

Точность измерений увеличится, если давление водорода в пробирке равно атмосферному. Это будет в том случае, если водорода выделится столько, что уровень раствора в пробирке будет равен уровню раствора в стакане.

Учащиеся предлагают еще способы повышения точности измерений. На вопрос учителя: «При использовании раствора какой концентрации результат будет более точным, большой концентрации или малой?» учащиеся отвечают малой, т.к. в этом случае время проведения опыта больше, поэтому погрешность измерения времени меньше. Кроме того, значение тока меньше, и поэтому можно вместо миллиамперметра использовать микроамперметр и получать более точное значение тока.

После выполнения лабораторной работы №1 учитель вновь обращает внимание учащихся на демонстрационный опыт на столе. Учащиеся отмечают, что равновесие весов нарушилось в обоих случаях, но больше в той цепи, где использовались медные электроды.

За время проведения опыта (25-30 минут) сила тока уменьшилась в той ванночке, в которой электроды угольные. В растворе медного купороса с угольными электродами электроды не принимают участие в химических процессах, сопровождающих прохождения тока через электролит. Ионы меди уходят из раствора на катод, и ток уменьшается.

Если электроды медные, то анод постепенно растворяется в электролите, тем самым пополняя раствор ионами меди, и поэтому в этой ванночке ток не уменьшается.

Оба раствора приобрели зеленоватый цвет, особенно в той ванночке, где электроды угольные. Зеленоватую окраску раствор получают за счет того, что в результате вторичных химических процессов вблизи анода в раствор уходит серная кислота. В ванночке с медными электродами концентрация ионов меди, которые придают раствору синий цвет, больше, поэтому зеленый оттенок менее заметен.

Учащиеся приходят к выводу, что для определения электрохимического эквивалента меди нужно использовать результаты опыта с медными электродами: m=kIt, отсюда k=m/It.

Массу выделившейся меди можно вычислить, вновь уравновесив весы. Сравнивая результат с табличным, учащиеся оценивают абсолютную и относительную погрешности. Опыт дает хороший результат. Можно было использовать и раствор с угольными электродами, если силу тока поддерживать постоянной с помощью реостата.

На вопрос учителя: «Что еще можно вычислить с помощью этого эксперимента?» учащиеся дают ответ, что можно вычислить заряд электрона – т.к. k=µ/NAеZ, то e=µ/kNAZ. Учащимся предлагается сравнить результаты вычисления заряда электрона в двух проведенных опытах.

Учащиеся отмечают, что второй способ – электролиза раствора медного купороса – дает более точный результат потому, что массу выделившейся меди можно измерить точнее, чем объем выделившегося водорода, т.к. допущены погрешности при градуировке пробирки.

На выполнение лабораторной работы №1 и анализа демонстрационного опыта с учетом предварительной домашней подготовки уходит примерно один урок. После анализа первой лабораторной работы учащиеся переходят к выполнению лабораторной работы №2.


На каждом столе – растворы электролитов и задания. Работа ведется в группах по 2-3 человека. Для приготовления раствора брали 300мл дистиллированной воды. Если использовать хорошо прокипяченную и отфильтрованную воду, результат получится чуть хуже.

В каждой ванночке растворяли 0,01 моля кислоты или соли, чтобы число носителей заряда растворенного вещества было одинаковым (растворы подготовлены заранее лаборантом).


1 группа – растворы кислот: HCl и H2SO4.

2 группа – растворы солей: NaCl и CuSO4.

3 группа – растворы кислот: HCl и H2SO4 вдвое большей концентрации, чем в 1 группе (ν=0,02 моль).

4 группа – растворы солей: NaCl и CuSO4 вдвое большей концентрации, чем во 2 группе.

5 группа – растворы HCl и NaCl.

6 группа – растворы CuSO4 и H2SO4.

Электроды во всех опытах угольные.


Задание 1. Снять вольт-амперные характеристики двух растворов и построить графики в одних осях. Сравнить результаты.

На предыдущих уроках учащиеся уже снимали вольт-амперные характеристики резистора и спирали лампочки и поэтому знают, как собрать схему и какие использовать приборы.

Ответить на вопросы:

1. Почему при малых напряжениях вольт – амперные характеристики имеют небольшой горизонтальных участок, соответствующий нулевому значению тока?

2. Подчиняются ли электролиты закону Ома?

3. Чем отличаются 2 вольт – амперные характеристики и почему?

4. Какие процессы происходят в растворе, вблизи катода и анода при прохождении через электролит тока? Написать реакции диссоциации и химические реакции.

5. Можно ли электрическое сопротивление электролита вычислять по формуле R=ρl/s? Как это проверить? Можно ли вычислить удельное сопротивление электролита?


Задание 2. Пронаблюдать процесс электролиза в течение 5 минут и ответить на вопрос: «От чего зависит результат электролиза? Какой заряд прошел через электролит?» На работу отводится 35 минут.

Далее – обсуждение результатов. Учащиеся вывешивают на доску вольт-амперные характеристики разных растворов, выполненные на листах миллиметровой бумаги, сравнивают их и объясняют.


Ожидаемые результаты

Задание 1.

1 группа – растворы двух кислот:

HCl → H+ + Cl-

H2SO4 → 2H+ SO4

H2O → H+ + OH-

Сила тока зависит не только от концентрации растворенного вещества, но и от степени диссоциации. Обе кислоты представляют собой сильные электролиты, для которых степень диссоциации при малых концентрациях равна почти 100%.

При одинаковом количестве молекул растворенного вещества число носителей заряда при диссоциации H2SO4 ,будет больше, чем при диссоциации HCl. Кроме того, ион SO42- несет двойной заряд. В переносе заряда участвуют также молекулы воды. Поэтому I2 I1 чуть меньше, чем в 2 раза.

2 группа – растворы двух солей: NaCl (1) и CuSO4 (2).

Обе соли являются сильными электролитами со степенью диссоциации почти 100%. Аналогичные рассуждения приводят к выводу, что I2 I1 чуть меньше, чем в 2 раза.

3 и 4 группы – растворы тех же солей и кислот вдвое большей концентрации.

Увеличение концентрации в 2 раза не приводит к увеличению тока в 2 раза, т.к. при увеличении концентрации степень диссоциации уменьшается. Поэтому сила тока при тех же значениях напряжения будет больше, но меньше чем в 2 раза по сравнению с группами 1 и 2.

5 группа – растворы кислоты и соли. Ионы растворенных веществ одновалентны.

Оба вещества – сильные электролиты, I1 = I2.

6 группа – растворы соли и кислоты. Ионы растворенных веществ двухвалентны.

Растворенные вещества – сильные электролиты. Аналогично I1=I2.

7 группа – растворы кислот HCl и H3PO4.

HCl → H+Cl- одна молекула дает 2 носителя заряда.

H3PO4 → 3H+PO43- одна молекула дает 4 носителя заряда, из них ион PO43- несет тройной заряд.

Вопреки ожиданиям I2I1, т.к. степень диссоциации фосфорной кислоты H3PO4 невелика: примерно 30%.


Химические процессы, происходящие в растворах

1. CuSO4→Cu2+ + SO42-

H2O → H+ + OH-

2OH- + SO42- → O2 + H2SO4

Катод: Cu

Анод: О2.

В раствор поступает H2SO4, и поэтому раствор постепенно зеленеет.

2. HCl → H+ + Cl-

H2O → H+ + OH-

Катод: H2

Анод: Cl2 и полностью растворяется в воде, поэтому опыт не опасен.

3. H2SO4 → 2H+ + SO42-

H2O → H+ + OH-

Катод: H2

Анод: 2OH- + SO42- → O2 + H2SO4

4. NaCl → Na+ + Cl-

H2O → H+ + OH-

Катод:H2

Анод: Cl2

Na+ + OH- → NaOH – поступает в раствор.

Присутствие NaOH в растворе можно через некоторое время обнаружить с помощью фенолфталеина.


Вольтамперные характеристики всех электролитов позволяют утверждать, что для электролитов приблизительно соблюдается прямо пропорциональная зависимость между током и напряжением, т.е. для электролитов справедлив закон Ома. Отличие вольтамперной характеристики электролитов от вольтамперной характеристики металлов заключается в том, что при малых значениях напряжения сила тока приблизительно равна нулю и начинает возрастать начиная с некоторого значения напряжения. Учащиеся в ходе рассуждений приходят к выводу, что наличие горизонтального участка при малых значениях напряжения может быть объяснено двумя причинами:

1) поляризацией электродов, которая приводит к возникновению в растворе электрического поля, направленного противоположно основному полю;

2) инертностью ионов и наличием силы вязкого трения.

Сопротивление электролита можно вычислить по формуле R=ρl/s. Это можно проверить следующим образом: при сближении электродов в два раза силы тока увеличивается в два раза при том же значении напряжения. Можно также уменьшить площадь поперечного сечения проводника в два раза, наполовину вытащив электроды с раствора. Ток при этом уменьшится в два раза.

Учащиеся сравнивают и объясняют значения удельных сопротивлений разных растворов между собой, вычисленных из формулыR=ρl/s, а также с удельным сопротивлением металлов.

Подводя итог, учащиеся еще раз делают выводы: количество и вид выделившегося на электродах вещества из раствора за некоторое время зависит от химического состава раствора, от вещества электродов, от концентрации раствора, от температуры (при увеличении температуры увеличивается степень диссоциации).

В заключении учитель подводит результаты урока и задает домашнее задание: повторить §67. Гольдфарб, №22.2 – 22.6.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Интегрированный урок в 10 классе по теме «Ток в жидкостях»

Автор: Маначинская Людмила Александровна

Дата: 24.01.2018

Номер свидетельства: 452067

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Презентация к интегрированному уроку химии и физики для 11 класса по теме «Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза»"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_intieghrirovannomu_uroku_khimii_i_fiziki_dlia_11_klassa_po_tie"
    ["file_id"] => string(6) "436624"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1509761690"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Интегрированный урок в 10 классе по теме Ток в жидкостях"
    ["seo_title"] => string(64) "intieghrirovannyi_urok_v_10_klassie_po_tiemie_tok_v_zhidkostiakh"
    ["file_id"] => string(6) "452065"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516741293"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1250 руб.
2090 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1660 руб.
2770 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства