Интегрированный урок в 10 классе по теме «Ток в жидкостях»
Интегрированный урок в 10 классе по теме «Ток в жидкостях»
Цели урока
1. Обучающие:
Используя электролиз раствора HCl, произвести необходимые измерения и вычислить заряд 1-валентного иона. Оценить погрешность.
Используя электролиз раствора CuSO4, вычислить электрохимический эквивалент меди.
Используя растворы разных электролитов, снять вольт – амперные характеристики и качественно объяснить их.
2. Развивающие:
Создать условия для обсуждения и объяснения вольт – амперных характеристик разных электролитов и для анализа процессов, происходящих при электролизе в разных электролитах.
3. Воспитательные:
Воспитание у учащихся навыков работы в паре, умения сопоставлять и анализировать информацию одноклассников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок в 10 классе по теме «Ток в жидкостях»»
Интегрированный урок в 10 классе
МБОУ Лицей №3 г. Саров Нижегородской обл.
по теме «Ток в жидкостях»
Преподаватель: Маначинская Людмила Александровна –
учитель физики высшей категории
Преподавание физики в 10-11 классах МБОУ «Лицей №3» города Сарова Нижегородской области ведется по программе для школ (классов) с углубленным изучением физики.
Авторы программы: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, В.А.Орлов, А.А.Пинский, 6 часов в неделю.
В учебном процессе используются учебники для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением физики под редакцией А.А.Пинского, О.Ф.Кабардина и сборники задач: Л.А.Кирик «Физика. Самостоятельные и контрольные работы 10,11 классы», Н.И.Гольдфарб «Физика.Задачник 9-11классы», А.П.Рымкевич «Физика.Задачник10-11классы».
На уроках класс делится на две группы по 10-14 учащихся в каждой.
Состав группы, в которой проводится данный урок, достаточно сильный и работоспособный.
Предлагаемые уроки являются по счету уроками №7,8 в теме «Токи в разных средах» в 10 классе (проводится как один урок-спаренный).
К этому времени учащиеся знают механизм проводимости жидкостей и законы Фарадея.
Кроме того, к выполнению лабораторных работ учащиеся готовятся дома (повторяют теорию, изучают описание лабораторной работы №1 по учебнику, вспоминают как снять вольт-амперную характеристику проводника).
Поэтому урок как правило проходит плодотворно и с хорошей отдачей при большом объеме выполненной работы.
Метод: частично – поисковый с элементами исследования.
Цели урока
1. Обучающие:
Используя электролиз раствора HCl, произвести необходимые измерения и вычислить заряд 1-валентного иона. Оценить погрешность.
Используя электролиз раствора CuSO4, вычислить электрохимический эквивалент меди.
Используя растворы разных электролитов, снять вольт – амперные характеристики и качественно объяснить их.
2. Развивающие:
Создать условия для обсуждения и объяснения вольт – амперных характеристик разных электролитов и для анализа процессов, происходящих при электролизе в разных электролитах.
3. Воспитательные:
Воспитание у учащихся навыков работы в паре, умения сопоставлять и анализировать информацию одноклассников.
Ход урока
Эпиграф к уроку: «Химия ты моя физическая» – М.В.Ломоносов. На доске – портреты М.В.Ломоносова и М.Фарадея.
Учитель объявляет цели урока, формулирует задачи и обращает внимание на две демонстрации, позволяющие провести измерения и вычислить электрохимический эквивалент меди:
1. Электролиз раствора CuSO4(электроды угольные).
2. Электролиз раствора CuSO4 (электроды медные).
Электроды подвешены на проводах к чашкам рычажных весов таким образом, что они опущены полностью в раствор и не касаются дна. Для этого опыта в чашках весов лучше всего просверлить по отверстию. Коромысло весов нужно подвесить на высокий штатив.
В каждую цепь включен демонстрационный гальванометр и источник тока, оба гальванометра вначале опыта показывают одно и то же значение тока. Объем раствора нужно подобрать таким образом, чтобы в процессе электролиза электроды оставались полностью погруженными в раствор.
Учитель предлагает заметить показания гальванометров, время начала опытов и после этого выполнять лабораторную работу «Измерение электрического заряда одновалентного иона». К выполнению этой работы учащиеся готовились дома по учебнику и выполняют работу по описанию.
При пропускании тока через раствор HCl у катода выделяется водород ,у анода Cl2, который растворяется в воде и поэтому не опасен. Водород собирают в пробирку, проградуированную в см3.Градуировочная шкала приклеена вдоль пробирки скотчем. Вначале опыта пробирку полностью заполняют слабым раствором кислоты и закрывают маленьким листом бумаги, который придерживают пальцем. Переворачивают пробирку вверх дном, опускают в раствор кислоты и удаляют листок бумаги. Внутрь пробирки вводят конец провода без изоляции и соединяют второй конец проводника с отрицательным полюсом источника. Конец второго проводника опускают в раствор вне пробирки и через миллиамперметр соединяют с положительным полюсом источника.
В ходе электролиза в пробирке выделяется водород, вытесняющий раствор. Заряд электрона можно вычислить следующим образом: NA/N=Vµ/V, где V – объем выделившегося водорода, N – число молекул выделившегося водорода, NA – число Авогадро, Vµ – молярный объем водорода. Отсюда N=NAV/Vµ. Заряд одновалентного иона, т.е. заряд электрона e=q/2N=It/2N, где q – заряд, прошедший через электролит за время t, 2N – число ионов водорода.
Значение тока поддерживали постоянным, меняя положение второго электрода в растворе и таким образом изменяя его сопротивление. Результат обычно хорошо согласуется с теорией, погрешность составляет несколько процентов.
Учащимся предлагается также вычислить электрохимический эквивалент водорода и подумать, как повысить точность измерений. m=kIt, отсюда k=m/It; PV=(m/µ)RT, отсюда m=PVµ/RT.
Точность измерений увеличится, если давление водорода в пробирке равно атмосферному. Это будет в том случае, если водорода выделится столько, что уровень раствора в пробирке будет равен уровню раствора в стакане.
Учащиеся предлагают еще способы повышения точности измерений. На вопрос учителя: «При использовании раствора какой концентрации результат будет более точным, большой концентрации или малой?» учащиеся отвечают малой, т.к. в этом случае время проведения опыта больше, поэтому погрешность измерения времени меньше. Кроме того, значение тока меньше, и поэтому можно вместо миллиамперметра использовать микроамперметр и получать более точное значение тока.
После выполнения лабораторной работы №1 учитель вновь обращает внимание учащихся на демонстрационный опыт на столе. Учащиеся отмечают, что равновесие весов нарушилось в обоих случаях, но больше в той цепи, где использовались медные электроды.
За время проведения опыта (25-30 минут) сила тока уменьшилась в той ванночке, в которой электроды угольные. В растворе медного купороса с угольными электродами электроды не принимают участие в химических процессах, сопровождающих прохождения тока через электролит. Ионы меди уходят из раствора на катод, и ток уменьшается.
Если электроды медные, то анод постепенно растворяется в электролите, тем самым пополняя раствор ионами меди, и поэтому в этой ванночке ток не уменьшается.
Оба раствора приобрели зеленоватый цвет, особенно в той ванночке, где электроды угольные. Зеленоватую окраску раствор получают за счет того, что в результате вторичных химических процессов вблизи анода в раствор уходит серная кислота. В ванночке с медными электродами концентрация ионов меди, которые придают раствору синий цвет, больше, поэтому зеленый оттенок менее заметен.
Учащиеся приходят к выводу, что для определения электрохимического эквивалента меди нужно использовать результаты опыта с медными электродами: m=kIt, отсюда k=m/It.
Массу выделившейся меди можно вычислить, вновь уравновесив весы. Сравнивая результат с табличным, учащиеся оценивают абсолютную и относительную погрешности. Опыт дает хороший результат. Можно было использовать и раствор с угольными электродами, если силу тока поддерживать постоянной с помощью реостата.
На вопрос учителя: «Что еще можно вычислить с помощью этого эксперимента?» учащиеся дают ответ, что можно вычислить заряд электрона – т.к. k=µ/NAеZ, то e=µ/kNAZ. Учащимся предлагается сравнить результаты вычисления заряда электрона в двух проведенных опытах.
Учащиеся отмечают, что второй способ – электролиза раствора медного купороса – дает более точный результат потому, что массу выделившейся меди можно измерить точнее, чем объем выделившегося водорода, т.к. допущены погрешности при градуировке пробирки.
На выполнение лабораторной работы №1 и анализа демонстрационного опыта с учетом предварительной домашней подготовки уходит примерно один урок. После анализа первой лабораторной работы учащиеся переходят к выполнению лабораторной работы №2.
На каждом столе – растворы электролитов и задания. Работа ведется в группах по 2-3 человека. Для приготовления раствора брали 300мл дистиллированной воды. Если использовать хорошо прокипяченную и отфильтрованную воду, результат получится чуть хуже.
В каждой ванночке растворяли 0,01 моля кислоты или соли, чтобы число носителей заряда растворенного вещества было одинаковым (растворы подготовлены заранее лаборантом).
1 группа – растворы кислот: HCl и H2SO4.
2 группа – растворы солей: NaCl и CuSO4.
3 группа – растворы кислот: HCl и H2SO4 вдвое большей концентрации, чем в 1 группе (ν=0,02 моль).
4 группа – растворы солей: NaCl и CuSO4 вдвое большей концентрации, чем во 2 группе.
5 группа – растворы HCl и NaCl.
6 группа – растворы CuSO4 и H2SO4.
Электроды во всех опытах угольные.
Задание 1. Снять вольт-амперные характеристики двух растворов и построить графики в одних осях. Сравнить результаты.
На предыдущих уроках учащиеся уже снимали вольт-амперные характеристики резистора и спирали лампочки и поэтому знают, как собрать схему и какие использовать приборы.
Ответить на вопросы:
1. Почему при малых напряжениях вольт – амперные характеристики имеют небольшой горизонтальных участок, соответствующий нулевому значению тока?
2. Подчиняются ли электролиты закону Ома?
3. Чем отличаются 2 вольт – амперные характеристики и почему?
4. Какие процессы происходят в растворе, вблизи катода и анода при прохождении через электролит тока? Написать реакции диссоциации и химические реакции.
5. Можно ли электрическое сопротивление электролита вычислять по формуле R=ρl/s? Как это проверить? Можно ли вычислить удельное сопротивление электролита?
Задание 2. Пронаблюдать процесс электролиза в течение 5 минут и ответить на вопрос: «От чего зависит результат электролиза? Какой заряд прошел через электролит?» На работу отводится 35 минут.
Далее – обсуждение результатов. Учащиеся вывешивают на доску вольт-амперные характеристики разных растворов, выполненные на листах миллиметровой бумаги, сравнивают их и объясняют.
Ожидаемые результаты
Задание 1.
1 группа – растворы двух кислот:
HCl → H+ + Cl-
H2SO4 → 2H+ SO4
H2O → H+ + OH-
Сила тока зависит не только от концентрации растворенного вещества, но и от степени диссоциации. Обе кислоты представляют собой сильные электролиты, для которых степень диссоциации при малых концентрациях равна почти 100%.
При одинаковом количестве молекул растворенного вещества число носителей заряда при диссоциации H2SO4 ,будет больше, чем при диссоциации HCl. Кроме того, ион SO42- несет двойной заряд. В переносе заряда участвуют также молекулы воды. Поэтому I2 I1 чуть меньше, чем в 2 раза.
2 группа – растворы двух солей: NaCl (1) и CuSO4 (2).
Обе соли являются сильными электролитами со степенью диссоциации почти 100%. Аналогичные рассуждения приводят к выводу, что I2 I1 чуть меньше, чем в 2 раза.
3 и 4 группы – растворы тех же солей и кислот вдвое большей концентрации.
Увеличение концентрации в 2 раза не приводит к увеличению тока в 2 раза, т.к. при увеличении концентрации степень диссоциации уменьшается. Поэтому сила тока при тех же значениях напряжения будет больше, но меньше чем в 2 раза по сравнению с группами 1 и 2.
5 группа – растворы кислоты и соли. Ионы растворенных веществ одновалентны.
Оба вещества – сильные электролиты, I1 = I2.
6 группа – растворы соли и кислоты. Ионы растворенных веществ двухвалентны.
Растворенные вещества – сильные электролиты. Аналогично I1=I2.
7 группа – растворы кислот HCl и H3PO4.
HCl → H+Cl- одна молекула дает 2 носителя заряда.
H3PO4 → 3H+PO43- одна молекула дает 4 носителя заряда, из них ион PO43- несет тройной заряд.
Вопреки ожиданиям I2I1, т.к. степень диссоциации фосфорной кислоты H3PO4 невелика: примерно 30%.
Химические процессы, происходящие в растворах
1. CuSO4→Cu2+ + SO42-
H2O → H+ + OH-
2OH- + SO42- → O2 + H2SO4
Катод: Cu
Анод: О2.
В раствор поступает H2SO4, и поэтому раствор постепенно зеленеет.
2. HCl → H+ + Cl-
H2O → H+ + OH-
Катод: H2
Анод: Cl2 и полностью растворяется в воде, поэтому опыт не опасен.
3. H2SO4 → 2H+ + SO42-
H2O → H+ + OH-
Катод: H2
Анод: 2OH- + SO42- → O2 + H2SO4
4. NaCl → Na+ + Cl-
H2O → H+ + OH-
Катод:H2
Анод: Cl2
Na+ + OH- → NaOH – поступает в раствор.
Присутствие NaOH в растворе можно через некоторое время обнаружить с помощью фенолфталеина.
Вольтамперные характеристики всех электролитов позволяют утверждать, что для электролитов приблизительно соблюдается прямо пропорциональная зависимость между током и напряжением, т.е. для электролитов справедлив закон Ома. Отличие вольтамперной характеристики электролитов от вольтамперной характеристики металлов заключается в том, что при малых значениях напряжения сила тока приблизительно равна нулю и начинает возрастать начиная с некоторого значения напряжения. Учащиеся в ходе рассуждений приходят к выводу, что наличие горизонтального участка при малых значениях напряжения может быть объяснено двумя причинами:
1) поляризацией электродов, которая приводит к возникновению в растворе электрического поля, направленного противоположно основному полю;
2) инертностью ионов и наличием силы вязкого трения.
Сопротивление электролита можно вычислить по формуле R=ρl/s. Это можно проверить следующим образом: при сближении электродов в два раза силы тока увеличивается в два раза при том же значении напряжения. Можно также уменьшить площадь поперечного сечения проводника в два раза, наполовину вытащив электроды с раствора. Ток при этом уменьшится в два раза.
Учащиеся сравнивают и объясняют значения удельных сопротивлений разных растворов между собой, вычисленных из формулыR=ρl/s, а также с удельным сопротивлением металлов.
Подводя итог, учащиеся еще раз делают выводы: количество и вид выделившегося на электродах вещества из раствора за некоторое время зависит от химического состава раствора, от вещества электродов, от концентрации раствора, от температуры (при увеличении температуры увеличивается степень диссоциации).
В заключении учитель подводит результаты урока и задает домашнее задание: повторить §67. Гольдфарб, №22.2 – 22.6.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Презентация к интегрированному уроку химии и физики для 11 класса по теме «Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза»"
["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_intieghrirovannomu_uroku_khimii_i_fiziki_dlia_11_klassa_po_tie"
["file_id"] => string(6) "436624"
["category_seo"] => string(6) "fizika"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1509761690"
}
}