Открытый интегрированный урок по теме «Строение атома» органично вписывается в систему работы учителя, давая возможность применения отработанных этапов исследовательской деятельности учащихся непосредственно использовать в практической деятельности при проведении демонстраций, опытов и экспериментов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Строение атома"»
Тема:
«Исследовательская деятельность учащихся на уроках как способ реализации личностно-ориентированного обучения»
(из опыта работы учителя математики и физики
высшей квалификационной категории Яковлевой Е.Б.
МОУ «Володарская средняя общеобразовательная школа полного дня»
Первомайского района Оренбургской области.)
План занятия
«Исследовательская деятельность учащихся на уроках, как способ реализации личностно-ориентированного обучения». (Выступление учителя математики Яковлевой Е.Б.- презентация)
Открытый интегрированный урок на тему: «Строение атома» (учитель математики и физики Яковлева Е.Б., заслуженный учитель химии Российской Федерации – Трофимова Г.Е.)
Круглый стол по теме Мастер - класса
Собственную методическую систему работы считаю эффективной, приводящей к высоким результатам учебной деятельности, применяемую на всех этапах учебного процесса. Предложенная система нашла своё применение в педагогической деятельности моих коллег, последователей, элементы её вызвали интерес у молодых педагогов района. Работу своей системы в действии предлагаю в виде презентации по названной теме с демонстрацией результатов деятельности.
Открытый интегрированный урок по теме «Строение атома» органично вписывается в систему работы учителя, давая возможность применения отработанных этапов исследовательской деятельности учащихся непосредственно использовать в практической деятельности при проведении демонстраций, опытов и экспериментов.
Яковлева Е.Б., Трофимова Г.Е.,
МАОУ «Володарская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Оренбургской области
Интегрированный урок в 8 классе на тему: «Строение атома»
По дидактической цели это урок повторения и систематизации изученного материала, по содержанию элементов исследовательской деятельности учащихся – урок «Исследование».
Яковлева Елена Борисовна - учитель математики и физики,
высшая квалификационная категория.
Трофимова Галина Евгеньевна - учитель химии,
высшая квалификационная категория.
Тип урока: повторительно-обобщающее учебное занятие путем интеграции двух предметов физики и химии.
Цели для учителей:
образовательная: повторить и обобщить знания о строении атома путем интеграции научных знаний, полученных на уроках физики и химии; установить уровень усвоения учебного материала по теме «Строение атома».
развивающая: развивать умения применять имеющиеся знания на практике; развивать способности анализировать, делать выводы; логически рассуждать, а в конечном итоге – способствовать развитию интеллекта и творческих способностей, развитию внимания, памяти и исследовательских навыков.
воспитательная: формировать познавательный интерес к физике и химии; способствовать формированию у учащихся уважения к научному познанию и убеждения в ценности научных знаний для разных областей человеческой деятельности, для повседневной жизни человека; формировать умение слушать своих товарищей, работать в коллективе; давать самооценку.
Форма организации учебной деятельности: сочетание фронтальной работы и работы в группах.
Технология: традиционная, элементы личностно-ориентированного и проблемного обучения.
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа
Экран;
Видеопроектор;
Компьютерная презентация;
На дем. столе:
штатив с пробирками, щелочью и раствором фенолфталеина;
кисточка;
два стакана с водой;
таблица Менделеева;
э/ф машина;
электроскопы;
эбонитовая палочка;
металлическая спица;
указка;
цветные мелки;
фломастеры.
На столах у детей:
номера групп;
кисточки;
таблицы Менделеева;
штативы с пробирками, щелочью и раствором фенолфталеина;
листы бумаги с нанесенным раствором щелочи;
карточки – оценки;
конверты с самоконтролем;
«Детективам» - лист бумаги (А3), красный и зеленый маркеры;
«Теоретикам» - планшет для создания модели атома;
«Загадочным» - 3 конверта с фразами для расшифровки загадок.
Ход урока
I. Организационный этап
Приветствие учителей, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие учителем общих целей учебного занятия.
II. Мотивация
На этом этапе важно создать правильный эмоциональный настрой учащихся, дать им возможность определить внутреннюю значимость этого урока; осуществляется постановка проблемы.
Химик. Всем известно, что на одну и туже проблему или какой-либо факт, можно взглянуть с разных точек зрения, что вы порой и делаете, даже не подозревая об этом.
Физик.Много веков длится процесс познания окружающего мира. Основную роль играют в этом физика и химия – важнейшие науки, изучающие глубины законов природы. И каждая из них имеет свой угол зрения на происходящие в микромире процессы. Но мир един!
Химик. Сегодня мы объединим представления о строении микромира физиков и химиков. И поэтому необычный сегодняшний урок с вами проведут два учителя. И нам бы хотелось, чтобы вы воспринимали нас не как учителей двух разных предметов, а как учителей, несущих объединенные научные знания о целостной картине мира.
Физик. А какова же тема сегодняшнего урока?
Химик. А пусть нам подскажут сами ребята! Дети, у вас на столах лежат волшебные листочки. В них химическим образом спрятана буква. Если все четыре буквы сложить – получится ключевое слово к теме урока. Буква написана раствором хим. вещества. Если кисточкой нанести по центру листа р-р индикатора фенолфталеина, то она проявится. Но прежде чем вы начнете работать, вспомним правила ТБ. (Cлайд №1) Приступайте к работе! (Дети выполняют работу, а по завершении учителя собирают буквы.)
Химик (учителя держат буквы перед детьми). Какое же научное слово получилось? (Дети «АТОМ»).
Итак, тема нашего урока «Строение атома». (Открываю створку доски, на ней тема, цель и задачи). Запишите ее в своих тетрадях. (Cлайд №2). Не забывайте вести записи в тетрадях в течение всего урока. Целью нашего урока будет следующее: повторить и обобщить знания по теме «Строение атома».
Задачи:
Повторить:
элементарные частицы атома:
положение элемента в таблице Д.И. Менделеева;
физические свойства металлов.
Продолжить учиться работать в группах.
Научиться применять знания о строении атома в жизненных ситуациях (Cлайд №3).
Физик. А эпиграфом к нашему уроку пусть будет отрывок из стихотворения Валерия Брюсова:
«… Быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет. Там все, что здесь, в объеме сжатом, Но также то, чего здесь нет».
III. Этап повторения и обобщения полученных знаний.
Химик. Ну, что ж, приступим.
Что такое атом?
Какими химическими методами можно доказать, что молекулы веществ состоят из атомов?
Какое строение имеет атом? (Cлайд №4)
Каково строение ядра? ( слайд №5)
Каково строение электронной оболочки?
Физик. ( дает новую информацию о существовании других элементарных частиц – пионов, кварков, фотонов и т.п.)
В настоящее время открыто и исследовано так много элементарных частиц, что для их обозначения уже использованы все свободные буквы греческого и много букв латинского алфавита. Впрочем, частиц известно больше, чем использованных букв, ведь кроме простых букв для обозначения частиц используются буквы со штрихами, со звездочками и с цифрами.
По статистике, число открытых элементарных частиц удваивается каждые 11 лет, в настоящее время число элементарных частиц вместе с античастицами в несколько раз превышает число элементов периодической системы Менделеева.
Впервые об элементарных частицах как о составных частях любого атома стали говорить в конце XIX – начале XX столетия. В настоящее время истинно элементарными являются: электрон, позитрон, все виды нейтрино, фотоны, пионы, лептионы и кварки. Более того, на горизонте уже появляется «кварковая химия».
Химик.
Где же сосредоточена основная масса атома?
Как связаны понятия «атом» и «химический элемент»?
Что такое изотопы?
Сколько видов атомов вы знаете и где о них можно получить информацию? (После ответа Cлайд №6).
На примере конкретного атома покажите его элементарный состав. (Ученик выходит к доске).
На основе таблицы Менделеева схематично покажите строение атома натрия, его электронную формулу.
Что такое ионы и чем они отличаются по свойствам от атомов? (Здесь же идет новая информация учителя).
Физик.
13. Как происходит превращение атома в ион? - Атом в целом не имеет заряда, он нейтрален, потому, что положительный заряд его ядра равен отрицательному заряду всех его электронов. Но атом, потерявший один или несколько электронов, уже не является нейтральным, а будет иметь положительный заряд. Тогда его называют положительным ионом. Наблюдается и обратное. Лишний электрон присоединяется к нейтральному атому. В этом случае атом приобретает отрицательный заряд и становится отрицательнымионом. (После ответа Cлайд №7).
14. Давайте вспомним явление электризации. – Электризация тел происходит при их соприкосновении. Тело наэлектризовано, если ему сообщён электрический заряд (примеры с расчёской, ручкой). Процесс электризации трением объясняет существование двух видов зарядов, а также тот факт, что атом электронейтрален.
Что мы называем проводниками и диэлектриками? - Проводниками называют тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряжённого тела к незаряженному. (примеры: металлы – особенно серебро, медь, алюминий; почва, графит, вода с растворёнными в ней солями, кислотами, щелочами.) Непроводниками называют такие тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному. (примеры: янтарь, фарфор, резина, эбонит, различные пластмассы, шёлк, капрон, масла, воздух - газы).
15. (Опыт). Даны два электроскопа – один заряжен, другой нет. Какие предметы мне нужно использовать – (эбонитовую палочку и стальную проволоку с ручкой из диэлектрика), чтобы передать заряд от одного электроскопа к другому? При помощи проводника – металлического стержня – соединили незаряженный электроскоп с отрицательно заряженным. Свободные электроны стержня оказались в электрическом поле и пришли в движение по направлению к незаряженному электроскопу, который зарядился отрицательно.
Химик.
16. Какова особенность строения металлов, позволяющая проводить электрический заряд? (После ответа Cлайд №8.)
Физик.
17. Почему диэлектрики не проводят электрический заряд? - В диэлектриках электроны прочно удерживаются в своих атомах и не могут двигаться в электрическом поле.
18. Т.к. металлы обладают хорошей электропроводностью, они требуют к себе очень аккуратного отношения с соблюдением правил безопасности жизнедеятельности. Между телами, обладающими большими разноименными зарядами, очень часто возникает искра, опасная для жизни человека. Не попадайте в область ее действия! (Cлайд №9).
1. В классе таким источником является э/ф машина. (Опыт).
Э/ф машина или электрофорный генератор Вимшурста (в честь британского инженера) является ископаемым времени начала электротехники. Её развитие практически остановилось при внедрении электромагнитных генераторов. Машина используется для демонстрации электростатики.
2. В природе источником зарядов служит искровой разряд молнии. (Cлайд №10).
Что является надежной защитой от молнии в помещении? (Cлайд №11.)
Молниеотвод – прибор, устанавливаемый на зданиях и сооружениях и служащий для защиты от молнии. Поскольку вероятность поражения наземного объекта молнией растёт по мере увеличения его высоты, молниеприемник располагается на возможно большей высоте и имеет достаточно глубокое заземление, желательно во влажную почву.
Химик. Молодцы, ребята! Вы показываете хорошие знания о строении атома. Мы с вами убедились еще раз, что невозможно разделить представления физиков и химиков в этой области, что обе эти науки в единстве формируют объективную картину микромира.
(Раздается шум, треск, взрыв…)
Физик. Что за шум за дверью? (Далее – театрализованный момент – сценка «Машина времени», позволяющая перейти к работе в группах).
Гость из будущего. Что ты наделал? Ты какую кнопку нажал?
Гость из прошлого. Я нажал? Да это ты … «как слон в посудной лавке»! Что теперь будем делать?
Б. Тише ты… Куда это мы попали? Здравствуйте!
П. Здравствуйте! А какой это век?
Физик. Двадцать первый век! А что происходит?
Б. О! Да это же сто лет после открытия строения атома! Мы спасены!
П. Помогите нам! У нас произошел сбой в работе машины времени на ядерном уровне.
Б. Помогите ее настроить. Тогда мы сможем попасть домой: он – в прошлое, а я – в будущее!
П. Иначе случится катастрофа – нарушится ход времени!
Физик. А как же настроить вашу машину?
Б и П. Вот наша настроечная панель.
Б. В своем путешествии мы должны пройти 4 сетевых портала в определенной последовательности.
П. На каждом из них оставить сообщение – ответ на вопрос.
Б. Вопросы у нас остались, а вот ответы – испарились. Одна надежда на вас, ребята. Ответьте на эти вопросы!
Физик. Ну что, выручим этих бедолаг, ребята. Поможем им продолжить путешествие? (Дети – да!). А вы, гости, ждите наши ответы по электронной почте. ( Учителя снимают и раздают задания по группам, при этом озвучивая название порталов: исторический, теоретический, детективный, загадочный. Задания в приложении 1).
Химик. Кажется, вы, ребята, немного подустали! Проведем небольшую физкультминутку. (Учителя предлагают повторять за детьми несложные движения: наклоны головой влево-вправо, круговые движения плечами, руками упражнение «ножницы».)
Физик. Продолжаем. Ребята! Помните, что на выполнение задания отводится 5 минут. Представитель от группы должен озвучить ваш ответ. Приступайте. (Ученики выполняют работу в группах, а учителя выступают в роли консультантов.)
Первый сетевой портал «Исторический» - задание: как формировалось представление о строении атома? Приведите исторические факты.
(ответы учащихся): Горбунков К. (Д. Д. Томсон), Черкашин А. (Э. Резерфорд), Галямов А. (модель Резерфорда), Нор М. (Д. Чедвиг) с демонстрациями моделей, используя таблицы.
Химик. Итак, отчет первой группы. Весь класс внимательно слушает, дополняет, исправляет. Читайте задание, ваше решение. (Ученик отвечает, опираясь на плакат в кабинете).
Физик. В начале 20 века разрушилось представление о неделимости атома. Причиной послужили открытие электронов и явление радиоактивности.
Ребята! Как показывает программа, первый портал успешно пройден! (Cлайд №12).
Химик. Итак, отчет второй группы. Весь класс внимательно слушает, дополняет, исправляет. Читайте задание, ваше решение. (Ученик отвечает, демонстрируя сконструированную модель).
Физик. Как показывает программа, второй портал успешно пройден! (Cлайд №13).
Химик. Итак, отчет третьей группы. Весь класс внимательно слушает, дополняет, исправляет. Читайте задание, ваше решение. (Ученик отвечает, дополняя свой ответ необходимыми записями.) (В помощь Cлайд №14).
Физик. Как показывает программа, третий портал успешно пройден! (Cлайд №15).
Химик. Итак, отчет четвертой группы. Весь класс внимательно слушает, дополняет, исправляет. Читайте задание, ваше решение. (Ученики зачитывают полученные загадки и сообщают отгадки. См. приложение 3).
Физик. Как показывает программа, четвертый портал успешно пройден! (Cлайд №16). Машина отправляется в путешествие во времени! (Cлайд №17) Я думаю, ребята, что наши гости уже в пути. А мы с вами продолжаем работать.
IV. Этап рефлексии.
Химик. Мы хотим убедиться в том, что ваши знания прочные. Вам предлагаем 8 утверждений для самопроверки (см. приложение 2). Если утверждение верно – поставьте «+», если утверждение не верно – «минус». Вам дается 2 минуты. Приступаем. (Учащиеся выполняют работу, после этого сверяют свои ответы с правильными, Cлайд №18).
Физик. Подсчитайте правильные ответы и выставьте себе отметку. (Cлайд №19). (У ребят на столе лежат заранее подготовленные карточки с цифрами «3», «4», «5»). У вас на столе лежат цифры. Поднимите соответствующую.
Химик. Молодцы, мы видим, что в основном вы хорошо усвоили тему «Строение атома», а значит главную задачу, которую мы поставили перед вами, вы решили. Что вам помогло справиться с предложенным заданием? (главная мысль: мы объединили знания, полученные на уроках химии и физики).
Химик. Мы завершаем сегодняшний урок составлением синквейна в рабочих тетрадях. (Cлайд №20). Это японское слово, которое означает в буквальном переводе «эмоциональное отношение». Синквейн будет состоять из 5 строк.
Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока
Подберите к этому слову 2 прилагательных
Подберите к этому слову 3 глагола
Составьте фразу, в которой будет отражена значимость этого слова
Подберите синоним к этому слову
(Ученики записывают последнее слово и зачитывают результат.)
Физик. Пришло время подводить итоги. Да, собственно, результаты самоконтроля и замечательно составленный синквейн говорят о том, что цель и задачи, поставленные в начале урока, реализованы.
Химик. И не мало важную роль в этом сыграла интеграция двух наук, двух взглядов на происходящие в микромире процессы. Ведь мир един, а в нем – одни и те же законы, явления, под каким бы углом мы их не рассматривали на уроках физики и химии. А д/з будет следующим (другой учитель раздает заготовки). Каждому будет дана таблица с химическими элементами. Нужно будет заполнить эту таблицу. Задание понятно? (Cлайд №21).
Химик. Мы благодарим вас за урок и те знания, которые вы сегодня показали.
Физик. И пусть по жизни вас ведет мудрая русская поговорка: «Не стыдно не знать, стыдно не учить».