kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по теме "Колебания и волны" 9 класс (физика и география)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогически целесообразный вариант урока – интегрированный (физика и география).

Цель урока: развитие межпредмет­ных связей путем объяснения природных явлений, изученных в курсе географии, с точки зрения физики.

Учебно-воспитательные задачи: расширение кругозора учени­ков, закрепление навыков практическо­го применения законов физики, развитие внимания учеников, умения пра­вильно говорить, формирование умения работать в группах.

Тип  урока: комбинированный.

Форма работы: индивидуально-групповая.

Подготовительный этап урока

 

Учащихся объединяют в группы по 4-5 человек по интересам или по рекомен­дации педагога. За неделю учитель зна­комит ребят с темой урока, предлагает темы сообщений. На стенде в кабинете вывешивают вопросы и список литера­туры для подготовки.

 

План урока

  1. Введение
  2. Тема «Литосфера и волновые про­цессы»
  3. Тема «Гидросфера и волны»
  4. Тема «Атмосфера и волновые про­цессы»
  5. Подведение итогов урока

 

                                                                             Содержание урока

 

  1. Вступительное слово учителя о теме и цели урока.

 

  1. Активизация внимания учащихся — с помощью загадок. Демонстрация презентации учителя (слайд №3-6)

Загадки

        Сначала — блеск,

        За блеском — треск,

        За треском — плеск.

(Молния, гром, дождь.)

Никто его не видывал, А слышать всякий слыхивал. Без тела, а живет оно, Без языка — кричит.

(Эхо.)

Все описать не хватит слов, Весь город перекошенный. Тут обрушение домов, И транспорт покореженный, И люди в панике бегут, Всех охватила спешка, С квартир на улицу скорей, Нельзя секунды мешкать.

(Землетрясение.)

Учитель. Что объединяет эти явления?

Ученики. Волны.

 Учитель. Какие волны?

Ученики. Механические волны - поперечные и продольные.

 (ЦОР №133560, который используется учителем для иллюстрации поперечных и продольных волн, изменяя параметры волны).

 Учитель. В каких средах возникают волны в природе? Скажите это на язы­ке физики. И в каких сферах возника­ют — скажите это на языке географии.

(В ходе беседы появляется схема, слайд презентации №7)

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Колебания и волны»

Тема урока: «Колебания и волны», предмет «Физика, география», 9 класс,

авторы учебников: Физика - А.В. Перышкин, Е.М.Гутник,

География - Т.П.Герасимова, базовый уровень.


При изучении данной темы возможно использование нескольких ЦОРов, представленных в единой коллекции цифровых ресурсов: http://school-collection.edu.ru

Используемые ЦОРы:


ЦОРа

Пункт плана урока

Название ЦОРа

Вид

Объём

Адрес

133560

Понятие механических волн

Волны

Гипертекст, анимация

59Кб

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb0e4f74-e0ec-4754-bcad-800ff07fcdc7/mech7.htm

130307

Литосфера и волновые процессы.

Землетрясения

Карта крупнейших землетрясений.


Иллюстрация

104Кб

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f29-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm

130805

Последствия землетрясения

Последствия землетрясения в Калифорнии

Иллюстрация

94Кб

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3f27-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/


130804

Последствия землетрясения

Последствия землетрясения в Турции

Иллюстрация

80Кб

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3f26-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/?interface=catalog


130808

Гидросфера и волны

Последствия моретрясения и цунами

Иллюстрация

129Кб

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3f30-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/?interface=catalog


124119

Виды волновых движений воды в океане

Приливы

Иллюстрация

232Кб

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/54826ee4-8f4d-4049-9b27-64a7dc1135b0/9_242.jpg

130799

Атмосфера и волновые процессы

Гроза

Иллюстрация

52Кб

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f21-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm

130289

Атмосфера и волновые процессы

Правила поведения во время грозы

Чертеж, график,

схема

111Кб

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/576027bc-dfc7-4318-aff8-543fd186a9c0/Pri_groze.jpg

Данные ЦОРы позволяют сформировать у учащихся более полное представление об изучаемой теме.

Для работы с ЦОРами в виде анимации необходимо установить программу Flash Player:

http://school-collection.edu.ru/programs/view/

Проведение уроков с применением ЦОРов рекомендуется проводить по следующим моделям:

Модель 1 – один компьютер в классе. Сеть Интернет.

Модель 2 – компьютерный класс. Сеть Интернет.

Модель 3 – доступ ученика к компьютеру и сети Интернет во вне урочное время.

Считаю, что для проведения данного урока целесообразно использовать модель 1.

Используемое оборудование: компьютер и проектор, физическая карта полушарий, волновая машина.

Педагогически целесообразный вариант урока – интегрированный (физика и география).

Цель урока: развитие межпредмет­ных связей путем объяснения природных явлений, изученных в курсе географии, с точки зрения физики.

Учебно-воспитательные задачи: расширение кругозора учени­ков, закрепление навыков практическо­го применения законов физики, развитие внимания учеников, умения пра­вильно говорить, формирование умения работать в группах.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: индивидуально-групповая.


Подготовительный этап урока


Учащихся объединяют в группы по 4-5 человек по интересам или по рекомен­дации педагога. За неделю учитель зна­комит ребят с темой урока, предлагает темы сообщений. На стенде в кабинете вывешивают вопросы и список литера­туры для подготовки.


План урока

  1. Введение

  2. Тема «Литосфера и волновые про­цессы»

  3. Тема «Гидросфера и волны»

  4. Тема «Атмосфера и волновые про­цессы»

  5. Подведение итогов урока


Содержание урока


  1. Вступительное слово учителя о теме и цели урока.


  1. Активизация внимания учащихся — с помощью загадок. Демонстрация презентации учителя (слайд №3-6)

Загадки

Сначала — блеск,

За блеском — треск,

За треском — плеск.

(Молния, гром, дождь.)

Никто его не видывал, А слышать всякий слыхивал. Без тела, а живет оно, Без языка — кричит.

(Эхо.)

Все описать не хватит слов, Весь город перекошенный. Тут обрушение домов, И транспорт покореженный, И люди в панике бегут, Всех охватила спешка, С квартир на улицу скорей, Нельзя секунды мешкать.

(Землетрясение.)

Учитель. Что объединяет эти явления?

Ученики. Волны.

Учитель. Какие волны?

Ученики. Механические волны - поперечные и продольные.

(ЦОР №133560, который используется учителем для иллюстрации поперечных и продольных волн, изменяя параметры волны).

Учитель. В каких средах возникают волны в природе? Скажите это на язы­ке физики. И в каких сферах возника­ют — скажите это на языке географии.

(В ходе беседы появляется схема, слайд презентации №7)





Волны










3. Тема «Литосфера и волновые про­цессы».

Заслушали сообщение «Природа зем­летрясений» с демонстрациями:

  • волновых процессов с помощью волновой машины,

  • шкалы землетрясений MSK (до 12 баллов) и шкалы Рихтера (до 9 баллов).

(Слайд презентации №8)

В этом докладе, в частности, говори­лось, что землетрясения — это колеба­ния Земли, вызванные прохождением сейсмических волн, вызванных каким-либо источником.

Сейсмические колебания создают три типа упругих волн: (слайд презентации №10, 11)

объемные волны; они первич­ные и продольные. Это быстрые волны. Они, распространяясь в породах, попе­ременно создают в них сжатие или раз­режение (сжимают и растягивают их);

вторичные волны; они попереч­ные и более медленные. При своем рас­пространении сдвигают частицы веще­ства в стороны под прямым углом к на­правлению своего движения;

поверхностные волны; рас­пространяются медленнее объемных волн.

Из очага землетрясения волны расхо­дятся в разные стороны по земной коре (рис. 1 — упрощенная схема).
















Затем были получены ответы на следующие вопросы:

• Где на Земле наиболее часто происходят землетрясения?

(Используя ЦОР №130307, который демонстрирует учитель, учащиеся отвечают, где на Земле происходят землетрясения).

(Ответ: «Тихоокеанское огненное кольцо».)

Учитель, показывая ЦОР № 130805, 130804, рассказывает о последствиях землетрясений.

• Где лучше строить дом в Японии: на скале, земле, на болоте или берегу реки?

• Из чего лучше строить дом: из стали, дерева, кирпича, глины?

Учитель. Обоснуйте свои ответы с точки зрения физики.



4. Работа команд с карточкой-заданием №1

Карточка-задание №1

Ответьте на вопросы и выполните задания.

• Какое движение называется колебательным?

• Что такое частота, амплитуда, период колебаний?

• Назовите единицы измерения этих величин,

• Составьте формулы, характеризующие колебательное движение, с помощью арифметических знаков и букв, обозначающих физические величины:

к, Т, v, v, к, m,

—, +, =, х,/

(Варианты ответов: к = vt, к = v/v,

Т = 1/v , v = к/Т, v = kv.)

• Какие волны называются продольными?

• Какие волны поперечные?

  • В каких средах распространяются а) продольные волны и б) поперечные?

  • В чем заключаются необходимые ус­ловия возникновения волн?

  • Происходит ли в бегущей волне пе­ренос энергии?

  • Может ли заметить землетрясение сейсмограф, находящийся на корабле в открытом море?

  • Замечено, что некоторые домашние животные перед сильным землетрясени­ем ведут себя беспокойно. Как вы объ­ясните это?

  • Какие волны возникают при земле­трясении: продольные или поперечные?

  • Если принять, что средняя ско­рость продольных волн в Земле состав­ляет 10 км/с, каково приблизительно время пробега такой волны с одной сто­роны Земли до другой?


5. Тема «Гидросфера и волны».

Заслушали вначале сообщение «Гроз­ные цунами и их причины».

Во время прочтения сообщения преподаватель демонстрирует ЦОР №130808 «Последствия моретрясения и цунами».

Вот краткое содержание этого доклада.

1896 год. Япония, остров Хонсю. 15 июня тысячи людей веселились на ули­цах по случаю праздника. Вдруг люди стали ощущать далекие подземные толчки; море ушло дальше от берега, чем при обычном отливе. В 20 часов послышались свист и шипение, словно паровозы приближались на всех парах. Затем — грохот, и океан обрушил 7 цунами высотой до 35 м с интервала­ми 7-30 мин. Когда вода ушла, обнару­жилось, что 27 тыс. человек погибли, сотни тысяч ранены. Все прибрежные селения на 800 км окрест прекратили свое существование.

Более страшное бедствие произош­ло 26 декабря 2004 г. в Юго-Восточ­ной Азии; это была одна из самых страшных катастроф. Землетрясение и цунами унесли жизни около 300 тыс. человек!

Как избежать жертв и предсказать цунами? Ни океанологам, ни географам, ни сейсмологам, ни физикам не удалось порознь «завладеть» секретом возникно­вения цунами. Только вместе, изучая нашу планету как единый объект, они в 1969 г. на международном симпозиуме вскрыли причину цунами.

Волны цунами — порождение подвод­ных землетрясений, извержений вулка­нов. Под действием последних литосферные плиты под океаном могут раз­двигаться, и между ними образуются «провалы». Когда же плиты надвигают­ся друг на друга, они перемещают круп­ные части океанического дна. Все это вызывает перемещение крупных масс воды и порождает серию волн.

Начало этого явления можно срав­нить с тем, что происходит, когда со дна ванны, наполненной водой, вытащить пробку. Вода «проваливается», и обра­зуется «яма». Стоит вставить пробку на место, вода, устремляясь в «яму» и, встретив преграду, создает заметное вол­нение.

Вода в океане при смещении дна уст­ремляется вниз, а затем при землетрясе­нии, которое «ударяет» вверх из глуби­ны, действует как огромный поршень. Водяная волна как бы выскакивает на поверхность и порождает волны-цунами, которые побегут во все стороны.

Одна из возможных схем возникнове­ния цунами в упрощенном варианте показана

на рисунке. (Демонстрация слайда №12)

















Далее заслушали краткую информацию «Другие виды волновых движений воды в

океане».

В ней говорилось о приливах и отли­вах, ветровых волнах.

Ребятам предлагается для просмотра ЦОР № 124119, где они узнают, как влияет Луна на образование приливов.

Состоялась демонстрация шкалы Бо­форта — для оценки силы ветра.


6. Работа команд с карточкой-задани­ем № 2.

Карточка-задание № 2

1.Вам дано изображение волны (рис. 4).






• Вспомните, что такое длина волны, что такое высота волны, амплитуда колебания, подошва волны, и пометьте их на рисунке.

Решите кроссворд-лесенку (его схема – на рис. 5). (Использование слайда презентации №14-19)

Вопросы

  1. Периодические колебания уровня моря, вызванные притяжением Луны и Солнца — их часть.

  2. Время, за которое совершается одно полное колебание.

  3. Максимальное смещение частиц от положения равновесия .

  4. Наивысшая точка волны.

5.Число полных колебаний за 1 с.

(Ответы. 1 — прилив. 2 — период. 3 —амплитуда. 4 — гребень. 5 — частота.)


Решите задачи

  • Частота колебаний в волне 1000 Гц, а длина волны 2 мм. Определите ско­рость распространения волны.

  • Скорость распространения волны цунами 800 км/ч. На какое расстояние она распространится за четверть часа?


7. Тема «Атмосфера и волновые процессы».

Заслушали сообщения: «География гроз», «Причины волновых процессов в воз­душном

океане».

Учитель показывает ЦОР № 130799, где представлены картинки грозы.

Опираясь на ЦОР № 130289, учитель знакомит ребят с правилами поведения во время грозы.


8. Работа команд с карточкой - заданием № 3.

Карточка-задание № 3

Ответьте на вопросы о звуковых волнах. (Слайд презентации №20)

  • Могут ли звуковые волны распрост­раняться в безвоздушном пространстве?

  • От чего зависит громкость звука?

  • Почему инфразвук издревле счита­ется сигналом опасности?

  • Почему во время грозы сначала ви­дим молнию, а лишь потом слышим звук?

  • Чем объяснить эффект лучшего рас­пространения крика голосом, если сло­жить ладони у рта рупором или восполь­зоваться мегафоном?

  • Почему те, кто живет у воды, часто слышат голоса из лодок, находящихся очень далеко?


9. Заключение

Учитель. Мир можно считать царст­вом разных колебаний и волн. Одни мчатся со скоростью света, другие дви­жутся значительно медленнее. Череда холмов на равнине — это как бы застыв­шие волны. Волны «гуляют» по морю и звучат в атмосфере. Волны могут вызы­вать стихийные бедствия, но могут, ког­да они спокойные или мелодичные, ус­покоить и убаюкать человека. Мир по­лон больших и маленьких волн. Наш урок помог вам в этом убедиться.

Подведение итогов соревнования команд. Для оценок работ учащихся исполь­зуем такой принцип.

За отгадку загадки — 1 балл, за до­клад — 3—5 баллов, за правильный ответ на вопрос — 1—3балла (в зависимости от сложности вопроса), расшифровка схемы волны – 2 балла, решение задачи – 3-4 балла.


Методические пояснения

  • Карточку-задание даем на определенное время.

  • Если ученики не могут дать ответ, задание или вопрос снимается и отвечает учитель.

  • Урок проводят два учителя. Один — ведет урок, другой занят проверкой работ и подведением итогов.

  • Требования к сообщениям (докладам) учащихся: сообщения должны быть интересными, научно обоснован­ными, по возможности краткими. Рекомендуется подобрать иллюстративный материал.


ЛИТЕРАТУРА

Боят Б. Землетрясения. — М., 1981. Зубов В.И. Природная катастрофа в Юго-Восточной Азии и литосферные плиты Земли/ / География в школе. — 2005. — № 4. Р а к и н А. Волны большие и маленькие. — М., 1985.

Святловский А.Е. Цунами не будет нео­жиданным. — Л.: Гидрометеоиздат, 1973. С у о р ц Кл.Э. Необыкновенная физика обык­новенных явлений. — М.: Наука, 1987.

7



Просмотр содержимого презентации
«Скоморохова Елена Юрьевна_Колебания волны1»

Работу выполнила учитель физики МБОУ СОШ № 5 ст. Марьинской Кировского района Скоморохова Елена Юрьевна

Работу выполнила

учитель физики

МБОУ СОШ № 5

ст. Марьинской

Кировского района

Скоморохова Елена Юрьевна

Урок интегрированный: физика и география, предназначен для учащихся 9 класса. Не требует навыков владения компьютером. Урок предполагает реализацию следующих целей:  - развитие межпредметных связей путем объяснения природных явлений, изученных в курсе географии, с точки зрения физики  - расширить кругозор учащихся;  - закрепить навыки практического применения законов физики;  - развить внимание учеников;  - отработать умение и навыки в группах. Презентация используется на отдельных этапах урока.
  • Урок интегрированный: физика и география, предназначен для учащихся 9 класса.
  • Не требует навыков владения компьютером.
  • Урок предполагает реализацию следующих целей:

- развитие межпредметных связей путем объяснения природных явлений, изученных в курсе географии, с точки зрения физики

- расширить кругозор учащихся;

- закрепить навыки практического применения законов физики;

- развить внимание учеников;

- отработать умение и навыки в группах.

  • Презентация используется на отдельных этапах урока.
Сначала – блеск,  За блеском – треск,  За треском – плеск.   Никто его не видывал,  А слышать всякий слыхивал.  Без тела, а живет оно,  Без языка – кричит.   Все описать не хватит слов,  Весь город перекошенный.  Тут обрушение домов,  И транспорт покореженный,  И люди в панике бегут,  Всех охватила спешка,  С квартир на улицу скорей,  Нельзя секунды мешкать.

Сначала – блеск,

За блеском – треск,

За треском – плеск.

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно,

Без языка – кричит.

Все описать не хватит слов,

Весь город перекошенный.

Тут обрушение домов,

И транспорт покореженный,

И люди в панике бегут,

Всех охватила спешка,

С квартир на улицу скорей,

Нельзя секунды мешкать.

Гром Дождь

Гром

Дождь

В средах  В сферах

В средах В сферах

Шкала землетрясений (до 12 баллов)

Балл

Название землетрясения

1

Краткая характеристика

Незаметное

2

Отмечается только сейсмическими приборами

Очень слабое

3

4

Слабое

Ощущается отдельными людьми, находящимися в состоянии полного покоя

Ощущается лишь небольшой частью населения

Умеренное

5

Распознаётся по лёгкому дребезжанию и колебанию предметов, посуды и оконных стёкол, скрипу дверей и стен

Довольно сильное

6

7

Сильное

Общее сотрясение зданий, колебание мебели. Трещины в оконных стёклах и штукатурке. Пробуждение спящих

8

Ощущается всеми. Картины падают со стен. Откалываются куски штукатурки, лёгкое повреждение зданий. 

Очень сильное

Трещины в стенах каменных домов. Антисейсмические, а также деревянные постройки остаются невредимыми.

Разрушительное

9

Трещины на крутых склонах и на сырой почве. Памятники сдвигаются с места или опрокидываются. Дома сильно повреждаются.

Опустошительное

10

Сильное повреждение и разрушение каменных домов.

Уничтожающее

11

Крупные трещины в почве. Оползни и обвалы. Разрушение каменных построек. Искривление ж.-д. рельсов.

Катастрофа

12

Широкие трещины в земле. Многочисленные оползни и обвалы. Каменные  дома совершенно разрушаются

Сильная катастрофа

Изменения в почве достигают огромных размеров. Многочисленные трещины, обвалы, оползни. Возникновение водопадов, подпруд на озёрах, отклонение течения рек. Ни одно сооружение не выдерживает

Последствия землетрясений

Последствия землетрясений

Сейсмические колебания создают три типа упругих волн:

Сейсмические колебания создают три типа упругих волн:

  • Объемные волны
  • Вторичные волны
  • Поверхностные волны
Рельеф местности Очаг землетрясения Волны Упрощенная схема

Рельеф местности

Очаг землетрясения

Волны

Упрощенная схема

Одна из возможных схем возникновения цунами в упрощенном варианте. Поверхность океана 4000 м  Плита-1 Плита-2 Дно океана Плита - 2 Плита - 1 Смещение дна в результате землетрясения Волна цунами Плита - 1 Плита - 2

Одна из возможных схем возникновения цунами в упрощенном варианте.

Поверхность океана

4000 м

Плита-1

Плита-2

Дно океана

Плита - 2

Плита - 1

Смещение дна в результате

землетрясения

Волна цунами

Плита - 1

Плита - 2

1 2 3 4 5

1

2

3

4

5

1 П Р И И В Л 2 3 4 5

1

П

Р

И

И

В

Л

2

3

4

5

1 П Р И И В Л П О И Р Е Д 2 3 4 5

1

П

Р

И

И

В

Л

П

О

И

Р

Е

Д

2

3

4

5

1 П Р И И В Л П О И Р Е Д 2 А Д 3 У А Т М И П Л 4 5

1

П

Р

И

И

В

Л

П

О

И

Р

Е

Д

2

А

Д

3

У

А

Т

М

И

П

Л

4

5

1 П Р И И В Л П О И Р Е Д 2 А Д 3 У А Т М И П Л 4 Г Е Н Ь Р Е Б 5

1

П

Р

И

И

В

Л

П

О

И

Р

Е

Д

2

А

Д

3

У

А

Т

М

И

П

Л

4

Г

Е

Н

Ь

Р

Е

Б

5

1 П Р И И В Л П О И Р Е Д 2 А Д 3 У А Т М И П Л 4 Г Е Н Ь Р Е Б А О Т Ч С Т А 5

1

П

Р

И

И

В

Л

П

О

И

Р

Е

Д

2

А

Д

3

У

А

Т

М

И

П

Л

4

Г

Е

Н

Ь

Р

Е

Б

А

О

Т

Ч

С

Т

А

5

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

  • Могут ли звуковые волны распространяться в безвоздушном пространстве?
  • От чего зависит громкость звука?
  • Почему инфразвук издревле считается сигналом опасности?
  • Почему во время грозы сначала видим молнию, а лишь потом слышим звук?
  • Почему те, кто живет у воды, часто слышат голоса из лодок, находящихся очень далеко?
Боят Б. Землетрясения. – М.,1981. Ракин А. Волны большие и маленькие. – М., 1985. Суорц К.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. – М.: Наука, 1987. Перышкин А.В. Физика 9 класс
  • Боят Б. Землетрясения. – М.,1981.
  • Ракин А. Волны большие и маленькие. – М., 1985.
  • Суорц К.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. – М.: Наука, 1987.
  • Перышкин А.В. Физика 9 класс


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Интегрированный урок по теме "Колебания и волны" 9 класс (физика и география)

Автор: Скоморохова Елена Юрьевна

Дата: 14.08.2014

Номер свидетельства: 111877


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства