- обучающая: сформировать у учащихся представление о явлении инерции; об инертности и массе тела как мере инертности тела и его притяжения к Земле; научить учащихся переводить единицы массы в СИ;
-развивающая: стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом, создавать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученным темам. Развивать интерес к изучению окружающего мира через уроки физики. Формировать у учащихся приемы применения знаний в новых условиях, усиливать прикладную направленность знаний;
-воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, чувство ответственности, культуру умственного труда.
Оборудование: два мячика, наклонная плоскость, детская машинка, песок, штатив, алюминиевый и стальной шарики, упругая пластина, нитки, полочка, рычажные весы, презентация.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока:
I. Актуализация опорных знаний
Интерактивная игра «Корректор». (слайд 1)
Вставьте пропущенные буквы в терминах и сформулируйте их определения:
Существуют в мире люди деятельные, подвижные. Они не могут и минуты посидеть на месте. В механике такие тела тоже встречаются. Есть и тела, на которые только дунешь и они уже движутся, но есть и такие: толкаешь, толкаешь – и все зря, а когда это тело разгонится, то его не остановишь.
Думал-гадал Галилео Галилей как это всё кратко назвать и назвал свойство тела не отвлекаться по пустякам «бездеятельностью», что в переводе с латинского «инерция». (слайд 2)
Поэтому, тема нашего урока «Явление инерции. Масса».
III. Изучение нового материала
Мы с вами уже вспомнили, что такое механическое движение. Механические движения сопровождают нас всюду, и отсутствие движения вокруг себя человек воспринимает как катастрофу. Вопрос, почему тела движутся, давно волновал мыслителей и вызывал не меньше споров, нежели теория строения Вселенной. Первая теория движения была создана древнегреческим мыслителем Аристотелем. Он заметил, что тела неподвижны до тех пор, пока на них не влияют другие тела. (слайд 3)
Задание 1. Пронаблюдайте за опытами. Выявите общие черты. Объясните результат.
Опыт №1. (слайд 4) Мячик лежит на столе. Что произойдет, если его немного толкнуть или он повзаимодействует с другим телом?
Вывод: мячик начал двигаться.
Может ли тело само изменить свою скорость? Может ли тело само изменить направление своего движения (скорости)?
Опыт №2. (слайд 5) Мячик движется. На пути движения ставим преграду. Мячик остановился и начал двигаться в другую сторону.
Вывод: при взаимодействии меняется скорость движения тела.
Значит, взаимодействие тел – это действие одного тела на другое. Результат взаимодействия – изменение скорости тел.
Опыт №3. На столе наклонная плоскость. На некотором расстоянии от плоскости насыпали кучку песка. На наклонную плоскость поставили машинку. Машинка, съехав на стол и попав в песок, останавливается. Выравниваем песок и опять пускаем машинку с той же наклонной плоскости. Теперь машинка до остановки прошла большее расстояние. Повторяем опыт, выравнивая песок еще. Машинка до остановки прошла еще большее расстояние.
Вывод: чем меньше действие одного тела на другое, тем дольше сохраняется его движение, тем ближе это движение к равномерному.
Задание 2. На 38 странице учебника найдите и прочитайте в тексте описание опытов, изображенных на рисунках 8.1-8.2.
Ответьте на вопросы:
Почему в опыте, изображенном на рис. 8.1 обрывается верхняя нить?
Почему в опыте, изображенном на рис. 8.2 обрывается нижняя нить?
Поэтому Аристотель сделал два вывода:
*покой – это природное состояние тела. А нарушить свое природное состояние тело может только тогда, когда на него действуют другие тела.
*даже для того, чтобы тело двигалось равномерно по горизонтальной плоскости, его необходимо толкать и тянуть.
А что будет, если на пути машинки не будет никаких преград? Как будет двигаться шайба по хорошо отполированному льду?
На этот вопрос дал ответ Галилео Галилей более 2000 лет назад.
Это явление он назвал инерцией.
Важная характеристика механического движения его скорость. Мы установили, что причиной скорости является действие одного тела на другое. Если скорость тела во время его движения не изменяется (на него не действуют другие тела), движение называют равномерным. Понятно, что скорость тела не изменяется и тогда, когда тело вовсе не движется.
О явлении инерции можно сказать так: явление инерции заключается в том, что при внешнем воздействии тело не может мгновенно перейти из состояния покоя в состояние движения или из состояния движения в состояние покоя.
Опыт №4. Разместим на полочке, закрепленной в штатив, два алюминиевых шарика. Упругую пластину согнем, концы ее завяжем ниткой и введем между шариками. Нитку перерезать. Что произошло?
Повторим опыт поменяв один из алюминиевых шарика на стальной такого же диаметра. Что произошло?
Вывод: большее изменение скорости наблюдалось у алюминиевого шарика. Скорость стального шарика изменилась меньше.
С учетом подобных явлений одни тела называют более инертными (в нашем опыте – стальной шарик) и менее инертными (алюминиевый шарик).
Значит, инертность – свойство тела сохранять состояние покоя или движение с постоянной скоростью.
Как количественно сравнить тела по их инертности? Как измерять инертность тела?
Опыт №5. Положить оба шарика на две чаши весов. Что произошло?
Чаша весов со стальным шариком опустилась вниз, а чаша весов с алюминиевым шариком поднялась вверх.
Значит, более инертное тело сильнее притягивается к Земле, оно тяжелее.
Для количественного выражения инертности тел пользуются физической величиной, которую называют массой тела.
Задание 3. На 39 странице учебника найдите и прочитайте в тексте описание массы, обозначения массы, единиц измерения массы, способа измерения массы.
Ответьте на вопросы:
Что называется массой?
( Физическая величина, являющаяся мерой инертности тел и мерой их притяжения к Земле, называется массой тела.)
Какие основные единицы измерения массы?
(Основной единицей измерения массы является килограмм (кг).)
Как можно измерять массу?
(Измерять массу можно при помощи прибора – весы.)
Как обозначается масса?
(Масса обозначается буквой m («эм»).)
Как и для других единиц измерения, для килограмма используют производные единицы:
1 мг = 0,000001кг; 1г =0,001 кг; 1ц = 100кг; 1 т = 1000 кг.
IV. Закрепление знаний
1. «Объясни явление»
У известного английского писателя Г. Уэллса есть фантастический рассказ о том, как некий конторщик творил чудеса. Весьма недалёкий молодой человек оказался волею судьбы обладателем удивительного дара: стоило ему высказать какое-нибудь пожелание, и оно немедленно же исполнялось.
Для нас поучителен конец истории. После затянувшейся ночной попойки конторщик-чудодей, опасаясь явиться домой на рассвете, вздумал использоваться своим даром, чтобы продлить ночь. Как это сделать?...
Он стал в повелительную позу, простёр руки над миром и торжественно произнёс:
«Земля, остановись! Перестань вращаться!»
Не успел он договорить эти слова, как приятели уже летели в пространстве со скоростью нескольких дюжин миль в минуту. Несмотря на это, он продолжал думать и высказывать про себя следующее пожелание:
«Чтобы не случилось, пусть я буду жив и невредим!»
Ещё несколько секунд, и он упал на какую-то свежевырытую землю, а вокруг него неслись камни, обломки зданий, предметы разного рода. Ветер дул со страшной силой, он не мог поднять голову, чтобы оглянуться вокруг. Фотерингей приподнял голову. На небе кажется всё в порядке. Вот и луна. А всё остальное…. Где город? Где дома и улицы? Откуда взялся ветер? Что-то во вселенной серьёзно испортилось,- подумал он,- а что именно неизвестно. Так что же произошло?
Что бы ответить на этот вопрос вспомним:
Можем ли мы с места мгновенно набрать самую большую скорость?
Можем ли мы сразу же остановиться по команде «Стой»?
2) Интерактивное упражнение «Ромашка»
(На доске прикреплена ромашка, а на обратной стороне лепестков записаны вопросы. Учащиеся по очереди отрывают лепестки, читают вопросы и дают ответы.) (слайд 6)
Вопросы:
Явление инерции «полезное» или «вредное»?
Можно ли перебегать дорогу перед идущим с большой скоростью транспортом? Почему?
Зачем велосипедист, приближаясь к небольшому подъёму дороги, увеличивает скорость движения?
Почему капли дождя после встряхивания слетают с одежды?
Почему во время резкого торможения транспорта мы движемся вперёд?
Какое тело более инертно: Земля или Луна? легковая машина или грузовая?
3) Какая физическая величина характеризует пословицы?
Тяжел на подъем.
Его сразу с места не сдвинешь.
4) Отгадай загадку
Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились - остановились.
V. Итог урока
Ответить на вопросы. (слайд 7)
1. С какими новыми явлениями мы познакомились на уроке?
2. С какими новыми свойствами тел мы познакомились на уроке?
3. С какой новой физической величиной мы познакомились на уроке?
VI. Домашнее задание. (слайд 8)
Ознакомиться с материалом п 8. Ответить на вопросы 1-4 (стр. 39).
Выполните одно из заданий.
А)Используя Интернет или дополнительную литературу подготовить сообщения о единицах массы - «пуд», «карат», «золотник», «талант», «гривна», «фунт»;
Б)Используя Интернет или дополнительную литературу подготовить сообщение об эталоне килограмма;
В)Подготовить презентацию на тему: «Какие бывают весы»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Явление инерция. Масса »
РОСКОШНЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Разработка урока по физике
Тема:Явление инерция. Масса
Разработала:
учитель физики
Щодрык Алла Павловна
2014г.
Цель:
- обучающая: сформировать у учащихся представление о явлении инерции; об инертности и массе тела как мере инертности тела и его притяжения к Земле; научить учащихся переводить единицы массы в СИ;
-развивающая:стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом, создавать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученным темам. Развивать интерес к изучению окружающего мира через уроки физики. Формировать у учащихся приемы применения знаний в новых условиях, усиливать прикладную направленность знаний;
-воспитательная:воспитыватьсамостоятельность мышления, чувство ответственности, культуру умственного труда.
Оборудование: два мячика, наклонная плоскость, детская машинка, песок, штатив, алюминиевый и стальной шарики, упругая пластина, нитки, полочка, рычажные весы, презентация.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока:
I. Актуализация опорных знаний
Интерактивная игра «Корректор». (слайд 1)
Вставьте пропущенные буквы в терминах и сформулируйте их определения:
Существуют в мире люди деятельные, подвижные. Они не могут и минуты посидеть на месте. В механике такие тела тоже встречаются. Есть и тела, на которые только дунешь и они уже движутся, но есть и такие: толкаешь, толкаешь – и все зря, а когда это тело разгонится, то его не остановишь.
Думал-гадал Галилео Галилей как это всё кратко назвать и назвал свойство тела не отвлекаться по пустякам «бездеятельностью», что в переводе с латинского «инерция». (слайд 2)
Поэтому, тема нашего урока «Явление инерции. Масса».
III. Изучение нового материала
Мы с вами уже вспомнили, что такое механическое движение. Механические движения сопровождают нас всюду, и отсутствие движения вокруг себя человек воспринимает как катастрофу. Вопрос, почему тела движутся, давно волновал мыслителей и вызывал не меньше споров, нежели теория строения Вселенной. Первая теория движения была создана древнегреческим мыслителем Аристотелем. Он заметил, что тела неподвижны до тех пор, пока на них не влияют другие тела. (слайд 3)
Задание 1. Пронаблюдайте за опытами. Выявите общие черты. Объясните результат.
Опыт №1.(слайд 4) Мячик лежит на столе. Что произойдет, если его немного толкнуть или он повзаимодействует с другим телом?
Вывод: мячик начал двигаться.
Может ли тело само изменить свою скорость? Может ли тело само изменить направление своего движения (скорости)?
Опыт №2.(слайд 5) Мячик движется. На пути движения ставим преграду. Мячик остановился и начал двигаться в другую сторону.
Вывод: при взаимодействии меняется скорость движения тела.
Значит, взаимодействие тел – это действие одного тела на другое. Результат взаимодействия – изменение скорости тел.
Опыт №3. На столе наклонная плоскость. На некотором расстоянии от плоскости насыпали кучку песка. На наклонную плоскость поставили машинку. Машинка, съехав на стол и попав в песок, останавливается. Выравниваем песок и опять пускаем машинку с той же наклонной плоскости. Теперь машинка до остановки прошла большее расстояние. Повторяем опыт, выравнивая песок еще. Машинка до остановки прошла еще большее расстояние.
Вывод: чем меньше действие одного тела на другое, тем дольше сохраняется его движение, тем ближе это движение к равномерному.
Задание 2. На 38 странице учебника найдите и прочитайте в тексте описание опытов, изображенных на рисунках 8.1-8.2.
Ответьте на вопросы:
Почему в опыте, изображенном на рис. 8.1 обрывается верхняя нить?
Почему в опыте, изображенном на рис. 8.2 обрывается нижняя нить?
Поэтому Аристотель сделал два вывода:
*покой – это природное состояние тела. А нарушить свое природное состояние тело может только тогда, когда на него действуют другие тела.
*даже для того, чтобы тело двигалось равномерно по горизонтальной плоскости, его необходимо толкать и тянуть.
А что будет, если на пути машинки не будет никаких преград? Как будет двигаться шайба по хорошо отполированному льду?
На этот вопрос дал ответ Галилео Галилей более 2000 лет назад.
Это явление он назвал инерцией.
Важная характеристика механического движения его скорость. Мы установили, что причиной скорости является действие одного тела на другое. Если скорость тела во время его движения не изменяется (на него не действуют другие тела), движение называют равномерным. Понятно, что скорость тела не изменяется и тогда, когда тело вовсе не движется.
О явлении инерции можно сказать так: явление инерции заключается в том, что при внешнем воздействии тело не может мгновенно перейти из состояния покоя в состояние движения или из состояния движения в состояние покоя.
Опыт №4. Разместим на полочке, закрепленной в штатив, два алюминиевых шарика. Упругую пластину согнем, концы ее завяжем ниткой и введем между шариками. Нитку перерезать. Что произошло?
Повторим опыт поменяв один из алюминиевых шарика на стальной такого же диаметра. Что произошло?
Вывод: большее изменение скорости наблюдалось у алюминиевого шарика. Скорость стального шарика изменилась меньше.
С учетом подобных явлений одни тела называют более инертными (в нашем опыте – стальной шарик) и менее инертными (алюминиевый шарик).
Значит, инертность – свойство тела сохранять состояние покоя или движение с постоянной скоростью.
Как количественно сравнить тела по их инертности? Как измерять инертность тела?
Опыт №5. Положить оба шарика на две чаши весов. Что произошло?
Чаша весов со стальным шариком опустилась вниз, а чаша весов с алюминиевым шариком поднялась вверх.
Значит, более инертное тело сильнее притягивается к Земле, оно тяжелее.
Для количественного выражения инертности тел пользуются физической величиной, которую называют массой тела.
Задание 3. На 39 странице учебника найдите и прочитайте в тексте описание массы, обозначения массы, единиц измерения массы, способа измерения массы.
Ответьте на вопросы:
Что называется массой?
( Физическая величина, являющаяся мерой инертности тел и мерой их притяжения к Земле, называется массой тела.)
Какие основные единицы измерения массы?
(Основной единицей измерения массы является килограмм (кг).)
Как можно измерять массу?
(Измерять массу можно при помощи прибора – весы.)
Как обозначается масса?
(Масса обозначается буквой m («эм»).)
Как и для других единиц измерения, для килограмма используют производные единицы:
1 мг = 0,000001кг; 1г =0,001 кг; 1ц = 100кг; 1 т = 1000 кг.
IV. Закрепление знаний
1. «Объясни явление»
У известного английского писателя Г. Уэллса есть фантастический рассказ о том, как некий конторщик творил чудеса. Весьма недалёкий молодой человек оказался волею судьбы обладателем удивительного дара: стоило ему высказать какое-нибудь пожелание, и оно немедленно же исполнялось.
Для нас поучителен конец истории. После затянувшейся ночной попойки конторщик-чудодей, опасаясь явиться домой на рассвете, вздумал использоваться своим даром, чтобы продлить ночь. Как это сделать?...
Он стал в повелительную позу, простёр руки над миром и торжественно произнёс:
«Земля, остановись! Перестань вращаться!»
Не успел он договорить эти слова, как приятели уже летели в пространстве со скоростью нескольких дюжин миль в минуту. Несмотря на это, он продолжал думать и высказывать про себя следующее пожелание:
«Чтобы не случилось, пусть я буду жив и невредим!»
Ещё несколько секунд, и он упал на какую-то свежевырытую землю, а вокруг него неслись камни, обломки зданий, предметы разного рода. Ветер дул со страшной силой, он не мог поднять голову, чтобы оглянуться вокруг. Фотерингей приподнял голову. На небе кажется всё в порядке. Вот и луна. А всё остальное…. Где город? Где дома и улицы? Откуда взялся ветер? Что-то во вселенной серьёзно испортилось,- подумал он,- а что именно неизвестно. Так что же произошло?
Что бы ответить на этот вопрос вспомним:
Можем ли мы с места мгновенно набрать самую большую скорость?
Можем ли мы сразу же остановиться по команде «Стой»?
2) Интерактивное упражнение «Ромашка»
(На доске прикреплена ромашка, а на обратной стороне лепестков записаны вопросы. Учащиеся по очереди отрывают лепестки, читают вопросы и дают ответы.) (слайд 6)
Вопросы:
Явление инерции «полезное» или «вредное»?
Можно ли перебегать дорогу перед идущим с большой скоростью транспортом? Почему?
Зачем велосипедист, приближаясь к небольшому подъёму дороги, увеличивает скорость движения?
Почему капли дождя после встряхивания слетают с одежды?
Почему во время резкого торможения транспорта мы движемся вперёд?
Какое тело более инертно: Земля или Луна? легковая машина или грузовая?
3) Какая физическая величина характеризует пословицы?
Тяжел на подъем.
Его сразу с места не сдвинешь.
4) Отгадай загадку
Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились - остановились.
V. Итог урока
Ответить на вопросы. (слайд 7)
1. С какими новыми явлениями мы познакомились на уроке?
2. С какими новыми свойствами тел мы познакомились на уроке?
3. С какой новой физической величиной мы познакомились на уроке?
VI. Домашнее задание. (слайд 8)
Ознакомиться с материалом п 8. Ответить на вопросы 1-4 (стр. 39).
Выполните одно из заданий.
А)Используя Интернет или дополнительную литературу подготовить сообщения о единицах массы - «пуд», «карат», «золотник», «талант», «гривна», «фунт»;
Б)Используя Интернет или дополнительную литературу подготовить сообщение об эталоне килограмма;
В)Подготовить презентацию на тему: «Какие бывают весы»