Сценарий игры по физике "Звездный час" в 7 классе
Цель игры: заинтересовать ребят историей физики; продолжить формирование интереса к предмету; показать связь физических явлений с жизнью через пословицы и поговорки; вспомнить основные формулы и правила, изученные в течение года.
Правила игры: в игре участвуют шесть пар игроков: шесть участников стоят каждый за своим столиком, на котором лежат шесть табличек с номерами от 1 до 6. Шестеро их помощников также сидят за своими столиками и перед ними также шесть табличек с номерами. Если игрок ответил правильно, ему засчитывается 1 балл, но если и помощник ответил правильно, 2 балла. Дополнительно дается Звезда, если правильно ответил на дополнительный вопрос.
Оборудование: портреты ученых: Архимед, Гагарин, Циолковский, Ломоносов, Ньютон, Паскаль; приборы - мензурка, часы, термометр, динамометр, весы, линейка; плакаты с формулами; плакаты; кубик с буквами.
Сценарий игры "Звездный час"
Учитель:
На нашем "Звездном часе"
Все физиками стали,
Серьезные вопросы
Должна я вам задать.
Кто знает - тот ответит,
Кто догадался - скажет,
Хоть физика коварна,
Не унывайте, вы.
Пусть победят всезнайки,
Пытливые ребята,
Кто учится серьезно,
Стремится много знать!
Итак, начинаем игру "Звездный час".
(Звучит музыка. Входят участники игры).
1 тур "Великие физики"
Первый ведущий:
Представьте себе Сиракузы, III век до н.э.
Вот по дороге мощеной
В раздумье шагает ученый.
К царю Сиракуз направляется он.
Навстречу спешит из дворца Гиерон:
- Нужен твой совет, ученый,
Мастер сделал мне корону.
Погляди-ка на нее, золотая или нет?
С виду золотом сверкает,
Но, ты знаешь, все бывает …
Говорят, что мастер прыткий
Отпилил кусок от слитка,
Остальную часть расплавил,
Серебра туда добавил.
А потом принес, хитрец,
Мне подделку во дворец!
Золото иль позолота?
Разгадать твоя забота!
Учитель: О ком идет речь в этих стихах? (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.) Звезду получит тот, кто сформулирует закон Архимеда.
Второй ведущий:
Мы были узники на шаре скромном,
И сколько раз в бессчетной смене лет
Упорный взор Земли в просторе темном
Следил с тоской движение планет.
Этот великий человек теоретически обосновал возможность полетов в космос при помощи ракет, дал первые схематические чертежи космических кораблей, выполнил расчеты движения ракет и впервые указал на необходимость создания на орбитах вокруг Земли промежуточных станций для полетов на другие тела Солнечной системы. А еще он написал очень интересные книги "Вне Земли" и "На Луне".
Учитель: Кто этот великий человек? (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.)
Первый ведущий:
Я первым взлетел,
ну а вы полетели за мною.
Я подарен навсегда
как дитя человечества небу Землею.
В том апреле лица звезд,
замерзавших без ласки,
замшелых и ржавых,
Потеплели от взошедших на небе
Смоленских веснушек рыжавых.
Учитель: Кому посвятил это стихотворение Евгений Евтушенко? (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.)
Второй ведущий:
Он был ученый и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучил и цвет.
Он создал университет.
Своей рискуя головою,
Заряд измерил грозовой.
Был в красноречии силен.
Астроном он. Географ он.
И как сказал о нем поэт:
"Он сам был - университет!"
Учитель: О ком идет речь в этом стихотворении? (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.)
Первый ведущий:
Он под яблоней сидел.
Вот - вот должна прийти идея.
А плод над ним уже созрел,
К Земле всей массой тяготея.
Умолкли птицы, тишина.
Зажглись далекие светила,
И спелым облаком Луна
Повисла в небе и светила.
Он мыслил, а Луна кружась
С Землею, Солнце огибала.
Вещей невидимая связь
В ту ночь проступала.
Вот он взглянул на небосвод…
Но ветка дрогнула - и вот
На Землю яблоко упало…
Учитель: Кто герой этих стихотворных строчек? (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.)
2 тур. "Физические приборы и устройства"
На столе пронумерованы весы, динамометр, мензурка, линейка, термометр, часы.
Второй ведущий: Сейчас вы услышите пословицы и поговорки. Ваша задача - связать их с выставленными на столе приборами и устройствами.
1.Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. (Ответ: весы)
2.На спине язык, что скажет - люди верят. (Ответ: динамометр)
Звезду получит тот, кто назовет цену деления прибора и пределы измерения.
3.Стоят - молчат, пойдут - запоют. (Ответ: часы)
4.Нема и глуха, а определять объем жидкости позволяет. (Ответ: мензурка)
Звезда вручается тому, кто правильно определит объем жидкости в мензурке.
5.Я под мышкой посижу и что делать укажу: или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Ответ: термометр)
3 тур. "Знакомые буквы"
Первый ведущий: на доске написаны буквы - обозначения физических величин: плотность, давление, сила, скорость, масса, длина. Ваша задача: прослушав пословицы, поговорки, загадки, поставить им в соответствии одну из этих величин.
1.Пеший конному не товарищ; поспешишь - людей насмешишь; тише едешь - дальше будешь. О какой физической величине идет речь? (Ответ: скорость)
2.С какой физической величиной можно связать эти пословицы: не все на свой аршин меряй; семь раз отмерь - один раз отрешь; без меры и лаптя не сплетешь? (Ответ: длина)
3.Плохи дела, где сила без ума; без уменья и сила не при чем; через силу и конь не тянет. (Ответ: сила)
Звезда достанется тому, кто правильно прочитает правила сложения сил.
4.Мал золотник да дорог; своя ноша не тянет; тяжело понесешь - домой не донесешь. (Ответ: масса)
Звезду получит тот, кто напишет две формулы нахождения массы тела.
Отсев первого участника
4 тур. "Кубики с буквами"
Ведущий выбрасывает кубик с буквами на гранях. На выпавшую букву нужно подобрать физические термины, которые с нее начинаются. Тот, кто больше набирает этих слов, получает звезду.
5 тур. "Четвертый лишний"
Ведущий: из данных четырех слов одно лишнее. Нужно найти его и показать номер лишнего слова.
1.литр, секунда, метр, килограмм (литр)
2.метр, локоть, сажень, пядь (метр)
3.масса, килограмм, плотность, давление (давление)
Отсев второго участника
6 тур. "Подбери пару правильно"
Ведущий: необходимо подобрать подходящее слово из правого столбца к слову из левого столбца, чтобы получилось устойчивое словосочетание.
А)
1. Азбука
1. Акваланг
2. Мензурка
2. Морзе
3. Закон
3. Молекула
4. Прибор
4. Тело
Б)
1. Закон
1. Морзе
2. Мензурка
2. Вещество
3. Явление
3. Паскаль
4. Дыра
4. Атом
Звезду получит тот, кто правильно сформулирует закон Паскаля.
Отсев третьего участника.
7 тур. "Найди ошибку"
Ведущий: необходимо найти ошибки в формулах. Поднимаем табличку с неправильной формулой и объясняем ее.
1. m= F/g
p=gh/?
2. s=t/v
p=Fs
3. F=gV
?=mV
Отсев четвертого участника.