Урок по физике 9 класс «Ядерный реактор», учитель Е.Г. Дрынкина
Урок физики в 9-м классе по теме "Ядерный реактор"
Цель урока:
дать понятие ядерному реактору и принципу его действия;
проанализировать механизм превращения энергии
формировать бережное отношение к природным богатствам Земли
Личностные УУД самоопределение, смыслообразование
Регулятивные УУД постановка учебных задач, контроль, коррекция
Познавательные УУД моделирование ,преобразование модели, выбор эффективных способов решения задач, формулировка проблемы, сравнение, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД – умение участвовать в коллективном обсуждении вопроса, учебное сотрудничество с учителем, умение полно и четко выражать мысли
Орг. момент
Здравствуйте ребята! Наш сегодняшний урок проходит в 30-годовщину Чернобыльской катастрофы Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы совершим с вами виртуальное путешествие. А девизом нашим я выбрала слова из "Маленького принца" Антуана де Сент-Экзюпери « Мы в ответе за тех, кого приручили». а почему, вы ответите в конце урока, может немного изменив их. Я не называю куда мы отправляемся, вы тоже сможете сами догадаться. А чтобы уверенно себя чувствовать в нашем путешествии нужно собрать необходимый багаж. У нас это багаж знаний. Собираем багаж?
Повторение изученного
Цепочка →
Фронтальный опрос
К доске 2 человека
Уровень А
Символ | Число частиц в ядре | Число протонов в ядре | Число нейтронов в ядре |
2412Mg | | | |
2512Mg | | | |
2612Mg | | | |
Уровень В
Название вещества | Символ | Массовое число, A | Зарядовое число, Z | Число нейтронов, N |
Гелий | | 4 | | |
| Cu | 64 | | |
| | 7 | 3 | |
Германий | | | 32 | 41 |
Изобразить механизм деления ядра урана
Изобразить механизм цепной реакции
Что представляет собой атом согласно модели, предложенной Томсоном?
Что представляет собой атом согласно модели, выдвинутой Резерфордом?
Как называются протоны и нейтроны вместе?
Что такое изотоп?
Что такое радиоактивность?
Какие виды излучений вы знаете? Что они собой представляют?
Что происходит при альфа-распаде?
Что происходит при бетта-распаде?
Что называется цепной реакцией?
Что называется критической массой?
А что происходит если критическая масса превышает норму?
Слайд взрыв
Прав ли был Прометей, давший людям огонь;
Мир рванулся вперёд, мир сорвался с пружин,
Из прекрасного лебедя вырос дракон,
Из запретной бутылки был выпущен джин
А как вы думаете можно ли контролировать цепную реакцию?
Как, где?
Изучение нового материала
Так вот цель нашего путешествия а также и тема урока «Ядерный реактор»
Ребята что мы будем
Главная часть любого реактора – активная зона. В активной зоне происходят реакции деления. Там выделяется наибольшее количество тепла. Кроме того, в активной зоне реактора обязательно должен находиться замедлитель, как раз та самая часть, которая уменьшает скорость нейтронов, позволив им взаимодействовать с другими ядрами. Кроме этого, при работе реактора обязательно присутствует утечка нейтронов из активной зоны; чтобы повысить безопасность и вместе с тем увеличить возможность нейтронов оставаться в активной зоне нужен отражатель. Нельзя забывать, что во время ядерных реакций образуется большое количество теплоты, которое необходимо все время непрерывно отводить. Для этой цели через активную зону обязательно пропускают теплоноситель.
Сейчас мы поработаем с ЦОР и заполним таблицу.
Инструкция работы с ЦОР
ЦОР
9 Класс
«Физика», 9 Класс, Пинский А.А., Разумовский В.Г., Бугаев А.И.
Глава VIII. Атомное ядро. Ядерная энергетика
§ 8.8. Цепные ядерные реакции деления. Ядерный реактор
1. Анимация "Работа ядерного реактора"
2. Видеоролик - анимация "Принцип работы ядерного реактора"
5. Слайд-Шоу "Управление ядерным реактором"
Что? | Зачем? |
Уран - 235 | Источник энергии, ядерное топливо |
вода | Замедляет нейтроны, теплоноситель |
отражатель | Отражает нейтроны, ά,β,γ - частицы |
бетон | Защищает от радиации |
стержни | Регулируют скорость реакции |
теплообменник | Соединяет 2 контура с водой |
насосы | Обеспечивают циркуляцию воды |
змеевик | Вода превращается в пар |
турбина | Превращает энергию пара в энергию вращения |
генератор | Превращает механическую энергию в электрическую |
конденсатор | Пар превращается в воду |
ЭВМ | Обеспечивает управление |
Закрепление
1.
А | урановые стержни | теплоноситель | 1 | В | графитовый блок | отражатель нейтронов | 2 | С | кадмиевые стержни | ядерное "горючее" | 3 | Д | бериллиевая оболочка | поглотитель нейтронов | 4 | Е | вода | замедлитель нейтронов | 5 | А | В | С | Д | Е |
3 | 5 | 4 | 2 | 1 |
2.
Опишите принцип работы ядерного реактора (АЭС), вставьте правильные слова:
1. Для запуска реактора _________________________постепенно выводят из активной зоны;
2. Начинается _____________________ядер урана;
3. Энергия, выделяемая в реакции, ____________воду.
4. Вода, проходя через______________, нагревает воду в змеевике (________________), превращая ее в пар.
5. Получающийся водяной пар устремляется в__________________.
6. Пар приводит во вращение ___________________электрического тока.
7. Отработанный пар поступает в_________________, где __________________ большим количеством воды, поступающим из водохранилища, превращается в воду и она снова поступает в парогенератор.
8. Весь цикл_________________.
9. Задвинув стержни обратно, можно ______________цепную реакцию.
Ответы:
паровая турбина, ротор генератора, конденсатор, теплообменник, парогенератор, регулирующие стержни, цепная реакция деления, нагревает, повторяется, охлаждается, приостановить.
3. Постановка проблемного вопроса: как можно «взять» и использовать энергию, выделяющуюся в ядерном реакторе?
Сегодня на уроке мы с вами изучили принцип работы ядерного реактора, рассмотрели плюсы и минусы применения атомной энергетики, но мне очень хочется, чтобы вы ответили на вопрос, который я задала в начале урока: почему именем урока я выбрала фразу Антуана де Сент-Экзюпери « Мы в ответе за тех, кого приручили»? Хоть эта фраза и касается живого существа, но если мы заменим слово «тех» на слово «то», то, мне кажется…
Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Оценки за урок
Самооценка | |
Оценка одноклассника | |
Оценка учителя | |
Итоговая оценка | |
Домашнее задание
§76
Подготовить презентацию или сообщение на тему:
3