Просмотр содержимого документа
«Графическое представление прямолинейного равномерного движения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Берёзовский Кемеровской области
Урок физики
9 класс
Графическое представление прямолинейного равномерного движения
Составитель:
Берестнева Татьяна Витальевна
учитель физики
Цель: познакомить учащихся с графиками равномерного прямолинейного движения.
Задачи:
научить учащихся «читать» графики, определять характеристики движения, скорость и пройденный путь за любой промежуток времени;
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Класс: 9
Методы обучения: объяснение нового материала и закрепление знаний
Организация пространства: фронтальная работа, эвристическая беседа, работа в малых группах.
План урока
Актуализация знаний
Объяснение нового материала
Закрепление
Домашнее задание
Ход урока
Актуализация знаний
Давайте ответим на вопросы.
Какое движение называется равномерным прямолинейным?
Приведите примеры равномерного прямолинейного движения.
Как определить скорость при равномерном прямолинейном движении?
Как можно определить проекцию перемещения, зная конечную и начальную координаты тела?
Запишите уравнение равномерного прямолинейного движения. Зависимость каких величин отражает это уравнение?
Как вы думаете, только ли формулой можно представить эту зависимость?
2. Объяснение нового материала
Существует несколько способов задания движения. С одним из них вы уже знакомы – это аналитический (координатный, векторный), то есть с помощью формулы. Так же задается движение с помощью таблицы и графика. Графический способ задания движения зачастую удобен по сравнению с аналитическим, так как по графику сразу видно, что из себя представляет функция и можно проанализировать ее поведение. Остановимся подробнее на графиках равномерного прямолинейного движения.
Пусть тело движется по прямой, тогда при движении изменяется только значение одной координаты x.
Пусть в моменты времени t0=0 с; t1=10 с; t2=20 с; t3=30 с тело находилось в точках с координатами x0=3 м; x1=4 м; x2=5 м; x3=6 м.
Тогда, отложив эти значения по осям, получим следующий график…
Такой график называют графиком движения.
По графику, как и по формуле, можно найти координату тела в любой момент времени.
Также по графику движения можно судить не только о положении тела, но и о его скорости.
Чем круче график движения (т.е. чем больше угол между графиком и горизонтальной осью абсцисс), тем больше скорость движения.)
Скорости графиков 1, 2, 3, 4 различны.
1, 2, 3 – тела движутся вдоль оси x (т.е. в «+» направлении);
4 – тело движется в противоположном направлении оси x
Как вы думаете, что может означать точка пересечения графиков движения?
П о точке пересечения можно определить место и время встречи двух тел.
( рассмотреть случай, когда тела начинают движение из одной координаты, но в разный момент времени)
Из графика движения x(t) можно найти и перемещение тела за любой промежуток времени.
Допустим, нужно узнать какое перемещение совершило тело в промежуток времени между 2-ой и 5-ой секундами движения.
График показывает, что данное перемещение равно 1,5 м.
График модуля скорости
Г рафик модуля скорости не может проходить в области отрицательных значений.
По графику модуля скорости можно определить скорость и модуль перемещения тела в любой момент времени.
М одуль перемещения тела в любой момент времени – он равен площади прямоугольника, ограниченного осями координат, графиком скорости и прямой, проведённой перпендикулярно оси времени.
График проекции вектора скорости
Ч ем отличается график проекции скорости от графика модуля скорости?
1 – тело движется по направлению оси x (vx0).
2 – тело движется в противоположном направлении оси x (vx
Какой из графиков, модуля скорости или проекции скорости, несёт в себе больше информации?
3. Закрепление новой темы.
1. На рисунке показаны положения двух маленьких шариков в начальный момент времени и их скорости. Запишите уравнения движения этих тел:
x1 = ___ , x2 = _____ .
Пользуясь условием предыдущего вопроса, постройте графики движения шариков и найдите время и место их столкновения:
t = ____________ , x = _____________ .
2. Материальная точка движется вдоль прямой согласно уравнению х = 5 − 2t [м]. Определите характеристики движения и координату точки через 5 с после начала движения.
Если осталось время можно провести работу в группах.
Класс делится на 5 групп, которые получают карточки с графиками. Необходимо как можно больше составить вопросов к графикам и ответить на них. Карточки у каждой группы одинаковые. При защите каждая группа дополняет ответ предыдущей.
Оценка знаний ребят. 4. Домашнее задание:
§4, упр.4[2], лекция.
Литература.
Газета. Физика, №48/96
Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Перышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2009.