Какими же характеристиками характеризуются колебательное движение?
3. Изучение нового материала
Колебания - один из самых распространенных процессов в природе и технике.
Приведите примеры колебаний.
Колеблются высотные здания и высоковольтные провода под действием ветра, маятник заведенных часов и автомобиль на рессорах во время движения, уровень реки в течение года и температура человеческого тела при болезни.
Звук - это колебания плотности и давления воздуха, радиоволны - периодические изменения напряженностей электрического и магнитного полей, видимый свет - тоже электромагнитные колебания, только с несколько иными длиной волны и частотой. Землетрясения - колебания почвы, приливы и отливы - изменение уровня морей и океанов, вызываемое притяжением Луны и достигающее в некоторых местностях 18 метров, биение пульса - периодические сокращения сердечной мышцы человека и т.д.
Смена бодрствования и сна, труда и отдыха, зимы и лета... Даже наше каждодневное хождение на работу и возвращение домой попадает под определение колебаний, которые трактуются как процессы, точно или приближенно повторяющиеся через равные промежутки времени (повторяющееся движение по одной и той же траектории).
Колебания играют огромную роль в жизни человека. Без знания законов колебаний нельзя было создать радио, телевидение, многие современные устройства и машины.
Как и любое движение, колебательное движение характеризуется рядом величин. Основными такими величинами при колебательном движении являются: период, частота и амплитуда.
Амплитуда.
Давайте обсудим количественные характеристики колебаний. Начнем с самой очевидной характеристики, с амплитуды. Амплитуда обозначается большой буквой « А» и измеряется в метрах.
Определение: амплитудой называют максимальное смещение от положения равновесия.
А – амплитуда – [м]
Период
Следующая характеристика, к которой мы переходим, называется период колебаний.
Определение: периодом колебаний называется промежуток времени, в течение которого совершается одно полное колебание.
Обратите внимание, что величина «период» обозначается большой буквой «Т», определяется она следующим образом: - период [c].
Период измеряется в секундах. Здесь еще хотелось бы добавить одну интересную вещь.
Заключается она в том, что, чем больше мы берем колебаний, число колебаний за большее время, тем точнее мы определим период колебаний.
Частота
Следующая величина – это частота.
Определение: число колебаний, совершенных за единицу времени, называют частотой колебаний.
- частота – [c-1] Þ [Гц]
Обозначается частота греческой буквой, которая читается как «ню». Мы определяем частоту, сколько колебаний произошло за единицу времени. Частота измеряется величиной [c-1], или . Эту единицу называют герц в честь немецкого физика Генриха Герца.
Посмотрите, не случайно мы расположили две величины – период и частоту – рядом.
Если вы посмотрите на эти величины, вы увидите, как они между собой связаны: - период [c]. - частота – [c-1] Þ [Гц]
Период и частота связанные, через число колебаний и время, в течение которых это колебание совершается. Для каждой колебательной системы частота и период есть величины постоянные. Связь между этими величинами довольно проста: .
Фаза колебаний
В заключение рассмотрим еще одну характеристику колебаний – фазу. О том, что такое фаза, более подробно мы будем говорить в старших классах. Сегодня мы должны рассмотреть, с чем можно эту характеристику сравнить, сопоставить и как ее для себя определить. Удобнее всего фазу колебаний сопоставить со скоростью движения маятника.
Таким образом, мы изучили колебательное движение и рассмотрели величины, характеризующие колебательное движение. Тогда проведем закрепление пройденного материала.
4. Закрепление нового материала. Решение задач.
Предлагаю всем сделать следующие вычисления N=? ν=?
Для вычисления нам потребуется количества колебания и время . Для подсчета время воспользуемся телефоном. Количество колебаний простой подсчет.
Один обучающийся считает количество колебаний второй время. Давайте ограничимся 1 минутой или 60 секунд.
Задача №1
Экспериментальная задача.
Самостоятельно вычислить количество колебаний, время колебаний 1 минута
Дано
Решение
N=
t= 1 минута
= 60с
T-?
ν=?
Ответ:
Задача№2
Маятник совершил 20 колебаний за 1 мин 20 с . Найти период и частоту колебаний.
Запишем условие задачи с помощью таблицы.
Дано
Решение
N=20
t=1мин 20 с =80с
T-?
ν=?
Задача№3
Сердце — это орган, имеющий массу 300 г. С 15 до 50 лет оно бьется со скоростью 70 ударов в минуту. В период между 60 и 80 годами оно ускоряет свое движение, достигая примерно 79 ударов в минуту. В среднем это составляет 4,5 тысячи пульсаций в час и 108 тысяч в день. В обычном режиме этот орган перекачивает 360 литров крови в час, а за всю жизнь — 224 миллиона литров. Столько же, сколько река Сена за 10 минут!
Чему равен период колебаний работы сердца ?
Рис 2
Задача№4
рис 3
Небольшие размеры колибри и их способность сохранять постоянную температуру тела требуют интенсивного обмена веществ. Ускоряются все важнейшие функции в организме, сердце делает до 1260 ударов в минуту, увеличивается ритм дыхания — до 600 дыхательных движений за одну минуту. Высокий уровень обмена веществ поддерживается интенсивным питанием — колибри почти непрерывно кормятся нектаром цветов.
Определите частоту колебаний сердца колибри.
Задание классу: При записи колебаний получены два графика. Определить, который из них отвечает свободным, а который вынужденным колебанием? Почему?
1) 2)
(Свободные колебания затухают, им отвечает график (1). На нем амплитуда уменьшается, и колебания прекращаются. Вынужденные колебания являются незатухающими, то есть происходят с постоянной амплитудой, им отвечает график (2).)
5. Итог урока:
- Какое движение называют колебательным?
- Что называют колебанием тела?
-Что называют амплитудой колебания? Периодом? Смещением?
-Что такое маятник? Какой маятник называют математическим?
- Какой маятник называют пружинным?
- Какие из перечисленных ниже движений являются механическими колебаниями:
а) движение качелей;
б) движение мяча, падающего на землю;
в) движение звучащей струны гитары?
6. Рефлексия.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал…….
Теперь я могу……….
Было интересно……..
Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся……..