Просмотр содержимого документа
««Электризация. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов».»
Тема: «Электризация. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов».
Цель урока:
Образовательная:
• Формирование начальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов зарядов.
• Изучение и выяснение сущности процесса электризации тел.
Воспитательная:
• Воспитание любознательности, эмоциональной и доброжелательной атмосферы.
• Воспитание умения работать в группах.
Развивающая:
• Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.
Тип урока: открытие новых знаний
Учитель: В VI веке до нашей эры древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск «электрон» — что значит «солнечный камень». Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Философ не смог сразу объяснить происходящее своей дочери, но похвалив за внимательность, обещал подумать. Вечером Фалес, пробуя очистить веретено, заметил, что при натирании веретена в темноте видны искры. «Тут есть о чём подумать и поразмыслить с моими учениками», - решил Фалес. О каком распространённом явлении в природе и в жизни людей идёт речь? Это нам предстоит выяснить на сегодняшнем уроке.
Об электризации. В жизни мы часто встречаемся с явлением электризации тел?
Ответы учащихся: …
В тетрадях записываем тему урока «Электризация. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов».
Сформулируйте цель нашего урока…
Работа в группах. Для каждой группы розданы приборы и описание эксперимента, по окончании которого, вы должны показать, рассказать свой опыт классу и сделать вывод.
Группа 1. Приборы и материалы: эбонитовая палочка, маленькие кусочки бумаги, кусок меха.
1. Проведите несколько раз по эбонитовой палочке кусочком меха, плотно прижимая мех к палочке. 2. Поднесите палочку к кусочкам бумаги, разложенным на столе. 3. Попробуйте объяснить наблюдаемое явление.
Группа 2. Приборы и материалы: стеклянная палочка, султанчик, кусок шёлка.
Проведите несколько раз по стеклянной палочке кусочком шёлка, плотно прижимая шёлк к палочке. 2. Поднесите палочку к султанчику. 3. Попробуйте объяснить наблюдаемое явление.
Группы демонстрируют свои опыты и делают вывод, что тело при натирании наэлектризовалось, и ему был сообщен электрический заря
Учитель: записываем определение в тетрадь. Вывод: явление, в результате которого тело, после соприкосновения с другим телом приобретает свойство притягивать к себе различные предметы, называют электризацией
Группа 3. Приборы и материалы: стеклянная палочка, электрометр, кусок шёлка.
Проведите несколько раз по стеклянной палочке кусочком шёлка, плотно прижимая шёлк к палочке. 2. Поднесите палочку к электрометру. 3. Объясните наблюдаемое явление.
Группа 4. Приборы и материалы: эбонитовая палочка, электроскоп, кусок меха.
Проведите несколько раз по эбонитовой палочке кусочком меха, плотно прижимая мех к палочке. 2. Поднесите палочку к электроскопу. 3. Объясните наблюдаемое явление.
Учитель: Что демонстрируют эти опыты?
Ответы учеников: электризацию и приборы, с помощью которых можно определить наэлектризовано тело или нет.
Учитель: чем отличаются эти приборы. Ответы учеников:…
Демонстрация учителя: 2 гильзы из фольги подвесить на шелковых нитях к двум штативам, к 1 штативу поднести стеклянной палочку, потёртую о шелк. А ко второй гильзе поднести эбонитовую палочку, потёртую о мех. Что вы наблюдаете?
Ответы учащихся: гильзы будут притягиваться.
Демонстрация учителя: к обеим гильзам поднести эбонитовую палочку, потёртую о мех. Что вы наблюдаете? гильзы будут отталкиваться
В тетрадях записываем Свойства электризации:
При натирании эбонитовой палочки о мех, эбонитовая палочка заряжается «-», а мех«+»
При натирании стеклянной палочки о шёлк, стеклянная палочка заряжается «+», а шёлк «-»
одноимённо заряженные тела отталкиваются, а разноимённо заряженные - притягиваются.
Выполните задания: 1) определите знак заряда шарика.
Рефлексия. Итог урока. (2 минуты) Что вы узнали? Чему научились? Достигнуты ли цели урока?