kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Электризация тел"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний в форме урока-лекции с элементами исследования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Электризация тел"»

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме: «Электризация тел».


Предмет: физика

Учебник: ПерышкинА.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2018

Автор программы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин.

Класс: 8

Учитель: Клейменова Ольга Владимировна

Школа: МБОУ: Побединская СОШ

Тема урока: «Электризация тел».

Тип урока: открытие новых знаний

Форма: урок-лекция с элементами исследования.

Вид: смешанный

Главной методической идеей является построение урока на деятельностной основе.

Цель: Дать первоначальные представления об электрическом заряде и взаимодействии заряженных тел, доказать существование двух типов зарядов.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний об электризации тел, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, научиться предвидеть возможные результаты своей деятельности, понимать различия между исходными фактами электризации и гипотезами для их объяснения, овладеть познавательными универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения электризации тел и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, уметь воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и образной формах, работать в группе, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его, развивать монологическую и диалогическую речь, освоить приемы действия в не стандартных ситуациях.

Личностные: самостоятельно приобретать знания об электризации тел и взаимодействии за ряженных тел и осознать практическую значимость изученного материала, использовать экспериментальный метод исследования электризации тел, развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, самостоятельность в приобретении новых знаний, уважительное отношение друг к другу, к учителю.

Общие предметные: понимать природу электризации тел и взаимодействия заряженных тел, уметь пользоваться методами научного исследования явлений электризации тел и взаимодействия заряженных тел, проводить наблюдения, планировать и выполнять опыты по электризации, объяснять, анализировать полученные результаты и делать выводы, применять теоретические знания на практике, кратко и четко отвечать на вопросы.

Частные предметные: объяснять явление электризации тел, взаимодействие заряженных тел, использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, электрофорная машина, султаны, шарики, стеклянные и эбонитовые палочки, куски шелковой и шерстяной ткани, кусочки бумаги.


Технологическая карта урока (примерная схема)


Этап урока

Время

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности (Оргмомент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки


(3 мин)

Приветствие: Здравствуйте. дорогие ребята. Улыбнемся друг другу и начнём работать.

Девиз нашего урока: «Радость видеть и понимать - есть самый прекрасный дар природы».

Альберт Эйнштейн.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу через вопросы







Взаимное приветствие, настраиваются на работу, отвечают на поставленные вопросы











Личностные выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание

Регулятивные осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения

Коммуникативные вступление в диалог, отслеживание действий учителя, уметь слушать и слышать.








2

Актуализация опорных знаний

Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала

(7мин)

Давайте продемонстрируем свой багаж знаний, отвечая на следующие вопросы:

1.Из чего состоят все тела?

2.Что происходит с этими частицами внутри тела?

3. Из чего состоит атом?

4. С помощью таблицы хим. элементов Д.И. Менделеева определите: модель атома какого химического элемента показана на доске (на доске заготовка: модель атома кислорода, составленная из кружков, обозначающих электроны, нейтроны и протоны)

5.Что будет если:

а)убрать один электрон

б) ничего не надо менять

в)добавить один электрон

ВОПРОС: Каким стал заряд атома по знаку?

(положительным, нейтральным, отрицательным)

Попробуйте сделать вывод о том , в каком случае атом имеет положительный и отрицательный заряд, и в каком случае заряда не имеет.

(Вывод: Если электронов больше, чем протонов, то атом заряжен отрицательно. 2. Если электронов меньше, чем протонов, то атом заряжен положительно. 3. Если электронов и протонов поровну, то атом нейтрален (не имеет заряда)

Организует диалог с учащимися на поиск необходимых знаний для изучения новой темы.

Выстраивает ответы на вопросы

Познавательные: развивает операции мышления, ставит задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно

Коммуникативные умение выражать свои мысли, строить высказывания

3

Новые знания

Цель:

обеспечить восприятия, осмысление я первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

(20 мин)

Создание проблемной ситуации:

1.Почему воздушный шарик, потертый об волосы, может висеть на стене или потолке?

2. Почему при расчесывании волос они притягиваются к расческе?

3.Опыты с электрофорной машиной и султанчиками.

Вопросы: Что вы увидели?

Как вы можете это объяснить?

Что нужно сделать, чтобы узнать, какое явление лежит в основе данной проблемы?

Рассказывает легенду о дочери Фалеса Милетского. «Янтарь – по - гречески «электрон», а это «чудо», которое происходило с веретеном, тоже имеет название – «электризация» или по-другому можно сказать, что телу сообщен электрический заряд. Мы должны узнать, что такое электризация и как это явление относится к нашей проблеме.

Об особых явлениях природы, называемых электрическими, люди знают уже несколько тысяч лет. Однако объяснить большинство из них оказалось совсем не просто. Только к середине XIX в. появилась теория, которая смогла не только объяснить, но и предсказать множество новых явлений и фактов.

Сегодня трудно и даже невозможно представить нашу жизнь без электричества. Мы почти автоматически нажимаем кнопки выключателей и включаем самые разнообразные приборы и технические устройства, делающие нашу жизнь комфортной. Электролампы освещают наши квартиры и улицы. Компьютеры, радиоприёмники, телевизоры, проводной и мобильный телефоны — все эти устройства используют электричество.

Но с электричеством связана не только работа современных приборов и технических устройств. Оно играет гораздо более важную роль. Электрические силы взаимодействия атомов и молекул ответственны за обмен веществ в человеческом организме. Так что же представляют собой электрические явления?

Работа в группах: ребята получают карточки с экспериментальным заданием

Цель работы в группах: определить факторы от которых зависит электризация, что происходит с телами при электризации?

Первая группа

Натрите ручку о свои волосы и поднесите к мелким кусочкам бумаги. Что вы наблюдаете. Расчешите волосы пластмассовой расческой затем деревянной. Что наблюдали в этом случае?

Вторая группа

Наэлектризуйте трением о мех эбонитовую палочку, подвешенную на нити. Приблизьте к ней другую такую же наэлектризованную палочку.

Палочки отталкиваются. Так как палочки одинаковые и наэлектризовали их трением об одно и то же тело, можно утверждать, что они имеют заряды одного и того же рода. Сделайте вывод из наблюдаемого явления.

Вывод: тела, имеющие заряды одного рода, отталкиваются друг от друга.

Третья группа

Наэлектризуйте трением о лист бумаги стеклянную палочку. Приблизьте ее к подвешенной на нити наэлектризованной эбонитовой палочке. Палочки притягиваются. Это означает, что заряд, образовавшийся на стекле другого рода, чем на эбоните. Сделайте вывод из наблюдаемого явления.

Вывод: тела, имеющие заряды разного рода, притягиваются друг к другу.


Демонстрация учителем

1.Видео «Электризация»

2.Взаимодействие одноименных и разноименных зарядов с помощью электрофорной машины и султанов

Запишем выводы в тетрадь


1.Явления, в которых тела приобретают свойства притягивать другие тела, называют электризацией.

2.В электризации всегда участвуют два тела, и оба тела электризуются.

3.В природе существует два рода зарядов


Два рода заряда



Отрицательный Положительный

(эбонит о мех) (стекло о шелк)

- заряды одного знака отталкиваются

- заряды разного знака притягиваются.

Порой то знание, что мы открываем на уроке, старо как мир. Но от этого оно не старее или хуже, потому что в этом знании отражен сам мир.


Подводит обучающихся к формулировке понятия «электризация»

Организует обсуждение и поисковую работу учащихся, предлагает экспериментальные задания, организует работу учащихся в группах, формулирует экспериментальные задания, подводит к выводу.















































Выдвигает проблему. Организует беседу . Следит за вовлечённостью учащихся в работу на уроке. Уточняет понимание учащимися данного явления

На основании схемы участвуют в создании определения электризации производят мысленный эксперимент, выполняют записи в тетради, озвучивают определение, отвечают на вопросы выполняют экспериментальные задания по карточкам, высказывают своё мнение и предположение в группах, выявляют закономерности, формулируют выводы наблюдений, записывают выводы в тетрадь




































Высказывают своё мнение. Озвучивают понятие. Отвечают на вопросы учителя..





Познавательныеумение строить логическую цепь размышлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск, умение выделять необходимую информацию

Коммуникативные: умение интегрироваться в группах, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами

Регулятивные:умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, умение владеть навыками процессуального и прогностического самоконтроля, умение определять последовательность действий, способен к волевому усилию

Личностные: осознают личную ответственность за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон







































Познавательные:умение строить логическую цепь размышления, умение формировать анализ и синтез.

Личностные:умение внести необходимые дополнения и коррективы


Коммуникативные: умение вступать в диалог, умение создавать устные высказывания

4

Первичная проверка знаний

Цель: фиксация полученных знаний при решении качественных задач

( 8 мин)

Уровень 1

1. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды? Приведите примеры.

2. Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки, натертые шелком?

Уровень 2

1. Что можно сказать о зарядах шариков, изображенных на рисунке 7?

2. Что можно сказать о зарядах шарика и палочки, изображенных на рисунке 8?

Уровень 3

1. Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Ответ обоснуйте.

2. Отрицательно заряженное тело притягивает подвешенный на нити шарик, а положительно заряженное тело — отталкивает. Можно ли утверждать, что шарик заряжен? Если да, то каков знак заряда?

КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился? (Во время перевозки и при переливании бензин электризуется, может возникнуть искра, и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют).

  2. Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны? (Потому, что железнодорожная цистерна заземлена через колеса рельса)

  3. Может ли одно и тоже тело, например, эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно? (Может, в зависимости от того, чем ее натирают)

  4. Если вынуть один капроновый чулок из другого и держать каждый в руке на воздухе, то они расширяются. Почему? (При трении чулки электризуются. Одноименные заряды отталкиваются. Поэтому поверхность чулка раздувается.)





Контролирует выполнение качественных задач, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль.

Выполняют по очереди задания, высказывают своё мнение, слушают ответы , анализируют.

Личностные:умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации

Регулятивные:умение осознавать что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения, умение адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Познавательные:умение применять знания в новой ситуации

5

Рефлексия.

Цель: зафиксировать новое содержание урока, оценить результаты учебной деятельности, согласовать домашнее задание.

(2мин)

  1. Выучить п.25, ответить на вопросы в конце параграфа

  2. В тетради нарисовать два рисунка. Эбонитовую палочку и кусочек меха, стеклянную палочку и кусочек шелка и поставить знаки заряда, который они получают при трении.

  3. По желанию подготовить сообщение, презентацию, проект о применении электризации в быту и промышленности. Можно предложить свою тему.


Учащимся предложено ответить на вопросы:

1.Что нового вы узнали ?

2.Выполнили мы поставленные на уроке задачи?

3. Чему вы научились и можете научить других?

На столах у учащихся находятся цветные круги.

Далее, учителем предложено поднять круг, с целью убедиться на каком уровне учащиеся осмыслили результат труда.


Отвечают на вопросы, формируют конечный результат, рассказывают что узнали, чему научились, какие трудности испытали, записывают домашнее задание, получают консультацию

Личностные:умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи , умение выражать доброжелательную и эмоционально- нравственную отзывчивость

Регулятивные:умение осуществлять итоговый контроль

Познавательные:умение познавать цель и результат

Коммуникативные: умение проявлять активность в деятельности





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Электризация тел"

Автор: Ольга Владимировна Клейменова

Дата: 26.09.2020

Номер свидетельства: 558491

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока физики "Электризация тел" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-fiziki-eliektrizatsiia-tiel"
    ["file_id"] => string(6) "124336"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414686203"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Электризация тел. Два вида зарядов. Взаимодействие заряженных тел"
    ["seo_title"] => string(68) "eliektrizatsiiatieldvavidazariadovvzaimodieistviiezariazhiennykhtiel"
    ["file_id"] => string(6) "336640"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1467271028"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Конспект урока по физике "Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества" "
    ["seo_title"] => string(159) "konspiekt-uroka-po-fizikie-eliektrizatsiia-tiel-dva-roda-zariadov-vzaimodieistviie-zariazhiennykh-tiel-eliektroskop-provodniki-i-nieprovodniki-eliektrichiestva"
    ["file_id"] => string(6) "146871"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419268194"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "презентация по физике 8 класс по теме "Электризация тел. 2 рода зарядов." "
    ["seo_title"] => string(81) "priezientatsiia-po-fizikie-8-klass-po-tiemie-eliektrizatsiia-tiel-2-roda-zariadov"
    ["file_id"] => string(6) "138997"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417628023"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "ЭЛЕКТРИЗАЦИИ ТЕЛ."
    ["seo_title"] => string(19) "eliektrizatsii-tiel"
    ["file_id"] => string(6) "322413"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461583567"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства