1 | Самоопределение к деятельности (Оргмомент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки (3 мин) | Приветствие: Здравствуйте. дорогие ребята. Улыбнемся друг другу и начнём работать. Девиз нашего урока: «Радость видеть и понимать - есть самый прекрасный дар природы». Альберт Эйнштейн. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу через вопросы | Взаимное приветствие, настраиваются на работу, отвечают на поставленные вопросы | Личностные выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание Регулятивные осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные вступление в диалог, отслеживание действий учителя, уметь слушать и слышать. |
2 | Актуализация опорных знаний Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала (7мин) | Давайте продемонстрируем свой багаж знаний, отвечая на следующие вопросы: 1.Из чего состоят все тела? 2.Что происходит с этими частицами внутри тела? 3. Из чего состоит атом? 4. С помощью таблицы хим. элементов Д.И. Менделеева определите: модель атома какого химического элемента показана на доске (на доске заготовка: модель атома кислорода, составленная из кружков, обозначающих электроны, нейтроны и протоны) 5.Что будет если: а)убрать один электрон б) ничего не надо менять в)добавить один электрон ВОПРОС: Каким стал заряд атома по знаку? (положительным, нейтральным, отрицательным) Попробуйте сделать вывод о том , в каком случае атом имеет положительный и отрицательный заряд, и в каком случае заряда не имеет. (Вывод: Если электронов больше, чем протонов, то атом заряжен отрицательно. 2. Если электронов меньше, чем протонов, то атом заряжен положительно. 3. Если электронов и протонов поровну, то атом нейтрален (не имеет заряда) | Организует диалог с учащимися на поиск необходимых знаний для изучения новой темы. | Выстраивает ответы на вопросы | Познавательные: развивает операции мышления, ставит задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно Коммуникативные умение выражать свои мысли, строить высказывания |
3 | Новые знания Цель: обеспечить восприятия, осмысление я первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения (20 мин) | Создание проблемной ситуации: 1.Почему воздушный шарик, потертый об волосы, может висеть на стене или потолке? 2. Почему при расчесывании волос они притягиваются к расческе? 3.Опыты с электрофорной машиной и султанчиками. Вопросы: Что вы увидели? Как вы можете это объяснить? Что нужно сделать, чтобы узнать, какое явление лежит в основе данной проблемы? Рассказывает легенду о дочери Фалеса Милетского. «Янтарь – по - гречески «электрон», а это «чудо», которое происходило с веретеном, тоже имеет название – «электризация» или по-другому можно сказать, что телу сообщен электрический заряд. Мы должны узнать, что такое электризация и как это явление относится к нашей проблеме. Об особых явлениях природы, называемых электрическими, люди знают уже несколько тысяч лет. Однако объяснить большинство из них оказалось совсем не просто. Только к середине XIX в. появилась теория, которая смогла не только объяснить, но и предсказать множество новых явлений и фактов. Сегодня трудно и даже невозможно представить нашу жизнь без электричества. Мы почти автоматически нажимаем кнопки выключателей и включаем самые разнообразные приборы и технические устройства, делающие нашу жизнь комфортной. Электролампы освещают наши квартиры и улицы. Компьютеры, радиоприёмники, телевизоры, проводной и мобильный телефоны — все эти устройства используют электричество. Но с электричеством связана не только работа современных приборов и технических устройств. Оно играет гораздо более важную роль. Электрические силы взаимодействия атомов и молекул ответственны за обмен веществ в человеческом организме. Так что же представляют собой электрические явления? Работа в группах: ребята получают карточки с экспериментальным заданием Цель работы в группах: определить факторы от которых зависит электризация, что происходит с телами при электризации? Первая группа Натрите ручку о свои волосы и поднесите к мелким кусочкам бумаги. Что вы наблюдаете. Расчешите волосы пластмассовой расческой затем деревянной. Что наблюдали в этом случае? Вторая группа Наэлектризуйте трением о мех эбонитовую палочку, подвешенную на нити. Приблизьте к ней другую такую же наэлектризованную палочку. Палочки отталкиваются. Так как палочки одинаковые и наэлектризовали их трением об одно и то же тело, можно утверждать, что они имеют заряды одного и того же рода. Сделайте вывод из наблюдаемого явления. Вывод: тела, имеющие заряды одного рода, отталкиваются друг от друга. Третья группа Наэлектризуйте трением о лист бумаги стеклянную палочку. Приблизьте ее к подвешенной на нити наэлектризованной эбонитовой палочке. Палочки притягиваются. Это означает, что заряд, образовавшийся на стекле другого рода, чем на эбоните. Сделайте вывод из наблюдаемого явления. Вывод: тела, имеющие заряды разного рода, притягиваются друг к другу. Демонстрация учителем 1.Видео «Электризация» 2.Взаимодействие одноименных и разноименных зарядов с помощью электрофорной машины и султанов Запишем выводы в тетрадь 1.Явления, в которых тела приобретают свойства притягивать другие тела, называют электризацией. 2.В электризации всегда участвуют два тела, и оба тела электризуются. 3.В природе существует два рода зарядов Два рода заряда Отрицательный Положительный (эбонит о мех) (стекло о шелк) - заряды одного знака отталкиваются - заряды разного знака притягиваются. Порой то знание, что мы открываем на уроке, старо как мир. Но от этого оно не старее или хуже, потому что в этом знании отражен сам мир. | Подводит обучающихся к формулировке понятия «электризация» Организует обсуждение и поисковую работу учащихся, предлагает экспериментальные задания, организует работу учащихся в группах, формулирует экспериментальные задания, подводит к выводу. Выдвигает проблему. Организует беседу . Следит за вовлечённостью учащихся в работу на уроке. Уточняет понимание учащимися данного явления | На основании схемы участвуют в создании определения электризации производят мысленный эксперимент, выполняют записи в тетради, озвучивают определение, отвечают на вопросы выполняют экспериментальные задания по карточкам, высказывают своё мнение и предположение в группах, выявляют закономерности, формулируют выводы наблюдений, записывают выводы в тетрадь Высказывают своё мнение. Озвучивают понятие. Отвечают на вопросы учителя.. | Познавательныеумение строить логическую цепь размышлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск, умение выделять необходимую информацию Коммуникативные: умение интегрироваться в группах, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами Регулятивные:умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, умение владеть навыками процессуального и прогностического самоконтроля, умение определять последовательность действий, способен к волевому усилию Личностные: осознают личную ответственность за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон Познавательные:умение строить логическую цепь размышления, умение формировать анализ и синтез. Личностные:умение внести необходимые дополнения и коррективы Коммуникативные: умение вступать в диалог, умение создавать устные высказывания |
4 | Первичная проверка знаний Цель: фиксация полученных знаний при решении качественных задач ( 8 мин) | Уровень 1 1. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды? Приведите примеры. 2. Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки, натертые шелком? Уровень 2 1. Что можно сказать о зарядах шариков, изображенных на рисунке 7? 2. Что можно сказать о зарядах шарика и палочки, изображенных на рисунке 8? Уровень 3 1. Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Ответ обоснуйте. 2. Отрицательно заряженное тело притягивает подвешенный на нити шарик, а положительно заряженное тело — отталкивает. Можно ли утверждать, что шарик заряжен? Если да, то каков знак заряда? КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился? (Во время перевозки и при переливании бензин электризуется, может возникнуть искра, и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют). Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны? (Потому, что железнодорожная цистерна заземлена через колеса рельса) Может ли одно и тоже тело, например, эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно? (Может, в зависимости от того, чем ее натирают) Если вынуть один капроновый чулок из другого и держать каждый в руке на воздухе, то они расширяются. Почему? (При трении чулки электризуются. Одноименные заряды отталкиваются. Поэтому поверхность чулка раздувается.) | Контролирует выполнение качественных задач, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль. | Выполняют по очереди задания, высказывают своё мнение, слушают ответы , анализируют. | Личностные:умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации Регулятивные:умение осознавать что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения, умение адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Познавательные:умение применять знания в новой ситуации |
5 | Рефлексия. Цель: зафиксировать новое содержание урока, оценить результаты учебной деятельности, согласовать домашнее задание. (2мин) | Выучить п.25, ответить на вопросы в конце параграфа В тетради нарисовать два рисунка. Эбонитовую палочку и кусочек меха, стеклянную палочку и кусочек шелка и поставить знаки заряда, который они получают при трении. По желанию подготовить сообщение, презентацию, проект о применении электризации в быту и промышленности. Можно предложить свою тему. | Учащимся предложено ответить на вопросы: 1.Что нового вы узнали ? 2.Выполнили мы поставленные на уроке задачи? 3. Чему вы научились и можете научить других? На столах у учащихся находятся цветные круги. Далее, учителем предложено поднять круг, с целью убедиться на каком уровне учащиеся осмыслили результат труда. | Отвечают на вопросы, формируют конечный результат, рассказывают что узнали, чему научились, какие трудности испытали, записывают домашнее задание, получают консультацию | Личностные:умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи , умение выражать доброжелательную и эмоционально- нравственную отзывчивость Регулятивные:умение осуществлять итоговый контроль Познавательные:умение познавать цель и результат Коммуникативные: умение проявлять активность в деятельности |