Обучающие: выяснить причину электризации тел, оценить пользу и вред электризации, повторить пройденный материал, развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
Развивающие: развивать способности обучающихся анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы. Развивать абстрактное и логическое мышление обучающихся. Развитие практических умений;
Воспитывающие: воспитывать умение доказывать, отстаивать свою точку зрения. Воспитывать инициативу, творческий подход к изучению предмета, исследовательские качества личности. Формировать познавательный интерес к физике и учебе в целом.
Оборудование: заготовки к кластеру, электроскопы-2, эбонитовые и стеклянные палочки, проводник на изолирующей палочке, гильза на штативе, 2 гильзы на штативе, человечки из фольги, стекло, шарики-2, кейсы на каждую группу по 1 шт.?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЭЛЕКТРИЗАЦИИ ТЕЛ.»
ОБЪЯСНЕНИЕ ЭЛЕКТРИЗАЦИИ ТЕЛ.
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающие: выяснить причину электризации тел, оценить пользу и вред электризации, повторить пройденный материал, развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
Развивающие: развивать способности обучающихся анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы. Развивать абстрактное и логическое мышление обучающихся. Развитие практических умений;
Воспитывающие: воспитывать умение доказывать, отстаивать свою точку зрения. Воспитывать инициативу, творческий подход к изучению предмета, исследовательские качества личности. Формировать познавательный интерес к физике и учебе в целом.
Оборудование: заготовки к кластеру, электроскопы-2, эбонитовые и стеклянные палочки, проводник на изолирующей палочке, гильза на штативе, 2 гильзы на штативе, человечки из фольги, стекло, шарики-2, кейсы на каждую группу по 1 шт.
Разбор Д/З + повторение
Слайд 1, 2
Для того, чтобы систематизировать уже имеющиеся знания и поставить перед собой вопросы, мы прочитаем ключевые слова к уроку, какие ассоциации они у вас вызвали?
Составьте кластер к слову “Заряд”. При выполнении данной работы учащиеся делятся на группы по 2 человека. Они выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.
Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока.
Данный педагогический метод я использую, чтобы пробудить у учащихся интерес к теме занятия. Этот прием развивает умение строить ответы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.
Общее обсуждение результатов и выстраивание кластера на доске с помощью заготовок и магнитных держателей.
Молодцы, хорошо поработали. Отмечаю тех, кто больше всего и правильно отвечал. В оценочных листах главный по группе отмечает отвечающих.
Объяснение.
Перейдём к теме сегодняшнего урока « Объяснение электризации тел»
Сформулируйте, пожалуйста цель сегодняшнего урока. Т е , то что мы должны изучить сегодня.
Ответ: должны научиться объяснять причину электризации тел.
Открываем учебники и читаем текст на стр 70. Поработаем с текстом с помощью приёма, который называется «инсерт». По ходу прочтения делаем заметки на полях текста. После прочтения делаем вывод.
Слайд 3
Инсерт (работа с текстом)
Прочитайте текст
“V” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
“– “ - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
“+” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
“?” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Таким образом, в процессе чтения статьи Вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием.
Обсуждение противоречий и вопросов, возникнувших при работе .
Текст стр 70 из учебника.
Все тела состоят из атомов. Число электронов = числу протонов.
Сумма всех отрицательных зарядов в теле = по абсолютному значению сумме всех положительных зарядов и тело в целом не имеет заряда. Оно электрически нейтрально.
Тело заряжено отрицательно, если оно обладает избыточным числом электронов.
Тело заряжено положительно, если у него недостаток электронов.
Вопросы к тексту:
- Сформулировать закон сохранения заряда.
- Почему тело не имеет заряда.
- Когда тело считается заряженным (+,-)
- Откуда берутся заряды
Слайд 4
Вывод :Сумма всех отрицательных зарядов в теле = по абсолютному значению сумме всех положительных зарядов и тело в целом не имеет заряда. Оно электрически нейтрально.
- почему переходят именно отрицательные заряды?
Ответ: Т. к. силы взаимодействия в ядрах значительно сильнее, чем между ядром и электронами, поэтому электроны легче оторвать.
Подведём итог и проверим, что вы запомнили, прочитав текст. Ответить на вопросы:
Слайды 5-9
Хорошо, отмечаю наиболее активных участников, в оценочном листе главный по группе отмечает ответы.
Проведём эксперимент и ответим на вопрос: « Что произойдёт, если я соединю наэлектризованный электроскоп с ненаэлектризованным?» Выдвигаем гипотезы, говорим, что наблюдали, отвечаем, почему так происходит.
Слайд 10
Исследование «Мозговой штурм».
Демонстрационный эксперимент.
Беру два одинаковых электроскопа. Один наэлектризую стеклянной палочкой. Соединяю наэлектризованный электроскоп с не наэлектризованным электроскопом проводником. Что произойдет?
Ответ: свободные электроны стержня окажутся в электрическом поле и придут в движение к незаряженному электроскопу, и он зарядится отрицательно.
Вывод: наша гипотеза подтвердилась.
Выдвигаем следующую гипотезу: « Что произойдёт с гильзой?»
Демонстрационный эксперимент.
Притяжение незаряженной гильзы. Почему притягивается к заряженной палочке гильза, которую мы не наэлектризовали.
Ответ: Свободные электроны в гильзе придут в движение под действием сил поля. Произойдёт перераспределение заряда на гильзе.
Вывод: подтверждение или не подтверждение гипотезы.
Хорошо, отмечаю наиболее активных участников, в оценочном листе главный по группе отмечает ответы.
Молодцы, хорошо поработали, а теперь немного отдохнём
Физкульт минутка.
Слайд 11
Задания на координацию движений и психологическую разгрузку.
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.
3.Закрепление.
Практические задания (фронтально в группах)
Класс делится на группы по 4-5 чел. Каждой группе даётся задание: «Сделать опыт и объяснить явление».У каждой группы на парте описание эксперимента и оборудование для опыта.
1, 2 группы.
«Пляшущие человечки».
Закрепите стекло в штативе и наэлектризуйте его с помощью стеклянной палочки и шёлка. Что произойдёт с человечками , которые располагаются под стеклом? Объясните явление.
Ответ: наэлектризованное стекло притягивает к себе человечков из фольги. В человечках происходит перераспределение зарядов. Разноимённые заряды притягиваются.
3, 4 группы.
«Волшебные шары».
Нaэлeктpизyйтe двa нaдyтыx дeтcкиx вoздyшныx шapикa тpeниeм o гaзeтy. Пoдвecьтe иx pядoм нa длинныx шeлкoвыx нитяx. Что произойдет?
Потереть воздушные шары о стенку, затем оставить на стене. Что произойдет? Объясните явление.
Ответ: потёртые о газету шары электризуются, и появляется способность притягивать мелкие предметы или притягивать самим, т к очень лёгкие.
5 группа.
«Непослушные цилиндры»
Наэлектризовать с помощью эбонитовой палочки гильзы, подвешенные на штативе. Объяснить явление.
Рассмотрим, где встречается электризация в природе и в быту.
Электризация в природе и в жизни.
Слайды 13, 14, 15
Работа с кейсами в группах по плану:
I. Прочитайте кейс, обсудите, встречаются ли такие ситуации в жизни.
II. Ответьте на вопросы после кейса.
1 группа.
Кейс: Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.
Вопросы к кейсу:
- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности?
- Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?
- Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?
2 группа.
Кейс: Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения замятия, разрыва бумаги и возможности пожара.
Вопросы к кейсу:
- Кто прав? Иван Иванович или комиссия?
- Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?
3 группа.
Кейс. Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год.
Вопросы к кейсу:
- Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?
- Прав ли был механик автоколонны?
- Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?
4 группа
Кейс: Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль не доехав немного до автозапраки остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином. - Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.
Вопросы к кейсу:
- Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна?
- Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться?
- Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?
Анализ кейсов.
4 Рефлексия.
Составление синквейнов.
Слайд 16
Ребята, сегодня на уроке мы все вмести узнали много нового. Для изучения материала мы использовали научные методы изучения физических явлений, обобщали жизненный опыт, работали с кейсами, работали с литературой, проводили эксперименты. Надеюсь, урок вам понравился, и вы узнали много нового. Закрепив изученный материал дома, вы станете немножко умнее. А сейчас давайте подведём итог урока. Выскажите свои мнения с помощью синквейнов.
Например:
1. Электризация.
2. Отрицательные и положительные заряды.
3. Отталкиваются, притягиваются, взаимодействуют.
4. Не забывай об электризации.
5. Осторожно!
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.