Открытый урок по физике
«Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления»
8-й класс. А.В. Перышкин
Сёмина Светлана Юрьевна, учитель физики
Цели и задачи урока:
закрепить знания по предыдущим темам,
вспомнить зависимость силы тока от напряжения,
сформулировать понятие сопротивления, выяснить обозначение, единицы измерения, формулу для расчета, познакомить с прибором для измерения данной величины
научиться применять полученные знания при выполнении практических заданий и решении задач
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация. Источник напряжения, амперметр, вольтметр, резистор, соединительные провода, ключ, омметр (4 комплекта)
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный момент. Упражнение – приветствие «Здравствуй друг». Здравствуй друг – жмут друг другу руки. Как ты тут – хлопают друг друга по плечу. Где ты был – берутся за ухо. Я скучал – показав на себя, перекрещивают руки на груди. Ты пришел – раскрывают руки в стороны. Хорошо – обнимаются и поглаживают друг друга по спине. | Выполняют тренинг. Записывают дату урока. |
II. Выступление 1 группы с мини-проектом (Актуализация знаний) Выполнение теста по вариантам (слайд 1) Нахождение соответствия электрических приборов и их обозначения (слайд 2) Решение задач (устно, по вариантам) На участке при прохождении электрического заряда 25 Кл совершена работа 500Дж. Чему равно напряжение на этом участке? (слайд 7) Напряжение на концах проводника 220В. Какая будет совершена работа при прохождении по проводнику электрического заряда, равного 10 Кл? (слайд 7) При напряжении на резисторе, равном 110 В, сила тока в нем равна 4 А. Какое напряжение следует подать на резистор, чтобы сила тока в нем стала равной 8 А? (слайд 8) При напряжении 220 В на зажимах резистора сила тока равна 0,1 А. Какое напряжение подано на резистор, если сила тока в нем стала равной 0,05 А? (слайд 8) IV. Выступление 2 группы с мини-проектом. Выполнение практической работы Вспоминают технику безопасности при работе с электрическими приборами (слайд 9) Собирают электрическую цепь, состоящую из источника напряжения, резистора, амперметра и ключа, соединив все последовательно. Чертят схему этой цепи, обозначают знаки клемм источника и амперметра, соблюдая правила их соединения. Указывают стрелками направление тока и направление движения электронов в цепи. Определяют цену деления амперметра и измеряют силу тока. (слайд 10) V. Выступление 3 группы с мини-проектом Изучение нового материала. 1. Вводится понятие электрического сопротивления 2. Составляют план изучения новой темы. 3. Работают по плану. 4. Вычисляют сопротивление резисторов в своих электрических цепях. (слайд 12–16). Физминутка (слайд 18). 6.Выступление 4 группы с мини-проектом 1.Омметр. (Человек – проводник. Значит, можно измерить сопротивление человека. Оно равно 3 - 100 кОм). Показывают, как это можно сделать, измеряют свое сопротивление. Предлагают измерить сопротивление некоторым ученикам. Затем измеряют сопротивление резисторов. 2. Отвечают на вопросы к графику. 3..Причина сопротивления | Учащиеся выполняют задания, осуществляют само- и взаимопроверку, подсчитывают баллы за правильные ответы, выставляют оценки. (слайд 3,4,5) Учащиеся устно решают задачи Решение U = A / q; U = 500 Дж / 25 Кл = 20 В Ответ: 20 В Решение A = U * q; A = 220 В * 10 Кл = 2200 Дж Ответ: 2200 Дж Решение: Ответ: 220 В Решение: Ответ: 110 В Самостоятельная работа учащихся в группах ц.д. = 0,05 А 1) I = 1,35 A 2) I = 0,8 A 3) I = 0,6 A 4) I = 0,4 A Результаты измерения у групп разные, хотя приборы, с которыми они работали одинаковые. Почему? Как это можно объяснить? (слайд 11). Выдвигают гипотезы, делают предположения. 1) R = 2 Ом 2) R = 4 Ом 3) R = 6 Ом 4) R = 10 Ом (слайд 17). Выясняют назначение, обозначение и правила измерения омметром сопротивления проводника. (слайд 19). Измеряют сопротивление резисторов и сравнение их с расчетными данными. (слайд 20). Определяют силу тока, напряжение и сопротивление проводника по графику. Выдвигают гипотезу, выясняют причину (слайд 21). |
VI. Подведение итогов: ?Что нового вы узнали сегодня на уроке? ? Что называют сопротивлением проводника? ? Как обозначается, в каких единицах измеряется сопротивление проводника? ? Почему проводники обладают сопротивлением? ? Зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нем? от напряжения на его концах? (слайд 22). | отвечают на вопросы |
Домашнее задание § 42 , 43, упр. 18 (слайд 16) От чего может зависеть сопротивление проводников? Запишите свои гипотезы. | Учащиеся записывают домашнее задание в тетради |
Итог урока. Рефлексия. Оценки | |
Здравствуйте ребята, как ваше настроение? (хорошее, отличное)
Я предлагаю поделиться своим отличным настроением друг с другом. (выполняют упражнение «Здравствуй, друг»)
Молодцы! Садитесь.
Ну что, готовы к уроку?
Тогда слушаем правила, по которым будем сегодня работать. На уроке вы должны многому научиться и многое узнать. Работаем быстро, четко, задания слушаем внимательно. На выполнение каждого задания будет даваться определенное время. Все задания вы подготовили друг другу сами, создавая мини-проекты. Часть их будет отведена повторению пройденного материала, часть – изучению нового.
У вас на столах лежат листки с заданиями и листки самооценки. За каждое правильно выполненное задание вы ставите себе 1 балл. Затем баллы суммируете и переводите их в оценку. Правила подсчета баллов и выставления оценок указаны в этом листке. Там же вы выставляете оценку, данную вам вашей группой за работу над проектом. По результатам работы у вас должно быть 4 оценки. Нужно будет найти их среднее арифметическое. Оно и будет вашей окончательной оценкой за урок. (4 мин)
Ну а начну я урок со стихотворения.
По горам, лесам и сёлам,
Деревням и городам
День и ночь бежит весёлый,
Быстрый ток по проводам.
Подгоняет электрички,
Зажигает в доме свет
И с компьютерной странички
Может дать любой совет.
И придёт на помощь первым
Из-за тысячной версты...
Только он ужасно нервный
И не любит суеты.
Нерадивых, несмышленых
Бьет сильней, чем молоток
Тех, кто физику не знает
Недолюбливает ток!
Колодкин Владимир
Итак, слово 1 группе. Слайд 1
Наш мини-проект называется «Подумаем – порешаем». Его цель – проверить ваши знания по тем темам раздела «Электричество», которые мы изучили на прошлых уроках. Работа выполняется по вариантам. Время выполнения 1 задания – 2 мин., двух задач – 1 мин. (решаете устно, записываете только ответы), задания на соответствие – 1 мин. Желаем удачи! Слайды 2 – 5.
Все, время вышло.
Проверяем. Выставляете баллы за 1 и 2 задания. Меняетесь тетрадями с соседом по парте, проверяете 3 задание, выставляете баллы. Подсчитываете их, переводите баллы в оценки, записываете в лист самооценки. Слайды 6 – 8. (1 мин)
Всем спасибо! Молодцы!
Учитель просит поднять руки тех, кто выполнил эту работу на 5, 4 и т.д. Двойки есть? Молодцы! (или: задание ребятам из первой группы: оказать помощь тем, кто испытывал затруднения при выполнении вашего задания). Спасибо за работу (7 мин)
Слово предоставляется 2 группе. Слайд 9
Наш мини-проект называется «Электрическая цепь и ее составные части». Его цель – закрепить ваши навыки составления электрических цепей, пользования электрическими приборами, умения определять цену деления измерительных приборов и измерять с их помощью электрические величины.
Т.к. работать вы будите с приборами, то необходимо вспомнить технику безопасности. (выслушивают ответы учеников, предлагают обратиться к слайду 10).
Для работы мы попросим вас разбиться на группы. Номера групп у вас определены.
Выполняем задания, записанные у вас на листках. Слайд 11
(проверка идет сразу – вот что у вас должно получиться)
Результаты измерений каждой группы выводят на экран (и свои тоже). (7 мин)
Все, время вышло.
Проверяем. Выставляем баллы, переводим их в оценки, записываем в лист самооценки. Слайд 12 (1 мин).
Спасибо за работу.
Учитель: теперь посмотрите, пожалуйста, еще раз на те результаты, которые вы получили в ходе выполнения своей работы. Вас ничего не смущает? (Выслушиваю мнение учеников, даю подсказку, обращая внимание на то, что эл. цепи были одинаковыми, приборы одинаковыми, а результаты – разными). Задаю вопрос: ПОЧЕМУ?
Выслушивая мнения учеников, приходим к мысли о том, что причина в резисторах. Скорее всего, они по-разному пропускают ток!
Свойство проводников ограничивать силу тока в цепи, т. е. противодействовать электрическому току, называют электрическим сопротивлением. Т.е. тема нашего сегодняшнего урока … (ученики формулируют тему урока). Слайд 13 (2 мин)
Познакомят вас с этой величиной ребята 3 группы. Слайд 14
Наш мини-проект называется «Электрическое сопротивление». Его цель – познакомить вас с этой величиной, научиться применять полученные знания при выполнении практических заданий и решении задач.
Что бы вы хотели узнать об этой величине? (выслушивают мнения учащихся, составляют план изучения величины). Слайд 15.
Сопротивление характеризует свойство проводника препятствовать протеканию электрического тока. Слайд 16.
Обозначается – R
Единицы измерения – Ом. Названа в честь немецкого физика Георга Ома (с его именем мы встретимся на следующих уроках).
Слайд 17.
1 ОМ - сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах 1 В сила тока равна 1 А, т.е. 1 Ом = … ? (выслушивают мнения)
На практике применяются единицы кратные и дольные Ом. Например: 1 МОм = …? 1 кОм = …? 1 мОм = …? (выслушивают ответы)
К ак по вашему, зная чему равен 1 Ом, составить формулу для расчета сопротивления? (выслушивают мнения) Говорят, что
Сопротивление – величина, равная отношению напряжения на концах
проводника к силе тока в нем. (5 мин)
А теперь проверим, внимательно ли вы слушали нас. Слайд 18.
С а) I = 3 А U = 15 В R - ?
колько омов в 0,25 кОм? Выразите 2500 Ом в килоомах.
В I = 0,3 А U = 3 В R - ?
ычислите сопротивление
б)
. 3. Вычислите сопротивление резисторов в ваших электрических цепях
На работу 3 мин. Напоминаем, что для вычисления сопротивления проводника вам нужно знать 2 величины. Какие? (силы тока и напряжения). Силу тока вы измерили только что, а напряжение сейчас необходимо будет измерить. Каким прибором измеряют напряжение? Вам надо вспомнить правила подключения его в цепь, определить его цену деления и снять показания)
Все, время вышло. Проверяем ваши результаты. Хорошо. Молодцы! Всем спасибо! Слайд 19.
Учитель: вы сейчас рассчитали сопротивление данных вам резисторов. Они действительно разные. Т.е. вы подтвердили выдвинутые вами ранее предположение.
Вспомним, что из себя представляет электрический ток? Как думаете, движению электронов внутри проводника ничего не препятствует?
Так вот, взаимодействие свободных электронов с ионами кристаллической решетки и является причиной того, что проводник обладает сопротивлением.
Физминутка Слайд 20. (1 мин)
Очень физику мы любим!
Шеей влево, вправо крутим.
Амперметр – для силы тока, если правда – смело топай.
Электрон бежит вперед, делай вправо поворот.
В цепь приборы соберем и налево повернем.
Напряженье к ней приложим и похлопаем в ладоши.
На учителя посмотрим и возьмемся за работу!
Ну и судя по нашему плану работы, нам осталось дать ответы на последний пункт.
Итак, по какой формуле можно рассчитать сопротивление проводника?
Какие приборы для этого будут нужны?
А вот ребята 4-ой группы познакомят вас с прибором, который сразу покажет, чему равно сопротивление проводника. Им слово.
Наш мини-проект называется «Омметр». Его цель – познакомить вас с прибором для измерения электрического сопротивления, его обозначением на схеме, правилом подключения в цепь. И подтвердить ваши расчетные данные.
Измерительный прибор для определения электрических сопротивлений называется ОММЕТР. Подключается параллельно проводнику, сопротивление на котором надо измерить. Обозначается на схему кружочком с греческой буквой ОМЕГА внутри.
Мы предлагаем вам сейчас, используя омметры, измерить сопротивления проводников в ваших электрических цепях. Для этого вам надо поднести провода от этих приборов к клеммам резисторов в ваших цепях. Цепи должны быть разомкнуты. Сравните эти значения с полученными ранее. Совпадают? Молодцы!
Вот мы с вами и измерили сопротивления проводников. Лучшими проводниками являются ... (металлы). А человек – проводник? Да. Значит, можно измерить и сопротивление человека!
Электрическое сопротивление обычного человека при условии, что кожа у него чистая, сухая и неповреждённая лежит в пределах 3 - 100 кОм, в некоторых случаях и более.
Мы предлагаем измерить вам свое сопротивление. Для этого вам нужно просто взять в руки наконечники проводников и заметить показания омметра.
Получилось? Молодцы!
Работа по графику.
Чему равна сила тока в проводнике при напряжении 4 В?
При каком напряжении сила тока равна 1 А?
Чему равно сопротивление проводника?
Оцениваем себя!
Всем спасибо!
Учитель: подведем итоги!
Сегодня на уроке мы узнали о…
Сопротивлением проводника – это…
Сопротивление обозначается буквой…, измеряется в …
Причина того, что проводник обладает сопротивлением …
Сопротивление проводника … от силы тока в нем и от напряжения на его концах
Д/з § 43. Упр. 18
Подумайте: От чего может зависеть сопротивление проводников? Запишите свои гипотезы.
Рефлексия.
Задания 1 группы.
Правильный ответ оценивается в 1 балл
1 вариант
1. Сила тока – это_____________, проходящий через поперечное сечение проводника____________
2.Сила тока обозначается буквой ____
3. Формула:
4. Единица силы тока в СИ: ______
5. 100 мА = ________ А; 3 кА = _________А
6. Прибор для измерения силы тока называется _________________. Он включается в цепь _________________________ с тем прибором, силу тока в котором измеряют.
7. Какова цена деления амперметра?
Задания 1 группы.
Правильный ответ оценивается в 1 балл
вариант
1. Напряжение – это ______________ электрического поля по перемещению заряда _____
2. Напряжение обозначается буквой_____
3. Формула:
4. Единица напряжения в СИ: ______
5. 10 кВ = ___________В; 50 мВ = ________В
6.Прибор для измерения напряжения называется _________________. Он включается в цепь ____________________ к прибору, напряжение на котором нужно измерить.
7. Какова цена деления вольтметра?
Правильный ответ оценивается в 1 балл
Ответ: _________ В 3. Ответ: __________ В
4. Проставить нумерацию и написать названия условных обозначений компонентов электрической цепи
1 . ___________________________
2 . ___________________________
3 . _____________________________
4 А
. ______________________________
5 V
. ______________________________
Правильный ответ оценивается в 1 балл
2. Ответ: _________ Дж 3. Ответ: __________ В
4. Проставить нумерацию и написать названия условных обозначений компонентов электрической цепи
1 . ___________________________
2 . ___________________________
3 . ____________________________
4 А
. _____________________________
5 V
. ______________________________
Задания 2 группы.
1.Соберите электрическую цепь, состоящую из источника напряжения, резистора, амперметра и ключа, соединив все последовательно (1 балл)
2.Начертите схему этой цепи (1балл), обозначьте знаки клемм источника и амперметра, соблюдая правила их соединения (1 балл). Укажите стрелками направление тока (1 балл) и направление движения электронов в цепи (1 балл)
3. Определите цену деления амперметра (1 балл)
ц.д. = ______А/дел.
4. Измерьте силу тока (1 балл).
I = ______A
Задания 2 группы.
1.Соберите электрическую цепь, состоящую из источника напряжения, резистора, амперметра и ключа, соединив все последовательно (1 балл)
2.Начертите схему этой цепи (1 балл), обозначьте знаки клемм источника и амперметра, соблюдая правила их соединения (1 балл). Укажите стрелками направление тока (1 балл) и направление движения электронов в цепи (1 балл)
3. Определите цену деления амперметра (1 балл)
ц.д. = ______А/дел.
4. Измерьте силу тока (1 балл).
I = ______A
Задания 3 группы.
Определить цену деления вольтметра (1 балл) ц.д. = ______ В/дел
Подключение вольтметра в цепь (1 балл)
Измерение напряжения (2 балл) U = ______В
В ычисление сопротивления (1 балл)
R = ______Ом
Задания 4 группы.
1.Измерить сопротивления проводников в ваших электрических цепях. Сравнить эти значения с полученными ранее. (1 балл)
2.Измерьте свое собственное сопротивление (1 балл)
3. По графику определить: силу тока по известному значению напряжения (1 балл),
напряжение по известному значению силы тока (1 балл), сопротивление проводника (1 балл).
Задания 3 группы.
Определить цену деления вольтметра (1 балл) ц.д. = ______ В/дел
Подключение вольтметра в цепь (1 балл)
Измерение напряжения (2 балл) U = ______В
Вычисление сопротивления (1 балл)
R = ______Ом
Задания 4 группы.
1.Измерить сопротивления проводников в ваших электрических цепях. Сравнить эти значения с полученными ранее. (1 балл)
2.Измерьте свое собственное сопротивление (1 балл)
3.По графику определить: силу тока по известному значению напряжения (1 балл), напряжение по известному значению силы тока (1 балл), сопротивление проводника (1 балл).
Лист самооценки _________________________________
Задания 1 группы:
13 – 14 правильных ответа – 5
10 – 12 правильных ответа – 4
7 – 9 правильных ответа – 3
Менее 7 правильных ответа – 2
Задания 2 группы:
7 правильных ответов – 5
6 правильных ответов – 4
4 – 5 правильных ответа – 3
Менее 4 правильных ответа – 2
Задания 3 группы:
Задания 4 группы:
Самооценка __________
Оценка за урок ___________
Смайлик:
Лист самооценки _________________________________
Задания 1 группы:
13 – 14 правильных ответа – 5
10 – 12 правильных ответа – 4
7 – 9 правильных ответа – 3
Менее 7 правильных ответа – 2
Задания 2 группы:
7 правильных ответов – 5
6 правильных ответов – 4
4 – 5 правильных ответа – 3
Менее 4 правильных ответа – 2
Задания 3 группы:
Задания 4 группы:
Самооценка __________
Оценка за урок ___________
Смайлик:
Электрическое сопротивление проводника.
План изучения физической величины
Определение электрического сопротивления.
Обозначение.
Единицы измерения.
Формула для расчета.
Прибор для измерения
Причина существования сопротивления у проводника.
Сопротивление – величина, характеризующая свойство проводника препятствовать протеканию электрического тока.
Обозначается – R
Единицы измерения – Ом.
1 ОМ - сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах 1 В сила тока равна 1 А.
т.е. 1 Ом =
Р ассчитать сопротивление проводника можно по формуле
Сопротивление – величина, равная отношению напряжения на концах проводника к силе тока в нем.
А можно ли сказать, что сопротивление зависит от силы тока и напряжения?
Электрическое сопротивление обычного человека при условии, что кожа у него чистая, сухая и неповреждённая лежит в пределах 3 - 100 кОм, в некоторых случаях и более.
Причина сопротивления: взаимодействие свободных электронов с ионами кристаллической решетки.
Измерительный прибор для определения электрических сопротивлений – омме́тр.
- подключение в цепь
- обозначение на схеме (омега – греч.)
Д/з § 42, 43. Упр. 17 (2), 18(3)
Подумайте: От чего может зависеть сопротивление проводников? Запишите свои гипотезы.