Цель: ввести понятия длина и скорость волны, научить учащихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны.
Задачи:
· Образовательные: ознакомление учащихся с происхождением термина «длина волны, скорость волны»; показать учащимся явление распространение волны, а также доказать с помощью опытов распространение двух типов волн: поперечных и продольных.
· Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
· Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, формирование взаимовыручки.
Тип урока: комбинированный урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: ввести понятия длина и скорость волны, научить учащихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны.
Задачи:
Образовательные: ознакомление учащихся с происхождением термина «длина волны, скорость волны»; показать учащимся явление распространение волны, а также доказать с помощью опытов распространение двух типов волн: поперечных и продольных.
Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
Воспитательные:формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, формирование взаимовыручки.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: компьютер, учебник, презентация Power Point, учебный модуль
План занятия:
Организационный момент
Актуализация знаний
Усвоение новых знаний
Физ.минутка
Закрепление новых знаний
Рефлексия
Итог урока (д/з, оценки)
Ход урока
1. Организационный момент
Слайд 1 Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Если у кого- то не очень, давайте его улучшим, повернемся к соседу по парте и улыбнемся ему… Присаживайтесь.
2.Актуализация знаний
На прошлом уроке мы познакомились с понятием волны. Давайте вспомним основные термины. Слайд 2 На доске 5 заданий, внимательно их прочитайте и кто-то один даст правильные ответы.
1.Волны, в которых колебания происходят вдоль направления их распространения, называются …
+А) Продольными волнами
Б) Поперечными волнами
В) Вихревыми волнами
Г) Нет правильного ответа
2.В каких телах могут распространятся упругие поперечные волны?
А) В газообразных
Б) В жидких
+В) В твердых
Г) В любых
3.Что переносит волна?
А) Вещество
+Б) Энергию
В) Воду
Г) Предмет
4.Максимальное отклонение от положения равновесия при колебательных движениях
А) Период
Б) Частота
В) Фаза колебания
+Г) Амплитуда
5. Колебания, совершаемые телом под действием внешней периодически изменяющейся силы, называются…
+А) Вынужденными колебаниями
Б) Свободными колебаниями
В) Гармоническими колебаниями
Г) Неуравновешенными колебаниями
(один ученик выходит к доске и маркером отмечает правильные ответы, после идет проверка).
В течение урока мы не однократно будем возвращаться к пройденному материалу, а сейчас отгадаем новую тему урока.
Слайд 3 Перед вами ребус – это часть нашей темы, (отгадывают ребус), а сейчас видеофрагмент Слайд 4.
Постановка проблемы: Волны на море распространяются быстро? А как вы думаете от чего зависит скорость волны? А вам интересно с какой скоростью движется волна во время шторма на море?
Обо всем этом мы узнаем на уроке. Ну и тема нашего занятия…?
Слайд 5 Тема урока: Длина волны. Скорость распространения волн
3.Усвоение новых знаний
Начнем с эксперимента. Попрошу выйти Владимира к доске и крепко сжать веревку руками. (Владимир держит, я дергаю за другой край). Опишите, что вы уже знаете о таком движении (Ребята отвечают). А теперь внимание на доску, здесь будет для вас представлена новая информация. Ваша задача – внимательно слушать и выделить главную мысль текста.
Слайд 6 просмотр видеофрагмента.
Главная мысль: Все частицы в теле взаимодействуют, двигаются одинаково, но с запозданием. Расстояние между частицами, находящимися в одинаковых фазах называется длиной волны
Запись в тетрадь: длиной волны называется расстояние, на которое распространяется волна за время, равное периоду колебания в ее источнике. Она равна расстоянию между соседними гребнями или впадинами в поперечной волне и между соседними сгущениями или разряжениями в продольной волне.
(или работа с учебником. Найти и записать определение длины волны)
Работа с модулем
Слайд 3Как уже было сказано длина волны обозначается буквой (лямбда), это расстояние между двумя любыми точками находящимися в одинаковых фазах. А если это расстояние, то оно будет измеряться в метрах. Вспомните с помощью какой формулы вы находили расстояние в начальных классах s=v*t (разбираем формулу)
Слайд 4. Сопоставим ее с другой формулой. =v*Т
Работа с волшебной пирамидой. Выводим промежуточные формулы v=Т/, T=/v,
Слайд 8 а также зная, что T=1/, то = v / и v=*.
4.Физ.минутка. Давайте попробуем изобразить волну. Как вы думаете, можно увидеть волну за окном? Подойдите к окну и найдите там волну.
5 Закрепление новых знаний. Слайд 9 На доске 5 заданий, решаем их в микрогруппах сообща, применяя формулы и обсуждая решение
1.T=t/N; T=20/8=2.5c (4)
2. =N/t; =5/10=0.5Гц (1)
3. =v*T; =0.5*20=10м (1)
4. =v/; =8/4=2м (3)
5. = v/; =3/6=0,5м
Слайд 10. Меняемся листочками между группами и проверяем
Слайд 11 Решаем задачи 1 задача выполняется устно
А=20см=0,2м; T=8c; =0.125Гц; =v*T=2*8=16м
Слайд 12 2 или 3 задачи решают у доски (Задачи раздаются по уровню сложности)
2 задача
Дано: Решение
t=10c V=/T
N=20 T=t/N
=1.2м T=10с/20=0,5с
Найти V=1,2м/0,5с=2,4м/с
V - ?
3. Дано=300м Решение V=/T
T = 15с V=300м/15с=20м/с
Найти V-?
Если остается время Иногда волны могут переносить огромную энергию и из-за этого могут служить источником разрушений. Слайд 6 в модуле. Одно из домашних заданий было приготовить доклад на тему «Сейсмические волны» (Слушаем доклад)
6. Рефлексия. Вот мы и выясняли какая может быть скорость волны в различных случаях и как она может действовать на нас. Сейчас встаньте со своих мест и обсудите между собой следующие вопросы. (Рассчитать по номерам) 1 номер говорит второму что запомнилось на этом уроке. 2 номер говорит первому что узнали нового на уроке. (опрос 2 человек. У 2 номера спрашиваю, что запомнилось 1 номеру и наоборот у 1 номера что узнал нового 2 номеру).
7. Итог урока Выставление самооценок. д/з
Параграф 33, упр. 28
Я хочу вам пожелать меньше колебаний в вашей жизни. Шагайте по дороге знаний уверено.
АНАЛИЗ УРОКА
Урок проводился в 9 классе в количестве 4 человек. Урок по теме «Длина волны. Скорость распространения волн» является шестым уроком в разделе физики «Механические колебания и волны. Звук». Следовательно, у учащихся необходимо сформировать основные понятия, определения и термины на данном уроке. На уроке учитывалась триединая дидактическая цель: образовательная, развивающая, воспитательная. Образовательной целью я поставил ознакомление учащихся с происхождением термина «длина волны, скорость волны»; показать учащимся явление распространение волны с помощью видео
Развивающей целью я поставил формирование у учащихся четкие представления об условиях распространение волны; развитие логического и теоретического мышления, воображения, памяти при решении задач и закреплении ЗУНов. Воспитательной целью я поставила: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, и самая главная задача это организовать взаимовыручку среди ребят т.е. воспитать понимание нужности помогать ближнему.
Тип урока комбинированный,
На уроке я предусматривал логическую связь при объяснении нового материала: логичность, доступность, понятность. Основными методами урока были: словесные (объяснение темы), наглядные (демонстрации, видео), практические (решение задач, выполнение тестовых заданий, демонстрация колебательного движения). При закреплении ЗУНов учащихся я использовал интерактивные задания из мультимедийного пособия в разделе «Механические волны», решение задач у доски с объяснением. Я считаю, что цель на уроке достигнута. Жду ваших вопросов.