Предмет – физика
Класс - 6
Урок на тему "Диффузия"
Субкомпетенции:
- Описание явления диффузии.
Операциональные цели: в конце урока ученики смогут:
- Расширить знания о строении вещества.
- получить представление о процессе диффузии.
- Сформировать представление о диффузии в различных состояниях вещества.
- Продолжить формирование общих умений коммуникаций (слушание, говорение, учение и письмо).
Тип урока: комбинированный
Оборудование и материалы:
- карточки-задания,
- деревянная дощечка с гвоздями,
- монета,
- спиртовка,
- пинцет,
- коробка с апельсином,
- полоска фильтровальной бумаги,
- раствор фенолфталеина,
- стеклянный сосуд,
- аммиак, вата.
- Флажки красные, желтые, зеленые
- ПК, проектор, экран
- презентация
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Изучение новой темы.
- Закрепление знаний.
Ход урока
1. Организационный момент
а) Отметить отсутствующих.
б) Проверить подготовленность учащихся к уроку.
Дать установку на слушание. На каждой парте лежит памятка этой установки.
Слушай и ты сможешь.
– понять и задать вопросы
– пересказать
– проанализировать
– оценить
2. Актуализация знаний
а) Физический диктант:
I вариант
II вариант
1. Все тела состоят из …
2. Есть ли отличия между молекулами горячей и холодной воды?
3. Размер молекул очень …
4. СО2 – молекула или атом?
5. Когда железнодорожные рельсы длиннее: зимой или летом?
1. Все молекулы состоят из …
2. Количество молекул очень …
3. При нагревании объём тел …
4. Н2О – молекула или атом?
5. Какого супа больше: горячего или холодного?
После выполнения заданий учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте и проверяют работу друг у друга, затем возвращают тетради. (Правильные ответы – Приложение 1. Слайд 3).
Критерии оценки:
- оценка «9» – все ответы верные;
- оценка «8» – допущена одна ошибка;
- оценка «7» – допущены две ошибки;
- если допущено более двух ошибок, то оценка пока не ставится.
2. Ответьте на вопросы! (Приложение 1. Слайды 4-5)
– Если все тела состоят из частичек – молекул, то почему всезнайка Чип кажется мне цельным, а не из отдельных шариков?
– Почему после душа я не могу влезть в свои любимые валенки?
– Всё утро искал молекулы в своём ящике с игрушками – не нашёл. Почему?
б) Работа у доски.
Слабый учащийся на доске составляет предложения из отдельных слов, после чего читает их вслух.
Следующие два предложения:
- Вещества состоят из отдельных частиц, между которыми есть промежутки.
- Частицы, из которых состоят вещества, называют молекулами.
в) Устный опрос.
- Из чего состоят все тела?
- Из чего состоят все вещества?
- Что вы можете сказать о молекулах?
- Что происходит с объемом тела при нагревании?
3. Изучение новой темы
«Отыщи всему начало,
и ты многое поймёшь»
К. Прутков «Мысли и афоризмы», 92а
Учитель. Продолжим заглядывать в глубь вещества. Будем выяснять, какими ещё свойствами обладают молекулы. Начнём с наблюдения явлений (вносит черный ящик, в котором лежит долька апельсина). Что в ящике? Какое явление помогло вам ответить на этот вопрос?
Учащиеся. В ящике – апельсин. Он испускает запах, выделяя, пахучее вещество, которое распространяется по всей комнате, перемешиваясь с воздухом.
Учитель. А какие ещё вещества могут сами собой перемешиваться? Вы встречались в жизни с такими ситуациями? Приведите примеры.
Учащиеся. Когда разводишь гуашь, вода быстро окрашивается ещё до того, как начнешь перемешивать её палочкой (приводят другие примеры).
Учитель. Предлагаю провести специальный эксперимент, чтобы ответить на этот вопрос. В растворе фенолфталеина смочим полоску фильтрованной бумаги и приклеим ее на стенку стеклянного сосуда. В тот же сосуд бросим на дно кусочек ваты, смоченной аммиаком. Сосуд плотно прикроем (через некоторое время полоска порозовеет, по мере проникновения молекул аммиака в воздух). Сформируйте вывод, вытекающий из наблюдений и опытов.
Учащиеся. Молекулы разных веществ сами собой смешиваются, если их привести в соприкосновение.
Учитель. Это новое для нас явление, в физике оно известно под названием “диффузия”. Давайте запишем определение этого явления. (Диффузия – это самопроизвольное перемешивание веществ.)
Учащиеся записывают определение и приговаривают его вслух хором.
Учитель. Диффузия наблюдается не только в газах, но также в жидкостях и твердых телах. В каких веществах диффузия протекает быстрее?.
Учащиеся. Скорость диффузии больше в газах, меньше в твердых телах. (Ответ записывается в тетрадь.)
Учитель. В какой воде (горячей или холодной) быстрее растворяется сахар и кофе.
Учащиеся. В горячей.
Учитель. Из приведенных наблюдений можем сделать вывод, что скорость протекания диффузии увеличивается с ростом температуры.
Учитель. Явление диффузии имеет большое значение в процессах жизнедеятельности человека, животных и растений. Для подтверждения этому предлагаю просмотреть небольшой ролик.
4. Закрепление материала
Устный опрос.
а) Объясняете, как распространяется эфир в комнате. Что доказывает это явление?
б) На каком явлении основана засолка овощей?
в) Объясните, каким образом молекулы кислорода из воздуха попадают в воду аквариумов?
1. Найдите ошибку в высказываниях. (Приложение 1. Слайд 8)
- Диффузия не может протекать в газах.
- В твёрдых веществах диффузия происходит быстрее.
- При склеивании деревянных изделий клей проникает только в верхнее тело?
- Для того чтобы свежие огурцы быстрее засолились, их заливают очень холодным рассолом.
- Диффузия – это смешивание веществ при их непрерывном помешивании.
- В чай положили кусочек сахара. Без применения ложки нельзя сделать чай сладким.
- В стакан с до краёв налитой водой всыпали ложку сахара. Вода перельётся через край.
- Диффузия – самопроизвольное проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества.
- Итог урока
Учитель. Изучая явления природы на молекулярном уровне, человек познает их и получает возможность управлять природой и применять полученные знании в науке, технике и быту
6. Домашнее задание: § 2 на стр 47, вопросы 1, 3 (устно),
№2 экспериментальное задание.
Диффузия в растительном и животном мире.
Роль диффузии для человека.
Применение диффузии на производстве.
Вредное влияние диффузии.