Продолжить формирование и закрепление навыков выполнения действий над векторами.
Показать связь между физикой и математикой.
Способствовать развитию внимания и интереса у учащихся к математике и физике.
Организовать деятельность учащихся по изучению терминологии на русском, казахском, английском языках
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного с использованием ИКТ.
Оборудование: компьютер, дидактический материал, ноутбуки для учащихся.
Ход урока.
1.Создание проблемной ситуации:
Учитель математики (вступительное слово):
Сегодня у нас очень интересный и ответственный урок, потому что – это урок геометрии с применением компьютерных технологий, а ответственный потому, что вам нужно показать не только свои знания, полученные на уроках геометрии по теме: «Сложение и вычитание векторов», но и знания и умения, которыми вы овладели на уроках физики.
Учитель физики: Сейчас я познакомлю вас с терминами необходимыми вам на уроке.
Русский
Английский
Вектор
Vector
Длина вектора
Modulus of vector
Правило параллелограмма
Parallelogram law, parallelogram rule
Правило треугольника
Triangle law
Проекция вектора
Vector projection
Противоположные векторы
Opposite vectors
Сонаправленные векторы
Codirectional vectors
Составляющие вектора
Vector component
Термины проговариваются учениками совместно с учителем.
Учитель математики:
История о том, как «лебедь, рак и щука вести с поклажей воз взялись» известна всем. Напомним её
Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе, трое, все в него впряглись; Из кожи лезут вон, А возу все нет ходу!
Учитель физики:
Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, А Щука тянет в воду! Кто виноват из них, кто прав – Судить не нам; Да только воз и ныне там!”
Басня утверждает, что «воз и ныне там»…
На протяжении урока мы выясним эту проблему и еще раз вернемся к этой басне
Учитель математики:
Для более успешной работы весь класс разбит на три группы, в каждой группе работает консультант и урок проходит с использованием ИКТ.
Учитель физики: Каждая группа подготовила домашнее задание, в виде выступления. И мы попросим выступить лидеров групп: Конюхова Артема (историческая справка), Хазову Людмилу (скалярные величины), Иванова Артема (векторные величины).
На выступление отводится времени не более 2 минут.
1группа. Историческая справка о происхождении термина «Вектор»
2 группа. Физические векторные величин
3 группа. Физические скалярные величин
Учитель математики. Повторим действия с векторами. Устный опрос.
Выставляет оценки каждому ученику своей группы (макс 2 балла) и вносит их в оценочный лист
Время на работу 4 минуты.
Учитель физики. А сейчас я хотела бы, чтобы вы решили задачу по физике.
Рассмотрите различные варианты сил, приложенных к телу и графическим построением, найдите равнодействующие этих сил.
Обсудите задачу в группах и предложите решение
Проверка решения осуществляется учителем. Проверить термины на руссом и английском языках 2 минуты.. Выставляет оценки каждому ученику своей группы (макс 2 балла) и вносит их в оценочный лист.
Контролирующая самостоятельная работа.Работают в группах. Каждая правильно решенная задача, оценивается в 1 балл. Задания на карточке. Этот тест содержит пять задач по геометрии и пять задач по физике. Время на работу 20 минут. Каждый ученик самостоятельно проверяет и оценивает свою работу (макс 9 баллов) и вносит их в оценочный лист. Учитель проверяет индивидуально пятое задание по геометрии.
Геометрия.
Дан квадрат АВСД . Укажите равные вектора.
А) ; В) ; С) ; Д) ; 2. Выразите через .
А) ; В) ); С) ; Д) ; 3. Выразить вектор через векторы и (АВСД-параллелограмм) А) ; В) ; С) ; Д) 4. В прямоугольнике АВСД стороны равны 9см и 40см. Найдите . А) 41см; В) 82см; С) 40см; Д) 9см. 5. Перед вами фигура, составленная из отрезков. Можно ли на этих отрезках расставить векторы так, чтобы в сумме получился ?
Физика.
1.Автомобиль тормозит на прямолинейном участке дороги. Какое направление имеет вектор ускорения? А) ускорение равно 0; Б) направлен против движения автомобиля; В) направлен в сторону движения автомобиля. 2. Какие из перечисленных ниже величин являются векторными:
1) путь, 2) перемещение, 3) скорость? А) 1 и 2; Б) 2; В) 2 и 3; Г) 3 и 1.
На рисунке “рис. 8” показана траектория движения материальной точки из A в B. Найдите координаты точки в начале и конце движения, перемещение, проекции перемещения на оси координат.
Человек плывет вдоль берега по течению реки. Определите скорость пловца относительно берега по течению, если его скорость относительно воды 1,5 м/с, а скорость течения реки 0,5 м/с. А) 0,5 м/с; Б) 1 м/с; В) 1,5 м/с; Г) 2 м/с.
Плот равномерно плывет по реке со скоростью 3 км/ч. Сплавщик движется поперек плота со скоростью 4 км/ч. Какова скорость сплавщика в системе отсчета, связанной с берегом?
Ответы к тесту
Вариант 1
Предмет
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
геометрия
С
В
Д
А
-
физика
Б
В
А(20;20); В(60;-10);
=50 м; Sх=40м; Sу=-30м
Г
В
Подведение итогов урока.
Учитель физики. Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А ты, что делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма».
Учитель математики: Ребята, давайте попробуем оценить каждый свою работу за урок.
Подсчитайте количество набранных баллов. Если вы набрали более 15 баллов, то вы получаете отметку «5»; если 12-14 баллов, то «4»; если 9-11 баллов, то «3»
Учитель физики: Хочется отметить, что никто из вас, не отнеся к работе равнодушно, и если у кого-то не всё получилось – не огорчайтесь. Вернемся к проблеме «А воз и ныне там…». Давайте сделаем вывод Учитель математики: Давайте приложим усилия, чтобы наш «воз» не оставался на месте.