Технологическая карта урока физики Учитель : Глобинец Ольга Владимировна МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева |
Тема | Делимость электрического заряда. Строение атома. |
Цель урока | показать, что электрический заряд можно делить на части; познакомить учащихся с электроном; познакомить учащихся с планетарной моделью атома по Резерфорду; развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы. развивать мышление учащихся. |
Задачи урока | 1. Развивать навыки исследовательской работы, учить анализировать полученный результат эксперимента, делать выводы. Повторить научные методы исследования. 2. Развивать навыки работать работы в группе. 3. Учить видеть физические явления в жизни, научно объяснять их. 4. Учить работать с учебником, с дополнительной литературой. |
Планируемые результаты: | Знать два вида заряда Объяснить как взаимодействуют заряженные тела. Описать способ сообщения электрического заряда Уметь доказывать наличие различия в молекул.строении веществ, приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях, выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегат. сост. воды, анализировать его и делать выводы. | УУД Личностные: Объясняют свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества Объясняют явления диффузии, смачивания, упругости и пластичности на основе атомной теории строения вещества. Приводят примеры проявления и применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в природе и техник Познавательные: Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона Коммуникативные: Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности |
Формы работы | Индивидуальная, групповая |
Основные понятия | Делимость электрического заряда. Строение атома. |
Источники информации | 1..В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011 2. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013 |
Ресурсы | Презентация; мультимедийный проектор; электроскопы, металлическая проволока с изолированной ручкой, стеклянная и эбонитовая палочки, куски меха, шёлка; "султаны" на подставке, электрофорная машина; таблица "Периодическая система химических элементов Менделеева". |
Организационный этап |
Включить обучающихся в учебную деятельность | Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности |
Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала | Наэлектризуем "султан" с помощью электрофорной машины. Почему полоски "султана" разошлись в разные стороны? Сообщим двум "султанам" с помощью электрофорной машины сначала разноимённые заряды, а затем одноимённые. Объясните наблюдаемые явления. Почему в первом случае полоски "султанов" притягиваются, а во втором - отталкиваются? Как называется прибор? Коснёмся шара электроскопа наэлектризованной палочкой из стекла. Почему отклоняется стрелка электроскопа С помощью чего осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел? Разгадаем кроссворд и узнаем, о чём мы сегодня будем говорить на уроке. (Слайд 1) Вопросы: Способ сообщения телу электрического заряда. Вещество, которое не проводит электричество. Вещество, которое хорошо проводит электричество. Прибор, служащий для обнаружения и измерения электрического заряда. |
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе |
Организовать коммуникативное взаимодействие , в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу | Тема урока: Делимость электрического заряда. Какую поставим цель? (ответы учащихся) Зарядим электроскоп, при помощи металлической проволоки соединим его с незаряженным электроскопом. Что произошло? Почему? (Половина заряда первого шара перешла на второй, заряд разделился на две равные части) Повторим опыт. Заряд первого шара ещё уменьшился в два раза. На первом электроскопе останется от первоначального заряда. значит, электрический заряд может делится. Как вы думаете, можно ли заряд делить бесконечно? Почему? Существует ли предел деления заряда? Задание 1. Русский учёный А. Ф. Иоффе и американский учёный Р. Милликен доказали, что это деление имеет предел. Был сделан вывод о существовании в природе частицы, имеющей наименьший отрицательный заряд. (Слайд 3) Эту частицу назвали электроном. (Слайд 4) Электрон - элементарная частица, имеющая отрицательный заряд. Частица, имеющая наименьший положительный заряд, называется протоном. Электроны и протоны входят в состав атома. Заряд протона равен по модулю заряду электрона. Учёный Резерфорд экспериментально обосновал планетарную модель атома (Слайд 5): Как вы думаете, почему модель атома называется планетарной? Ядро состоит из протонов и нейтронов. Какой заряд имеют протоны? Нейтроны? Как вы думаете, имеет ли атом электрический заряд? Число электронов равно числу протонов, значит заряд ядра равен по модулю заряду электронов, следовательно, атом нейтрален. Массы протона и нейтрона во много раз больше массы электрона, поэтому масса атома сосредоточена в ядре. Атомы разных элементов отличаются друг от друга числом протонов, нейтронов и электронов. Найдите в таблице Менделеева алюминий. (Слайд 6) Чему равен порядковый номер алюминия? Чему равна его атомная масса? Определите состав атомов водорода, гелия, лития. (Слайды 7,8,9) Модель какого атома изображена на рисунке? (Слайд 10) Почему атом нейтрален? Атом, потерявший один или несколько электронов, будет иметь положительный заряд. Его называют положительным ионом. Атом, присоединивший один или несколько электронов, будет иметь отрицательный заряд. Его называют отрицательным ионом. (Слайд 11) |
Этап усвоения новых знаний и способов действий |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала | Заполнение рабочего листа |
Этап первичной проверки понимания изученного |
1.Установить правильность и осознанность изученного материала. 2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся | Проверим, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. (Слайд 12,13) В центре атома находится ______ Вокруг ядра движутся ___________ Ядро атома состоит из ____________________ Ядро имеет _______________ заряд. Электроны имеют ______________ заряд. Протоны имеют _______________ заряд. Нейтроны имеют _______________ заряд. Атом имеют _______________ заряд. Атом, потерявший один или несколько электронов, называется ________________ Атом, присоединивший один или несколько электронов, называется _____________ Определите состав атома и заполните таблицу (Слайд 14): |
Этап закрепления новых знаний и способов действий |
Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | И так, мы с вами проделали большую работу. Выполнили много заданий. Кто желает подвести итог нашего урока? |
Этап информации о домашнем задании |
Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Параграф 28, 29. Упражнение 20 |
Этап подведения итогов |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся | Какую проблему мы поставили в начале урока? Удалось ли нам ее решить? К какому выводу мы пришли? Какой новый опыт приобрели и чему научились? Достигли ли цели урока? |
Этап рефлексии |
Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества | Составление синквейнов. Ребята, сегодня на уроке мы все вмести узнали много нового. Для изучения материала мы использовали научные методы изучения физических явлений, обобщали жизненный опыт, работали с кейсами, работали с научной литературой. Надеюсь, урок вам понравился, и вы узнали много нового. Закрепив изученный материал дома, вы станете немножко умнее. А сейчас давайте подведём итог урока. Выскажите свои мнения с помощью синквейнов. Например: 1. Электризация. 2. Отрицательные и положительные заряды. 3. Отталкиваются, притягиваются, взаимодействуют. 4. Не забывай об электризации. 5. Осторожно! Спасибо за урок. Урок окончен! |