kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Делимость электрического заряда. Проводники и непроводники электричества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока физики

Учитель : Глобинец Ольга Владимировна

МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева

Тема

Делимость электрического заряда. Строение атома.

Цель урока

  • показать, что электрический заряд можно делить на части;
  • познакомить учащихся с электроном;
  • познакомить учащихся с планетарной моделью атома по Резерфорду;
  • развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • развивать мышление учащихся.

Задачи урока

 1. Развивать навыки исследовательской работы, учить анализировать полученный результат эксперимента, делать выводы. Повторить научные методы исследования.

2. Развивать навыки работать работы в группе.

3. Учить видеть физические явления в жизни, научно объяснять их.

4. Учить работать с учебником, с дополнительной литературой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочий лист»

ФИ_________________________________________________________ дата_______________________

Тема:__________________________________________________________________________________Цель:__________________________________________________________________________________


Задание 1: Прочитай параграф 28 и запиши открытия, сделанные учеными.

ФИ ученого

Сделанное открытие

















Электрон – это _________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Каков заряд электрона?___________________________________________________________________

Обозначается _______. Состоит из ___________________________ и ____________________________

Электрический заряд – это _______________________________________________________________


Задание 2: Прочитай параграф 29 и ответь на вопросы.

Что является главной характеристикой химического элемента? ________________________________

Протон – это ___________________________________________________________________________

Каков заряд протона?____________________________________________________________________

Нейтрон – это __________________________________________________________________________

Каков заряд нейтрона?___________________________________________________________________


Из чего состоит атом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3: Перед тобой планетарная модель атома. Подпиши название каждой частицы.













Какой заряд имеет атом?________________________________________________________________

Почему? _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Атом алюминия: .

Число 27 означает относительную атомную массу. Число 13 означает заряд. Т.е. количество протонов и электронов в атоме.

Число нейтронов можно найти по формуле: 27 – 13 = 14. («Масса» - «заряд»)


Задание 4: Изобразите схематично модель атома водорода, гелия, лития.


Ионы

Атом, потерявший один или несколько электронов называют __________________________________

Атом, присоединивший один или несколько электронов называют______________________________

_______________________________________________________________________________________


Проверь себя, заполни пропуски.

  1. В центре атома находится ________________________________________________________

  2. Вокруг ядра движутся ____________________________________________________________

  3. Ядро атома состоит из ___________________________________________________________

  4. Ядро имеет ______________________________________________________________ заряд.

  5. Электроны имеют ________________________________________________________ заряд.

  6. Протоны имеют ___________________________________________________________ заряд.

  7. Нейтроны имеют __________________________________________________________ заряд.

  8. Атом имеет _______________________________________________________________ заряд

  9. Атом, потерявший один или несколько электронов, называется __________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Атом, присоединивший один или несколько электронов, называется______________________

_________________________________________________________________________________

Определи состав атома и заполни таблицу.


электроны

протоны

нейтроны

Азот




Железо




Олово




Свинец




Домашнее задание:

Параграф 28,29

Упр. 20


Название задания

Я все выполнял (а) правильно (2 б)

У меня была одна неточность (1 б)

У меня не получилось (0 б.)

Задание 1, 2, 3




задание 4




Проверь себя




Определи состав атома




Количество баллов

8 – 7 баллов – «отлично»

6 – 5 баллов – «хорошо»

4 – 3 балла – «удовлетворительно»



Просмотр содержимого документа
«технологическая карта»

Технологическая карта урока физики

Учитель : Глобинец Ольга Владимировна

МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева

Тема

Делимость электрического заряда. Строение атома.

Цель урока

  • показать, что электрический заряд можно делить на части;

  • познакомить учащихся с электроном;

  • познакомить учащихся с планетарной моделью атома по Резерфорду;

  • развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.

  • развивать мышление учащихся.

Задачи урока

 1. Развивать навыки исследовательской работы, учить анализировать полученный результат эксперимента, делать выводы. Повторить научные методы исследования.

2. Развивать навыки работать работы в группе.

3. Учить видеть физические явления в жизни, научно объяснять их.

4. Учить работать с учебником, с дополнительной литературой.

Планируемые результаты:

Знать два вида заряда

Объяснить как взаимодействуют заряженные тела.

Описать способ сообщения электрического заряда

Уметь доказывать наличие различия в молекул.строении веществ, приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях, выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегат. сост. воды, анализировать его и делать выводы.


УУД

Личностные: Объясняют свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества Объясняют явления диффузии, смачивания, упругости и пластичности на основе атомной теории строения вещества. Приводят примеры проявления и применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в природе и техник

Познавательные: Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Коммуникативные: Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Формы работы

Индивидуальная, групповая


Основные понятия

Делимость электрического заряда. Строение атома.

Источники информации

1..В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011

2. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013

Ресурсы

 Презентация;

 мультимедийный проектор;

 электроскопы, металлическая проволока с изолированной ручкой, стеклянная и эбонитовая палочки, куски меха, шёлка;

 "султаны" на подставке, электрофорная машина;

 таблица "Периодическая система химических элементов Менделеева".

Организационный этап

Включить обучающихся в учебную деятельность

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Наэлектризуем "султан" с помощью электрофорной машины. Почему полоски "султана" разошлись в разные стороны?

Сообщим двум "султанам" с помощью электрофорной машины сначала разноимённые заряды, а затем одноимённые. Объясните наблюдаемые явления. Почему в первом случае полоски "султанов" притягиваются, а во втором - отталкиваются?

Как называется прибор?

Коснёмся шара электроскопа наэлектризованной палочкой из стекла. Почему отклоняется стрелка электроскопа

С помощью чего осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел?

Разгадаем кроссворд и узнаем, о чём мы сегодня будем говорить на уроке. (Слайд 1)

Вопросы:

  1. Способ сообщения телу электрического заряда.

  2. Вещество, которое не проводит электричество.

  3. Вещество, которое хорошо проводит электричество.

  4. Прибор, служащий для обнаружения и измерения электрического заряда.

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе

Организовать коммуникативное взаимодействие , в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу

Тема урока: Делимость электрического заряда.

Какую поставим цель? (ответы учащихся)

Зарядим электроскоп, при помощи металлической проволоки соединим его с незаряженным электроскопом.

Что произошло? Почему?

(Половина заряда первого шара перешла на второй, заряд разделился на две равные части) Повторим опыт. Заряд первого шара ещё уменьшился в два раза. На первом электроскопе останется от первоначального заряда. значит, электрический заряд может делится.

Как вы думаете, можно ли заряд делить бесконечно?

Почему? Существует ли предел деления заряда?

Задание 1.

Русский учёный А. Ф. Иоффе и американский учёный Р. Милликен доказали, что это деление имеет предел. Был сделан вывод о существовании в природе частицы, имеющей наименьший отрицательный заряд. (Слайд 3) Эту частицу назвали электроном. (Слайд 4)

Электрон - элементарная частица, имеющая отрицательный заряд.

Частица, имеющая наименьший положительный заряд, называется протоном.

Электроны и протоны входят в состав атома.

Заряд протона равен по модулю заряду электрона.

Учёный Резерфорд экспериментально обосновал планетарную модель атома (Слайд 5):

  • в центре атома находятся положительно заряженное ядро;

  • вокруг ядра движутся отрицательно заряженные электроны.

Как вы думаете, почему модель атома называется планетарной?

Ядро состоит из протонов и нейтронов.

Какой заряд имеют протоны? Нейтроны?

Как вы думаете, имеет ли атом электрический заряд?

Число электронов равно числу протонов, значит заряд ядра равен по модулю заряду электронов, следовательно, атом нейтрален.

Массы протона и нейтрона во много раз больше массы электрона, поэтому масса атома сосредоточена в ядре.

Атомы разных элементов отличаются друг от друга числом протонов, нейтронов и электронов.

Найдите в таблице Менделеева алюминий. (Слайд 6)

Чему равен порядковый номер алюминия? Чему равна его атомная масса?

Определите состав атомов водорода, гелия, лития. (Слайды 7,8,9)

Модель какого атома изображена на рисунке? (Слайд 10)

Почему атом нейтрален?

Атом, потерявший один или несколько электронов, будет иметь положительный заряд. Его называют положительным ионом.

Атом, присоединивший один или несколько электронов, будет иметь отрицательный заряд. Его называют отрицательным ионом. (Слайд 11)

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала

 Заполнение рабочего листа

Этап первичной проверки понимания изученного

1.Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся

Проверим, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. (Слайд 12,13)

В центре атома находится ______

Вокруг ядра движутся ___________

Ядро атома состоит из ____________________

Ядро имеет _______________ заряд.

Электроны имеют ______________ заряд.

Протоны имеют _______________ заряд.

Нейтроны имеют _______________ заряд.

Атом имеют _______________ заряд.

Атом, потерявший один или несколько электронов, называется ________________

Атом, присоединивший один или несколько электронов, называется _____________

Определите состав атома и заполните таблицу (Слайд 14):

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

И так, мы с вами проделали большую работу. Выполнили много заданий.

Кто желает подвести итог нашего урока?


Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Параграф 28, 29.

Упражнение 20

Этап подведения итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Какую проблему мы поставили в начале урока? Удалось ли нам ее решить? К какому выводу мы пришли?

Какой новый опыт приобрели и чему научились?

Достигли ли цели урока?

Этап рефлексии

Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Составление синквейнов.

Ребята, сегодня на уроке мы все вмести узнали много нового. Для изучения материала мы использовали научные методы изучения физических явлений, обобщали жизненный опыт, работали с кейсами, работали с научной литературой. Надеюсь, урок вам понравился, и вы узнали много нового. Закрепив изученный материал дома, вы станете немножко умнее. А сейчас давайте подведём итог урока. Выскажите свои мнения с помощью синквейнов.

Например:

1. Электризация.

2. Отрицательные и положительные заряды.

3. Отталкиваются, притягиваются, взаимодействуют.

4. Не забывай об электризации.

5. Осторожно!

 

Спасибо за урок. Урок окончен!


Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Отгадайте кроссворд 1 Э л е р к и ц з и а я т е к и к л и э Д р 2 т и н к 3 д о р в П о т о е т л к е р р 4 Э м

Отгадайте кроссворд

1

Э

л

е

р

к

и

ц

з

и

а

я

т

е

к

и

к

л

и

э

Д

р

2

т

и

н

к

3

д

о

р

в

П

о

т

о

е

т

л

к

е

р

р

4

Э

м

Делимость электрического заряда. Строение атома.

Делимость электрического заряда. Строение атома.

Иоффе Абрам Фёдорович Роберт Милликен

Иоффе Абрам Фёдорович

Роберт Милликен

Электрон – элементарная частица, имеющая наименьший отрицательный заряд е q e = - 1 , 6 · 10 -19 Кл m = 9 , 1 · 10 -31 кг Протон –  частица, имеющая наименьший положительный заряд q р = + 1 , 6 · 10 -19 Кл р

Электрон – элементарная частица, имеющая наименьший отрицательный заряд

е

q e = - 1 , 6 · 10 -19 Кл

m = 9 , 1 · 10 -31 кг

Протон – частица, имеющая наименьший положительный заряд

q р = + 1 , 6 · 10 -19 Кл

р

Планетарная модель атома Ядро + Протоны    р Нейтроны   n Электроны  е

Планетарная модель атома

Ядро

+

Протоны р

Нейтроны n

Электроны е

Атом алюминия 13 р Я 27 27 – 13 = 14 n 13 13 е

Атом алюминия

13 р

Я

27

27 – 13 = 14 n

13

13 е

Атом водорода Я 1 р 1 1 е 1

Атом водорода

Я

1 р

1

1 е

1

Атом гелия 2 р 4 Я 2 n 2 е 2

Атом гелия

2 р

4

Я

2 n

2 е

2

Атом лития 3 р 7 Я 4  n 3 3 е

Атом лития

3 р

7

Я

4 n

3

3 е

Модель какого атома изображена?

Модель какого атома изображена?

Ионы Отрицательный ион –   атом, присоединивший  один или несколько лишних  электронов Положительный ион – атом, потерявший один или несколько электронов Положительный ион атома гелия Отрицательный ион атома гелия

Ионы

Отрицательный ион атом, присоединивший один или несколько лишних электронов

Положительный ион – атом, потерявший один или несколько электронов

Положительный ион атома гелия

Отрицательный ион атома гелия

Проверьте себя! Заполните пропуски: В центре атома находится ______ Вокруг ядра движутся ___________ Ядро атома состоит из ____________________ Ядро имеет _______________ заряд. Электроны имеют ______________ заряд. Протоны имеют _______________ заряд. ядро электроны протонов и нейтронов положительный отрицательный положительный

Проверьте себя!

Заполните пропуски:

  • В центре атома находится ______
  • Вокруг ядра движутся ___________
  • Ядро атома состоит из ____________________
  • Ядро имеет _______________ заряд.
  • Электроны имеют ______________ заряд.
  • Протоны имеют _______________ заряд.

ядро

электроны

протонов и нейтронов

положительный

отрицательный

положительный

Проверьте себя! Заполните пропуски: Нейтроны Атом Атом, потерявший один или несколько электронов, называется  ______________________ имеют ______________ заряд. нейтральны Атом, присоединивший один или несколько электронов, называется  ______________________ имеет ______________ заряд. нейтрален положительным ионом отрицательным ионом

Проверьте себя!

Заполните пропуски:

  • Нейтроны
  • Атом
  • Атом, потерявший один или несколько электронов, называется ______________________

имеют ______________ заряд.

нейтральны

  • Атом, присоединивший один или несколько электронов, называется ______________________

имеет ______________ заряд.

нейтрален

положительным ионом

отрицательным ионом

Определите состав атома и заполните таблицу электроны азот протоны железо олово нейтроны свинец 7 7 7  26 26 30 69 50 50 82 82 125

Определите состав атома и заполните таблицу

электроны

азот

протоны

железо

олово

нейтроны

свинец

7

7

7

26

26

30

69

50

50

82

82

125


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Делимость электрического заряда. Проводники и непроводники электричества

Автор: Глобинец Ольга Владимировна

Дата: 12.12.2015

Номер свидетельства: 265335

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа элективного курса "Электродинамика" (8 класс)"
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-eliektrodinamika-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "284121"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453917247"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 8 КЛАСС (углубленного изучения) "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-programma-po-fizikie-8-klass-ughlubliennogho-izuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "136130"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417031818"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства