Конспект урока физики по теме "Действие жидкости и газа на погруженное на них тело". 7 класс
Конспект урока физики по теме "Действие жидкости и газа на погруженное на них тело". 7 класс
Тема урока: Действие жидкости и газа на погруженное на них тело. 7 класс
Тип урока: урок- объяснение новой темы. Форма урока: урок – исследование.
Цели: образовательная: изучить действие жидкости и газа на погруженное тело, экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величин; развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, развивать интерес к предмету; воспитательная: продолжить формирование культуры общения и умение работать в режиме «учитель – класс, «ученик – ученик»
Личностные: формирование учебно- познавательного интереса к учебному материалу, развитие коммуникативных навыков, умение слушать, контролировать и оценивать свою работу.
Метапредметные: исследовательские, коммуникативные и информационные умения;
Предметные: умение проводить физический эксперимент, делать выводы.
Оборудование: штативы, стаканы с водой,тела одного объема, но разной массы, 2 стакана с раствором соли, линейка, тела одинаковой массы, но разного объема, 2 картофелины, экран, проектор, компьютер, динамометры, карточки с заданиями, лист самооценки.
План урока
1. Организационный момент 2. Вступительное слово учителя 3. Работа с учащимися по теме:
а) демонстрации б) исследование в) обобщение результатов
4. Закрепление 6. Подведение итогов
7 Рефлексия Содержание урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики по теме "Действие жидкости и газа на погруженное на них тело". 7 класс»
«Без сомнения все наши знания начинаются с опыта» Эммануил Кант
Тема урока: Действие жидкости и газа на погруженное на них тело. 7 класс
Тип урока: урок- объяснение новой темы. Форма урока: урок – исследование.
Цели:образовательная: изучить действие жидкости и газа на погруженное тело, экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величин; развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, развивать интерес к предмету; воспитательная: продолжить формирование культуры общения и умение работать в режиме «учитель – класс, «ученик – ученик»
Личностные: формирование учебно- познавательного интереса к учебному материалу, развитие коммуникативных навыков, умение слушать, контролировать и оценивать свою работу. Метапредметные: исследовательские, коммуникативные и информационные умения; Предметные: умение проводить физический эксперимент, делать выводы. Оборудование: штативы, стаканы с водой,тела одного объема, но разной массы, 2 стакана с раствором соли, линейка, тела одинаковой массы, но разного объема, 2 картофелины , экран, проектор, компьютер, динамометры, карточки с заданиями, лист самооценки. План урока
1. Организационный момент 2. Вступительное слово учителя 3. Работа с учащимися по теме:
а) демонстрации б) исследование в) обобщение результатов
4. Закрепление 6. Подведение итогов
7 Рефлексия Содержание урока I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя. Эпиграфом к уроку послужат слова немецкого философа Эммануила Канта: «Без сомнения все наши знания начинаются с опыта», так как на уроке будем уделять много времени эксперименту.
Вспомним знания, которые нам сегодня потребуются. Для этого проведем физический диктант: Вопросы диктанта:
Запишите формулу давления жидкости
Как изменяется давление жидкости при погружении?
Что такое сила?
Как называется единица силы в СИ
Каким прибором измеряют силу? ( на экране)
Диктант проверяют друг у друга и оценку заносят в лист самооценки
( ответы на экране)
III. Работа с учащимися по теме
Демонстрации Учитель: Если я погружу пробку в воду и быстро отпущу, что произойдет? Почему наблюдается такая реакция? Учащиеся отвечают, что вода действует на тело . А если опустить цилиндр то он тонет. Может не на все тела действует жидкость? На демонстрационном столе учителя в муфте штатива закреплен демонстрационный динамометр. Учитель подвешивает груз , просит учащихся определить вес этого груза в воздухе , далее просит определить вес его в воде. Учитель просит учащихся сделать вывод, что жидкости действуют на все тела, погруженные в них. А газы действуют на тела?
В процессе беседы выясняем, что газы действуют на тела, так как шары наполненные гелием поднимаются вверх .Учитель просит учащихся сформулировать тему урока. Тему записывают ребята в тетради.
Учитель : как называется действие одного тела на другое? Сила . Как можно назвать силу, которая выталкивает тело из жидкости? Выталкивающая. Как она направлена? Вертикально вверх Учитель: Какая цель нашего урока? Учащиеся пытаются сформулировать цель урока.От чего зависит выталкивающая сила? Вывод :Выталкивающая сила возникает, когда тело погружается в жидкость или газ. Выталкивающая сила направлена вертикально вверх. ( на слайде)
А как еще называют выталкивающую силу? –Архимедовой. Почему? Учащиеся отвечают , что в честь ученого Архимеда. Что вы знаете об этом ученом? Он был математиком и физиком. ( слайд на экране) Учащиеся смотрят видео об Архимеде.
После просмотра фильма учитель просит назвать открытия, сделанные им.
Каковы причины возникновения выталкивающей силы? По слайду выясняют причины из- за разницы сил давлений жидкости на верхнюю и нижнюю грань погруженного тела. Учитель: Как вычислить выталкивающую силу в нашем эксперименте? Учащиеся отвечают. Для этого: 1)Определим с помощью динамометра вес тела в воздухе. Затем опустим тело в воду и определим его вес. Разность между весом тела в воздухе и в воде и есть выталкивающая сила: Fвыт=Pвозд-Pжид.. Общий вывод ( на экране) Исследование Формулируется цель: в ходе исследования узнать, от каких факторов (физических величин) зависит выталкивающая сила. Учитель напоминает этапы исследования:
• ИСХОДНЫЕ ФАКТЫ
•ГИПОТЕЗА
•ЭКСПЕРИМЕНТ ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ( на экране) Факты действия жидкости на погруженные тела есть Вторым этапом научной работы является выдвижение гипотезы. Выдвижение гипотез. Учащиеся предполагают, что выталкивающая сила зависит: - от объема погруженного тела; - массы; - плотности жидкости; - глубины погружения тела; - положения тела. Наш соотечественник М.В. Ломоносов говорил «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Поэтому подвергнем экспериментальной проверке все наши гипотезы. Для этого разделимся на группы:
Задание 1 группы 1) Проверка зависимости Fвыт. от Vтела. Задание: Сделайте вывод: зависит ли выталкивающая сила от объема погруженного в жидкость тела. Оборудование: стакан с водой, динамометр, 2 тела одинаковой массы, но разного объема. 1)Определите выталкивающую силу для первого тела. Для этого с помощью динамометра определите вес тела в воздухе и в воде и найдите разность этих значений. 2) Определите выталкивающую силу для второго тела. Сравните полученные значения Сделайте вывод: зависит ли выталкивающая сила от объема погруженного в жидкость тела.
Задание 2 группы 2) Проверка зависимости Fвыт. от массы тела и плотности тела 1)Определите выталкивающую силу для первого тела. Для этого с помощью динамометра определите вес тела в воздухе и в воде и найдите разность этих значений. 2) Определите выталкивающую силу для второго тела. Сравните полученные значения. Сделайте вывод о зависимости выталкивающей силы от массы тела и от плотности тела. Оборудование: два тела разной массы, но одинакового объема, динамометр.
Задание 3 группы 3) Проверка зависимости Fвыт от плотности жидкости. Задание: Определить выталкивающую силу, действующую на тело в чистой воде. Для этого с помощью динамометра определите вес тела в воздухе и в воде и найдите разность этих значений. Затем определите выталкивающую силу в соленой воде. Сделать вывод: зависит ли Fвыт. от плотности жидкости. Оборудование: тело, стакан с чистой водой, стакан с соленой водой, динамометр.
Задание 4 группы 4) Проверка зависимости Fвыт. от глубины погружения тела. Задание: Погрузите тело в воду и определите выталкивающую силу на данной глубине Для этого с помощью динамометра определите вес тела в воздухе и в воде и найдите разность этих значений. Измените глубину погружения тела и определите выталкивающую силу в этом случае. Сделайте вывод: Зависит ли Fвыт от глубины погружения? Оборудование: тело на нити , стакан с водой , динамометр
Задание 5 группы 5)Проверка зависимости Fвыт от положения тела. Для этого с помощью динамометра определите вес тела в воздухе и в воде и найдите разность этих значений в горизонтальном положении тела в воде . Во втором опыте тело в воде в вертикальном положении в воде, вычислите выталкивающую силу а этом положении. Сделать вывод: зависит ли выталкивающая сила от положения тела Оборудование: брусок, стакан с водой, динамометр. Заслушиваются группы по выполненной работе. В тетради записываем вывод: Выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и от погруженного объема тела.( на слайде)
3. Обобщение результатов. Ученики оценивают работу в группе и заносят в лист самооценки. IV. Закрепление. Учитель: Что мы сегодня узнали на уроке. Учащиеся отвечают.
А теперь попробуем ответить на вопросы: на вопросы теста.( на слайде) Взаимопроверка теста ( на слайде ответы)
Оценку за тест вносят учащиеся в лист самооценки. Учитель просит выставить итоговую оценку за урок. Учитель сообщает домашнее задание ( на слайде) §48 Упр 24(1,2) письменно ,сделать презентацию об Архимеде , выписать открытия ученого в тетради, сделанные им. По просьбе учителя учащиеся оценивают урок по пятибалльной шкале Рефлексия: По пятибалльной шкале оцените: 1)на уроке я работал- 2)интерес к содержанию урока- 3)результатами урока я доволен-