действия силы и экспериментальной проверке выдвигаемых гипотез, выполнении экспериментального домашнего задания и решении задач.
Личностные: сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о давлении; развивать ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; использовать экспериментальный метод исследования при изучении давления; самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу.
Общие предметные: проводить наблюдения, обнаруживать зависимость давления от площади опоры, объяснять полученные результаты во время проведения опыта «Зависимость давления от площади опоры», сравнивать, анализировать, делать выводы.
Частные предметные: измерять давление; владеть расчетным способом нахождения давления, переводить основные единицы давления в кПа и гПа, приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры, использовать знания о давлении в повседневной жизни.
Тип урока: Изучение нового материала с элементами проблемного исследования.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, кюветы с песком, алюминиевые и стальные цилиндры, деревянные бруски, динамометры, раздаточный материал (карточки-картинки, «Советы от знатока физики»).
Ход урока
I. Анализ контрольной работы.
II. Вступительное слово учителя.(слайд 1)
Учитель. (слайд 2)
Раз вышел слон на лесную дорожку,
И наступил муравью он на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою».
Одинаковый ли результат получится в итоге?
(Дети предлагают разные версии, но большинство ответов сводится к обсуждению массы слона и массы муравья).
Вспоминаем, от чего зависит результат действия силы?(слайд 3)
(Сравниваем картинки. Устанавливаем:
от точки приложения, от модуля, от направления.)
Итак, делаем вывод: масса слона больше, поэтому и вес слона
Итак, мы выяснили, что результат действия силы зависит от массы (приложенной силы) и от площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.
Как от площади зависит результат?
Учащиеся. Обратная зависимость.
Учитель. А от модуля силы?
Учащиеся. Прямая зависимость.
2) Учитель. Нам необходимо ввести новую физическую величину.
Тема урока «Давление. Способы увеличения и уменьшения давления».
Сегодня на уроке мы познакомимся с физической величиной «давление», с единицами давления; выясним, от чего зависит давление; используя лото, найдём примеры изменения давления в быту и технике.
(На доске: «F/S = p – давление».)
При делении силы на всю площадь поверхности, перпендикулярно которой действует эта сила, мы узнаем, какая сила действует на единицу площади.
(слайд 5)
Определение: давление – это физическая величина, которая показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности.
(слайд 6)
Единица давления в системе СИ: 1 Н/1 м2 = 1 Па.
1 Па – это такое давление, которое оказывает сила 1 Н на площадь поверхности 1 м2.
Производные единицы: 1 кПа = 1000 Па;
1 МПа = 1000 000 Па; 1 гПа = 100 Па.
Что значит: давление равно 1500 Па? 25 кПа?
Учащиеся. На каждый квадратный метр поверхности действует сила 1500 Н, 25 кН.
(слайд 7)
Учитель. А сейчас мы решим интересную экспериментальную задачу.
Я предлагаю вам три ситуации: каждый ряд рассчитает давление бруска на стол, но положение бруска будет разным.
Вес бруска определите с помощью динамометра, а площадь
найдите сами, используя линейки.
(Дети делают расчёт, сравнивают результаты)
Что же получилось? (слайд 8)
IV. Динамическая пауза (слайд 9)
Учитель. Пожалуйста, все встаньте. Как можно увеличить давление, которое вы оказываете на пол.
Учащиеся. Встать на одну ногу, уменьшив тем самым площадь, затем на носочек... Съесть побольше пирожных, взять в руки портфель, тем самым увеличить модуль силы.
Учитель. А как уменьшить давление?
Учащиеся. Сесть на пол, лечь на пол, т.е. увеличить площадь... Срочно похудеть, уменьшив модуль силы.
V.Закрепление знаний (слайд 10)
Учитель (раздаёт карточки-картинки).
Первый вариант отбирает себе те карточки,
на которых есть приспособления для увеличения
давления, а второй вариант – для уменьшения
давления. (Дети работают.)
Проверяем, называя и комментируя вслух.
(Обсуждение.)
(
Способы
шило шины
нож гусеницы
кусачки фундамент
слайд 11)
VI. Итог урока.
Подведём итог урока. Мы выяснили, что результат действия силы зависит ещё и от площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. Познакомились с новой физической величиной – давлением. Узнали, в каких единицах выражают давление. Выяснили, от чего зависит давление и как его можно изменять.
А сейчас советы от знатока физики (приложение на листочках).