Просмотр содержимого документа
«Выступление. Здоровьесберегающие технологии»
Главная задача современной школы – дать обществу личность гармонично развитую и физически здоровую, а так же духовно и нравственно богатую.
В последние годы все более заметным становится повышенное внимание, которое уделяется руководством нашей страны двум проблемам, связанным с системой образования: патриотическому воспитанию и охране здоровья подрастающего поколения. В целях снижения негативных последствий учебной нагрузки, укрепления здоровья учащихся, увеличения уровня двигательной активности, обучения школьников основам знаний по методике самостоятельных занятий оздоровительными физическими упражнениями, повышения уровня сформированности качеств личности школьников, в сетку расписания учебных занятий включен третий урок физической культуры и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры. В нашей школе занятия физической культурой ведутся по трехчасовой рабочей программе. В целях воспитания культуры здоровья обучающихся я веду еженедельно дополнительный урок ОФП для всех желающих. Мною проводятся лекции для ознакомления учащихся с работой своего организма и влияние физических упражнений на него.
В целях безопасности, охраны здоровья детей на уроках физической культуры проводятся занятия во всех классах по технике безопасности на уроках (инструкции по технике безопасности на занятиях: легкой атлетикой, спортивными играми, гимнастикой, лыжной подготовки, на соревнованиях), что влияет на статистику по уменьшению травматизма на уроках. Уроки проводятся лекционно, ребята расписываются в журналах по технике безопасности на уроках физической культуры. На интерактивной доске школьники смотрят фильмы о правильном поведении на тренировках, уроках, а так же презентации о первой помощи при травмах и ушибах. Применение ИКТ принесло максимально положительный результат, наглядное воздействие картинок действенно. В школе ежегодно на начало учебного года составляются акты — разрешения на проведение занятий: в спортивной комнате, на волейбольной и баскетбольной площадках, на футбольном поле, так же имеются акты приемки спортивного сооружения и инвентаря на готовность к началу нового учебного года. Весь спортивный инвентарь и оборудование имеют сертификаты соответствия.
Таким образом, я, как учитель физкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию руководствуюсь инструкциями по технике безопасности и осуществляю контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций по охране труда.
Три раза в неделю после первого урока я совместно с администрацией школы провожу физкультпеременки для того, чтобы дети стали более активными и позитивными.
Внеклассные мероприятия по обучению здоровья проводятся круглый год. В нашей школе сложилась система проведения следующих мероприятий: Осенний кросс, зимние лыжные гонки, лыжные прогулки в лес в зимние каникулы; в целях воспитания патриотизма — военно-спортивная Зарница, в целях воспитания сплоченности коллектива –«Безопасное колесо» (командные соревнования на велосипедах), «Веселые старты»(зимние и весенние); в целях укрепления спортивного духа — футбол, Русская лапта, пешие походы. Все данные мероприятия пропагандируют здоровый образ жизни и укрепляют организм. Занимаясь спортом в школьной спортивной комнате и катаясь на лыжах на школьном стадионе во время уроков, а на тренировках лыжной секции на лыжне в лесу, а так же участие в соревнованиях различного уровня, дети повышают свою самооценку и развивают организованность и дисциплину.
Учителя нашей школы своим примером прививают любовь к спорту.
Ежемесячно в школе проходят дни здоровья на улице и в спортивной комнате, в холле 2 этажа в школе Дни здоровья дают желаемый результат, так как они проводятся в форме игровых программ, практических занятий. Поэтому предмет физическая культура не создает дополнительных нагрузок на учащихся Положительным фактом является и то, что дни здоровья стали связующим звеном между знаниями, полученными в школе и необходимыми в реальной жизни.
Сезонно проходят соревнования по футболу, теннису, бадминтону, шахматам, волейболу, русской лапте, лыжам. На 2 и 4 этажах здания школы стоят теннисные столы, где дети каждую перемену имеют возможность играть в теннис, что способствует занятости детей и умственному отдыху в виде смены деятельности.
С ранней весны и до поздней осени занятия физической культуры проходят на свежем воздухе, на спортивной площадке. Широко используем различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключение, успокоение временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно-сосудистой функции организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.
Большое место в работе школы занимает профилактическая работа по предупреждению вредных привычек. Ежегодно проводятся встречи с активными сторонниками здорового образа жизни для 1-4 и 5-9 классов «Мы за здоровый образ жизни» с приглашением медицинского работника, психолога, участкового уполномоченного, настоятеля храма с. Б. Талинка Отца Андрея, которые рассказывают о влиянии вредных привычек на организм, каждый со своей стороны.
Ежегодно проходит месячник «Спорт против наркотиков». Ребята выпускают стенгазеты, делают буклеты по пропаганде спорта и выступают агитбригады. В рамках месячника проходят соревнования по различным видам спорта (командные и индивидуальные), с применением тренинговых упражнений на тему: «Умей сказать «НЕТ!».
Большая работа ведется по профилактике против курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, спайсов, формированию гигиенических навыков и ЗОЖ школьников. Начиная с первых уроков, внимание уделяем работе с родителями, побуждаем их к приобретению спортивной формы для детей, привлекаем к участию в спортивных мероприятиях школы, контролю над ходом выполнения домашних заданий, повышению двигательной активности учащихся. В целях физкультурно-оздоровительной работы с семьями проводятся семейные соревнования, где ребята вместе с родителями приобщаются к спорту «Папа, мама, я – спортивна семья».
На сегодняшний день в школе сильные спортсмены-школьники, развита система дополнительного образования: лыжная секция, спортивная гимнастика, и ОФП, а так же Пеший туризм и кружок спортивного танца.
Ранее секции посещали только ученики среднего звена, сейчас малыши стали посещать спортивные секции - более 90% учащихся 1-4 классов занимаются в них. Ведь в младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений. Третий урок физической подготовки для 1-4 классов – это урок ритмики.
Ежедневная работа с детьми принесла свои результаты. В спортивные секции вовлечены ребята со всех ступеней школьного образования. Ребята принимают активное участие в соревнованиях муниципального уровня, на которых результаты поднялись на уровень выше. Ребята завоевывают медали на соревнованиях муниципального и областного уровней.
В сельских школах, где у родителей не достаточно денег, чтобы платить за дополнительные задания, где все живут «одной семьей», невозможно со спокойным сердцем оставить детей без внимания, когда они хотят заниматься. В селе у детей только одно развлечение – интернет, поэтому секции при школе имеют большое значение в становлении личности ребенка. Либо он пойдет употреблять алкоголь, либо занят на секции. Через работу секций и внеклассные мероприятия реализуется приобщение детей, подростков, молодежи к занятиям физкультурой и спортом.
Специфика влияния занятий физкультуры на воспитание морально-волевых качеств заключается в том, что ученики для достижения успехов в выполнении физических упражнений выявляют целенаправленность и волю, дисциплинированность, умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы, в то же время на занятиях физкультурой преобладает коллективная деятельность. Ученики приучаются выявлять чувство дружбы, приобретают навыки культуры поведения, коллективизма и тому подобное. Следует стремиться достичь такого уровня сознания у детей, чтобы в процессе занятий, соревнований между командами, классами ученик получал моральное удовольствие не только от своей ловкости, но и от того, что он сделал это в интересах коллектива, во имя коллектива. В процессе совместной практической деятельности дети приучаются к правильному поведению в соответствии с нормами морали. Правильно организованное выполнение упражнений группами, командные игры, участие в соревнованиях способствуют входу ребенка в коллектив и воспитанию у него привычки жить интересами коллектива.
Проводя различные формы и виды физкультурных мероприятий и уроков важно помнить то, что физическая нагрузка на детский организм должна соответствовать норме, лишняя нагрузка может «сломать» детский организм.
Я, учитель физической культуры и тренер провожу с ребятами вместе гораздо больше времени, поэтому могу найти в ученике то, что остается скрытым от других. Личный пример педагога во многом способствует воспитанию личности ребенка. На мой взгляд, учитель физической культуры должен опираться на педагогику сотрудничества с детьми, с их родителями, с коллегами по работе. Наш долг — раскрыть в ребенке положительные качества и способствовать их развитию, слабых учеников заставить поверить в свои силы, научить ребенка работать на занятиях физической культурой, дома — над развитием своих физических и морально-волевых качеств.
На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Здоровый образ жизни уже занимает одно из главных мест в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.
Основной акцент необходимо делать на осознанный подход к применению различных новых индивидуальных методик самосовершенствования и укрепления собственного здоровья за счет знаний, умения и навыков, полученных на уроках физической культуры.
Сегодня противопоставлять «Физическую культуру» другим предметам нельзя. Она должна стать доступной каждому, умной, интересной, личностно-ориентированной.
Эта задача сохранения и укрепления здоровья школьников может быть решена путем формирования среды, обеспечивающей здоровый образ жизни. А важнейшим условием решения этой задачи должно стать качественное улучшение учебно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной, досуговой работы с детьми силами не только школы, но семьи и общественности.
Педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.
Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.