Статья "Использование тестовых технологий на уроках физики"
Статья "Использование тестовых технологий на уроках физики"
Главная функция проверки – это контролирующая функция, которая заключается в контроле знаний и умений школьников, его роль - определение достижения учащимися базового уровня подготовки, овладения обязательным минимумом содержания. Актуальность проблемы и на социально-педагогическом уровне определяется противоречием между потребностью государства и общества в непрерывном получении объективных данных о качестве образования и отсутствием единых научно обоснованных критериев измерения показателей качества. Существуют несоответствия между требованиями высокого качества, конкурентоспособности образования и низким уровнем разработанности объективных средств педагогической диагностики и мониторинга достижений обучающихся; возрастающей потребностью в подготовке и подборе компетентных специалистов и несовершенством традиционных методик оценки уровня их компетентности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование тестовых технологий на уроках физики" »
Использование тестовых технологий на уроках физики
Значительную роль в достижении требований к результатам обучения учащихся, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет проверка знаний и умений.
Главная функция проверки – это контролирующая функция, которая заключается в контроле знаний и умений школьников, его роль - определение достижения учащимися базового уровня подготовки, овладения обязательным минимумом содержания.
Актуальность проблемы и на социально-педагогическом уровне определяется противоречием между потребностью государства и общества в непрерывном получении объективных данных о качестве образования и отсутствием единых научно обоснованных критериев измерения показателей качества. Существуют несоответствия между требованиями высокого качества, конкурентоспособности образования и низким уровнем разработанности объективных средств педагогической диагностики и мониторинга достижений обучающихся; возрастающей потребностью в подготовке и подборе компетентных специалистов и несовершенством традиционных методик оценки уровня их компетентности.
Эти противоречия способно разрешить тестирование, под которым мы понимаем совокупность методических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку независимых и объективных средств оценки качества образования, подготовку и проведение на его основе стандартизованной процедуры измерения и оценки уровня развития индивидуальных способностей и образованности испытуемых, а также обработку и анализ полученных результатов.
Тестирование в образовании призвано оперативно и беспристрастно выявлять глубину, объем, структуру, содержание, иерархию знаний, умений и навыков.
Поэтому оно в состоянии решить одну из самых сложных задач воспитания ─ сформировать потребность и умения самоанализа и самоконтроля, что является фундаментом индивидуализации и гуманизации образования, ориентирования учащихся на самообразование.
Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами, она естественно вписывается в современные педагогические концепции.
Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы. Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку, дисциплинирует их.
Термин "тест" впервые введен американским психологом Дж. Кеттелом в 1890 г. В педагогике чаще всего термин "тест" определяется как система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности учащихся.
Основные требования к заданиям тестов – они должны:
принадлежать к одной теме или дисциплине;
быть взаимосвязанными между собой (должна соблюдаться последовательность в терминологии);
взаимодополняемыми и упорядоченными либо по трудности, либо по логике;
форма теста должна быть единообразной, унифицированной, привычной, удобной;
термины, понятия, используемые в тестах должны быть общеизвестны, соответствовать требованиям учебной программы и строго соответствовать первоисточникам;
последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от более простого к сложному;
задания должны быть краткими. Прочитав задание, ученик должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда ученик сразу отвечает на задание. Надо стремиться к тому, чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут.
Многие требования не выполняются в готовых тестах, поэтому можно создавать их самим с помощью специальных программ. Наиболее часто в практике учителя используются следующие:
MAMI Testing
Exele
Конструктор школьных сайтов
UTС
TEST
Возможности этих программ неодинаковы.
Программа MAMI Testing не требует установок на ПК, переносится на любом носителе информации. Также в этой программе очень удобный редактор тестов, при работе с ней требуется только навык работы с текстом. В MAMI Testing имеется возможность создавать тест из 10 вопросов, программа выставляет отметку по результатам ответов учеников. Недостатком является то, что нет редактора формул, это не позволяет широко использовать её математикам и физикам.
Программа Exele есть на любом ПК, где установлен Microsoft Office. С помощью нее можно самостоятельно создавать тесты по любому предмету, но это довольно трудоемкий процесс. Если с помощью Exele создать шаблоны, далее при создании тестовых заданий достаточно будет только изменять вопросы и ответы. Также положительным является то, что программа выставляет оценку учащимся.
Конструктор школьных сайтов необходимо устанавливать на компьютер. Эта программа позволяет создавать тесты из любого количества вопросов и ответов. Вопросы могут быть различных типов (несколько из…, один из…, вставка пропущенных букв и.т.д.). Результаты тестирования представляются в форме «правильно-неправильно» или количество правильных ответов.
Программу UTС требуется устанавливать на ПК. Возможно локальное и сетевое тестирование. В комплексе тестирования UTС есть готовые варианты тестов по математике (ЕГЭ), также имеется генератор тестов, что дает возможность составления тестов по любому предмету. В результате работы с программой создается общее хранилище тестов. В результате может выставляться оценка или проводиться статистика правильных ответов.
Программа TEST не требует установки на компьютер. В комплект включены тест, создатель тестов и авторские примеры. Включена возможность создания тестов по различным темам, с указанием время на тест и на каждый вопрос. Результаты можно представить в различном виде.
Таким образом, применение заданий в тестовой форме, в сочетании с новыми образовательными технологиями позволяет обеспечить кардинальное улучшение учебного процесса за счёт активизации обучающей, контролирующей, организующей, диагностирующей, воспитательной и мотивирующей функции заданий.
Многократно было показано, что задания в тестовой форме, сочетаемые с модульным принципом организации учебного процесса, обеспечивают высокий уровень усвоения учебного материала, последовательность и прочность его изучения.
Известный в педагогической литературе задачный подход к организации учебного процесса может быть существенно модифицирован посредством реконструкции самих задач, а также применением заданий в тестовой форме, что помогает повысить уровень технологизации учебного процесса, делать задачи понятнее, создавать параллельные и облегчённые варианты одной и той же задачи.
Мониторинг учебного процесса эффективнее однократного тестирования. Результаты мониторинга лучше некачественных оценок ЕГЭ, проистекающих из-за метрических ошибок, заложенных в его конструкцию. В самых лучших КИМах ЕГЭ качество измерения слабых выпускников школ и сильных абитуриентов вузов хуже оценок средних выпускников школ. Таким образом, легко сделать вывод о несправедливости и необъективности КИМов и ЕГЭ в целом, вызванных конструктивными дефектами этих по-своему оригинальных методов.
Список литературы
Аванесов В.С. Основы педагогической теории измерений //Педагогические Измерения, т.1, №1, 2004. С.15-21
http://www.altai.fio.ru/projects/group4/potok66/site/index.htm За и против тестовой оценки знаний
http://www.echo-az.com/archive/548/opinion.shtml Плюсы и минусы тестовой системы: Эльдар ИСМАЙЛОВ