Программа занятий с семьями, воспитывающими детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Программа занятий с семьями, воспитывающими детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Для любого ребенка семья – это самое главное в жизни, это то, с чего жизнь начинается, где закладываются основы будущей взрослой жизни. А для ребенка с ограниченными возможностями это особенно верно: такие дети большую часть своей жизни проводят в кругу семьи (преимущественно с мамой), причем круг этот достаточно узкий и замкнутый.
В связи с этим именно семья, родители, мама обладает наиболее мощным реабилитационным потенциалом. Не всегда родители владеют информацией и навыками по уходу, помощи, развитию детей. При этом семья живет в условиях психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения и волнующих, тревожащих вопросов. Поэтому обучение родителей позволяет улучшить атмосферу в семье, актуализировать ее интеграционный потенциал, что в результате позитивно сказывается не только на состоянии ребенка с инвалидностью, но и на всех членах семьи, повышая ее благополучие и стабильность, способствует профилактике отказов.
Воспитание ребенка требует от родителей психолого-педагогической, медицинской и социально-правовой грамотности. Стиль воспитания и заботы о детях с инвалидностью складывается у родителей зачастую стихийно, их информированность о том, как следует воспитывать таких детей, обрывочна, навыки недостаточно сформированы.
В связи с этим представляется необходимой разработка таких форм работы, с помощью которых могли бы быть успешно преодолены многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, а также возможно было научить родителей необходимым приемам коррекционной работы.
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Программой определены цели и задачи работы с семьями, воспитывающими детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Программа адресована педагогам школ, работающим с детьми младшего школьного возраста и их родителями.
Программа составлена с учетом особенностей семей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Программа включает пояснительную записку, виды деятельности, предполагаемые результаты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа занятий с семьями, воспитывающими детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №44
ПРОГРАММА
занятий с семьями, воспитывающими детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Составила: Реньзяева Ю.А.,
учитель начальных классов
г. Сургут
2016г.
Пояснительная записка
Для любого ребенка семья – это самое главное в жизни, это то, с чего жизнь начинается, где закладываются основы будущей взрослой жизни. А для ребенка с ограниченными возможностями это особенно верно: такие дети большую часть своей жизни проводят в кругу семьи (преимущественно с мамой), причем круг этот достаточно узкий и замкнутый.
В связи с этим именно семья, родители, мама обладает наиболее мощным реабилитационным потенциалом. Не всегда родители владеют информацией и навыками по уходу, помощи, развитию детей. При этом семья живет в условиях психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения и волнующих, тревожащих вопросов. Поэтому обучение родителей позволяет улучшить атмосферу в семье, актуализировать ее интеграционный потенциал, что в результате позитивно сказывается не только на состоянии ребенка с инвалидностью, но и на всех членах семьи, повышая ее благополучие и стабильность, способствует профилактике отказов.
Воспитание ребенка требует от родителей психолого-педагогической, медицинской и социально-правовой грамотности. Стиль воспитания и заботы о детях с инвалидностью складывается у родителей зачастую стихийно, их информированность о том, как следует воспитывать таких детей, обрывочна, навыки недостаточно сформированы.
В связи с этим представляется необходимой разработка таких форм работы, с помощью которых могли бы быть успешно преодолены многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, а также возможно было научить родителей необходимым приемам коррекционной работы.
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Программой определены цели и задачи работы с семьями, воспитывающими детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Программа адресована педагогам школ, работающим с детьми младшего школьного возраста и их родителями.
Программа составлена с учетом особенностей семей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Программа включает пояснительную записку, виды деятельности, предполагаемые результаты.
Цель программы - обучение родителей детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья взаимодействию с ребенком, эффективным приемам реабилитации.
Предлагаемое содержание основных направлений работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве задачи программы, к которым относятся:
оптимизация детско-родительских взаимоотношений;
коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
обучение родителей психологическим приемам саморегуляции;
формирование у родителей активной жизненной позиции;
формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;
обучение родителей эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и обучающих.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного изучения всех сторон семейного взаимодействия, индивидуальных особенностей каждого члена семьи, а также определение эффективности реализации программы.
Работа педагогов включает два блока диагностики:
первичная диагностика с целью выявления особенностей конкретной семьи;
итоговая диагностика позволяет определить степень эффективности проведенной работы.
Блок коррекционных задач направлен на гармонизацию детско-родительских отношений, коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающий блок направлен на формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, обучение эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
Привлеченные специалисты:
- педагоги-психологи
-социальные педагоги
-логопед
- инструктор по адаптивной физкультуре
Направления работы «Родительского клуба»:
1. Коррекция психологического состояния семьи.
2. Обучение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, приемам коррекционной работы.
Тематический план занятий по обучению родителей,
воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
№пп
Темы занятий
Содержание
Ответственный
Коррекция психологического состояния семьи
1
«Будем знакомы»
Знакомство родителей с планом работы «Родительского клуба»
Администрация школы, специалисты
2-4
Первичная диагностика
Выявление особенностей семьи.
Педагог-психолог
5
«Вчера-сегодня-завтра»
Преодоление родителями фиксации на прошлом, блокады позитивных сценариев-ожиданий; моделирование реалистичного сценария развития ребенка, других членов семьи, семьи в целом.
Педагог-психолог
6
«Я.Ты. Мы»
Преодоление родителями симбиоза с ребенком, утраты своих индивидуальных границ; развитие навыков ассертивности (утверждения себя).
Педагог-психолог
7
«Я - они»
Преодоление родителями искаженного восприятия окружающих и себя в связи с негативными переживаниями; разобщенности с другими членами семьи; дезадаптивного защитного поведения.
Педагог-психолог
8
«Стакан наполовину…»?
Преодоление родителями блокады позитивных эмоций и отрешенности, овладение навыками саморегуляции.
Педагог-психолог
9
«Права и потребности внутреннего Я»
Осознание и понимание родителями связи своих идей, восприятия, чувств, поведения; право меняться, принимать новые адаптивные идеи, непосредственно воспринимать реальность, выражать свои чувства и высказывать свои идеи, принимать ребенка и других членов семьи.
Педагог-психолог
10
Обучение способам развития двигательной сферы и формирования навыков самообслуживания.
Социальный педагог, инструктор по адаптивной физкультуре
11
Обучение способам развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Учитель-логопед
12
Обучение приемам коррекции познавательного развития: процессов восприятия, внимания, памяти, мышления.
Педагог-психолог
13
Обучение приемам развития речи и коммуникативной сферы ребенка.
Учитель-логопед
14
Обучение способам коррекции негативных поведенческих проявлений: агрессия, негативизм и т.д.
Педагог-психолог
15
Обучение приемам формирования и развития ведущей (учебной) деятельности ребенка.
Педагог-психолог, учителя начальных классов
16
Итоговая диагностика
Педагог-психолог
Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы:
индивидуальные и групповые консультации родителей;
тематические опросники;
проективный рисунок;
разыгрывание ролевых ситуаций;
аутотренинг, релаксация.
Предполагаемые результаты:
- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей;
- формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;
- овладение родителями приемами коррекционной работы с детьми в домашних условиях;