kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профильное и предпрофильное обучение в средней школе как основа для выбора профессии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Профильное и предпрофильное обучение в средней школе как основа для выбора профессии" даёт краткую информацию о понятиях профильное обучение, предпрофильное обучение, цели и задачи одного и другого обучения, а также описаны приёмы осуществления профильного и предпрофильного обучения (из опыта работы).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профильное и предпрофильное обучение в средней школе как основа для выбора профессии »

Казахстан

Карагандинская область

Осакаровский район, п. Осакаровка

КГУ «Опорная школа (ресурсный центр) на базе гимназии № 9 п. Осакаровка»





Профильное и предпрофильное обучение в средней школе

как основа для выбора профессии.

















Подготовила: учитель физики

КГУ «Опорная школа (ресурсный центр)

на базе гимназии № 9 п. Осакаровка»

Сушкова О.В.







Осакаровка – 2015 год

Профильное и предпрофильное обучение в средней школе

как основа для выбора профессии


В Послании Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент Нурсултан Назарбаев призывает «весь народ вооружиться вечными качествами – усердием, трудолюбием и целеустремленностью, которые помогут устоять и создать нашей Родине достойное будущее». В нынешних условиях с особой остротой встает проблема подготовки подрастающего поколения - конкурентоспособных специалистов.

В своем Послании глава Республики, говоря о 12 летнем образовании, сделал акцент на социальном партнерстве. Вступление нашей страны в рыночные отношения – это вступление в конкурентную среду, и система образования должна трансформироваться, модернизироваться, ориентироваться на конкурентоспособного выпускника, на воспитание его обучению в течение всей жизни. Мы создаем концепцию развития человеческого капитала. От инновационного мышления, креативности зависит будущее развитие страны.

Повышение конкурентоспособности экономики Казахстана не может быть осуществлено без аналогичных изменений в системе воспитания и образования.

Конкурентоспособность - та личностная характеристика, которая свидетельствует о готовности человека к преобразованиям в профессиональной сфере при сохранении своей самобытности и свободы, непосредственности и внутренней целостности.

Исследователи рассматривают конкурентоспособность в основном по двум направлениям: как качество подготовки («показатель качества») и как качество личности («характеристика личности», «способность личности», «личностное качество»).

Современные экономические условия предъявляют повышенные требования к специалисту, который поступает на рынок труда. И на передний план выходит такой качественный показатель, как конкурентоспособность этого специалиста, а это есть:

 компетентность и профессиональная мобильность;
 целеустремленность и уверенность в своих силах;
 владение навыками самообразования и повышения квалификации;
 инициативность и самодисциплина;
 предприимчивость и деловитость;
 способность к самоанализу и принятию нестандартных решений;
 достоинство и личная ответственность;
 способность к риску и защите своих прав и свобод;
 эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.

Возможно, кто-то и продолжит этот перечень характеристик конкурентоспособной личности, так как на сегодняшний день это понятие еще не имеет окончательного своего определения, но вот вряд ли кто будет оспаривать тот факт, что одной из важнейших задач, является социальная адаптация детей, подготовка выпускников как конкурентоспособных специалистов. Как важно в жизни выбрать правильную дорогу. Получить профессию, которая тебе по душе, где ты сможешь реализовать себя как высококлассный специалист, получая от этого удовольствие и принося окружающим пользу.

Знакомство с профессиями начинается с раннего детства. Первые уроки кулинарного мастерства мы получаем в песочнице, все помнят «пирожки» и «каши-малаши». Первые башни и замки тоже были из песка. А первые стрижки куклам, модельные платья, собранные велосипеды - все это из детства. Кто-то пробует себя и не может найти, а есть счастливчики, которые детские мечты о профессии воплощают в реальность.

Основной целью является формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы, развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно- практической, экзистенциональной, сферы саморегуляции).

Приоритетными задачами воспитания детей являются те задачи, которые обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах социальных отношений: экономической, политической, духовной. При этом отношения воспитанника с людьми, обществом, государством и миром в целом должны строиться на основе, сформированной у него гуманистической направленности личности.

Такими задачами в первую очередь являются:

1. Формирование социальной грамотности, то есть комплекса политических, экономических, правовых, психологических знаний и умений, обеспечивающих адекватное включение в систему социальных отношений и реализацию функций социальной самозащиты.
2. Воспитание семьянина. Формирование необходимых способностей для построения собственной семьи, в которой реализуется зрелое супружество, на основе осознанной материнской и отцовской позиции.
3. Воспитание готовности к трудовой деятельности: развитие разнообразных способностей выпускников, подготовка их к выбору профессии, экономическая подготовка, позволяющая им самостоятельно реализовывать свои жизненные планы.
4. Формирование конкурентоспособной личности, то есть овладение молодым человеком определенными способами поведения в реализации своих притязаний за право занять более значимое для него место в обществе.
5. Гражданское воспитание, формирующее у выпускников осознание гражданской ответственности, патриотических чувств, готовности к участию в управлении обществом и государством.
6. Формирование нравственных ценностей и гуманистической позиции во взаимодействии с людьми, готовности к оказанию помощи людям и другим нравственным поступкам.
7. Воспитание готовности к здоровому образу жизни, предполагающему рациональное питание, регулярные занятия физической культурой и спортом, культуру семейных отношений, устойчивое отрицательное отношение к вредным привычкам.

На стыке школьного и вузовского образования создается новое образовательное пространство, что создает условия для всестороннего развития учащихся, освоения ими основ новых технологий, проектировочной деятельности, исследовательской культуры, профессионального самоопределения 

Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успешной для обучающегося, что должно создать положительную мотивацию к образованию. Задача усложняется тем, что существует высокая вариативность образовательных запросов старшеклассников. Поэтому основная задача обновления старшей школы состоит в том, что обучение должно быть индивидуализированным, функционально эффективным. Главное – грамотно определить на ранней стадии склонности обучающегося с целью оказать ему педагогическое содействие в выборе своей будущей образовательной траектории.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.

С 2005 года наша школа осуществляет предпрофильную подготовку в 8 - 9 классах. Организация предпрофильной подготовки в школе осуществляется в соответствии с нормативными и информационными документами районного и школьного уровней и включает в себя систему элективных курсов, а также проведение профориентационной и информационной работы.

Цель, задачи и этапы предпрофильной подготовки

Цель: проведение системной подготовительной предпрофильной и предпрофессиональной работы в основной школе для обеспечения предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующих направлений будущего обучения.

Задачи:

  • оказать обучающимся помощь в осмыслении и оценке их образовательных интересов и возможностей;

  • обеспечить обучающихся информацией о возможных путях продолжения образования;

  • обеспечить информационное, научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся;

  • развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

  • формирование способности принимать адекватное решение о выборе направления дальнейшего образования, профиля обучения на 3-й ступени;

  • ориентирование не только на усвоение знаний, но и на развитие мышления, выработку практических навыков и повышение роли самообразовательной работы обучающихся.

Этапы предпрофильной подготовки:

  • пропедевтический (8-й класс);

  • основной (9-й класс, сентябрь - март);

  • заключительный (9-й класс, апрель - июнь).

Пропедевтический этап

Задачи пропедевтического этапа:

  • выявление интересов и склонностей, способностей школьников;

  • оказание психолого-педагогической помощи в приобретении опыта, связанного с профессиональным становлением;

  • развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

  • подготовка родителей к совместной работе по предпрофильной подготовке обучающихся.

Формы организации обучения: элективный курс «Основы выбора профессии и профессионального самоопределения»; диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников; консультации педагогов и психологов; экскурсии; кружки.

Основной этап

Задачи основного этапа:

  • обучить способам принятия решений о выборе направлений будущего обучения и профессиональной деятельности;

  • оказать помощь в формировании индивидуального образовательного маршрута обучающихся;

  • обеспечить информационное и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся.

Содержание основного этапа:

  • повторная диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников;

  • комплектование мобильных групп для изучения курсов по выбору;

  • формирование индивидуальных учебных планов обучающихся в соответствии с их интересами, склонностями, образовательными запросами;

  • составление оптимального расписания курсов по выбору;

  • проведение информационной работы, индивидуального консультирования обучающихся и их родителей по вопросам профессионального выбора;

  • формирование «Портфолио достижений» девятиклассников;

  • проведение предметных и ориентационных курсов по выбору.

Формы организации обучения: элективные курсы (предметные, ориентационные); консультации педагогов и психологов; ознакомление с особенностями различных профилей обучения и профессий; построение индивидуальных учебных планов; экскурсии; кружки.

Заключительный этап

Задачи заключительного этапа:

  • собрать и обработать всю информацию, которая может обеспечить оптимальный выбор обучающимися профиля дальнейшего обучения;

  • предоставить обучающимся полную информацию о перспективе выбранного ими профиля обучения;

  • сформировать учебный план профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.

Содержание заключительного этапа:

  • анализ эффективности проведенной предпрофильной подготовки;

  • ознакомление девятиклассников с программами профильного обучения и особенностями организации учебного процесса на основе ИУП;

  • ознакомление с перспективами профессионального обучения и трудоустройства;

  • сбор и аналитическая обработка информации по выбору обучающимися того или иного профиля, а также элективных курсов;

  • формирование профилей на основе индивидуальных учебных планов обучающихся;

  • комплектование профильных классов.

Формы и методы работы:

  • презентации различных вариантов учебных планов и программ профильного обучения;

  • анкетирование обучающихся и их родителей;

  • анализ образовательного рейтинга обучающихся;

  •  «Ярмарка профессий».

Различные педагогические технологии, методы стимулирования и мотивации обучающихся, разнообразные формы проведения занятий элективных курсов (используемые на практике):

  • подготовка и защита проектов, рефератов;

  • проведение практических занятий, исследований, экспериментов;

  • игровое моделирование;

  • деловые и ролевые игры;

  • подготовка презентаций,

Профильное обучение

Различные нормативные правовые документы, регламентирующие государственную политику в сфере общего образования, главной его задачей определяют обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Среди мер, обеспечивающих государственные гарантии качественного образования, выделяется отработка системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение, как одно из условий повышения качества общего образования за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного образовательного процесса.

Реализация целей профильного обучения возможна при условии создания профильных УМК, материально-технической базы и подготовки учителей, способных работать в системе профильного обучения.

На старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Прежде всего, следует разграничить понятия «профильное обучение» и «профильная школа».

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Данное определение дает лишь общее представление о том, что считать профильным обучением. Ведущими здесь являются два понятия: «дифференциация» и «индивидуализация».

Дифференциация обучения – это такая форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их индивидуальные склонности, интересы и проявившиеся способности.

Индивидуализация предполагает учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся. Некоторые ученые предполагают, что дифференциация обучения направлена на то, чтобы обеспечить индивидуализацию обучения.

Существует несколько форм дифференциации: внутриклассная дифференциация; классы повышенного уровня обучения; дифференциация по психологическим особенностям детей; гимназические классы; классы коррекционно-развивающие; классы с углубленным изучением предметов; профильные классы; элективная дифференциация; классы гибкого состава; классы, спрофилированные на ВУЗ, лицейские классы.

Из вышеприведенной классификации видно, что профильное обучение и углубленное изучение отдельных предметов – это разные формы дифференциации.

Одни ученые полагают, что, в отличии от классов углубленного изучения отдельных предметов, в профильных классах углубленно изучается не один предмет, а группа взаимосвязанных предметов. Другие полагают, что в профильных классах расширенно изучают предметы за счет включения материала профильной направленности.

Разрешить данное противоречие можно, если определить профильное обучение как углубление в профилирующем предмете тех тем, которые определяются профильной направленностью.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

  • Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного и общего образования;

  • Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  • Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

  • Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.



Профильное и предпрофильное обучение по физике

(из опыта работы).


Проблема самоопределения есть, прежде всего,

проблема определения своего образа жизни.

С.Л. Рубинштейн


Одна из серьёзных проблем современной школы – недостаточная подготовленность выпускников к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. Данную проблему в средней школе можно решить с помощью профильного и предпрофильного обучения.

Предпрофильное обучение помогает ученику 7-9 классов выбрать для себя профиль обучения в старших классах. В вариативную часть учебной нагрузки третьей ступени школы входят профилирующие предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. В естественно-математическом направлении таких предметов 6: математика, физика, информатика, химия, биология и география. Именно такой профиль обучения чаще всего выбирают учащиеся нашей школы.

Предпрофильные и профильные курсы играют важную роль в системе профессионального обучения школы, они связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

Предпрофильные и профильные курсы бывают разных типов. Одни из них обеспечивают для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения предмета, другие дают возможность изучать смежные области на предметном уровне (биофизика, геофизика, астрофизика), третий тип профильных курсов поможет школьникам подготовиться к сдаче ВОУД и ЕНТ на повышенном уровне. Именно к такому типу относятся курсы по выбору в 7-9-х классах и профильные курсы в 10-11-х классах нашей школы. Курсы по выбору в 7-9 классах «Физика: путь поисков и открытий», «Физика вокруг нас», «Юный электрик», в 10-11-х классах профильные курсы «Решение комбинированных задач школьного курса физики», «Электротехника» помогают учащимся научиться решать широкий спектр физических задач на более высоком уровне.

Курсы по выбору и профильные курсы предусматривают необходимость углубленного изучения законов физики, рассмотрения алгоритмов решения стандартных задач и развитие физического и логического мышления для решения нестандартных задач и задач повышенной сложности. Объектом изучения курсов являются различные типы задач (качественные, экспериментальные и расчётные). В программах курсов предусмотрены преемственность в изучении материала, горизонтальные и вертикальные межпредметные связи с математикой, информатикой, технологией, биологией, географией, химией. В курсах закладываются основы политехнического образования учащихся путём ознакомления их с главными методами и приёмами решения задач.

Данные курсы способствуют развитию общеучебных и практических умений и навыков, мышления, познавательных и творческих способностей школьников. Способствуют формированию понимания учащимися роли физики в жизни современного общества и развития человеческой культуры в целом, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к миру и систему ценностей личности, а также навыков творческого приложения знаний в решении проблем. Они учат использовать на практике, при решении задач, теоретические знания, полученные на уроках физики, использовать методы моделирования физических явлений, обрабатывать и анализировать результаты решения. Эти курсы влияют на профессиональное определение учащихся по таким профессиям, как: инженер-исследователь, преподаватель, физик-теоретик.

Основные цели курсов:

1. Углубить знания основного курса физики, повысить интерес к его изучению при закреплении и систематизации знаний.

2. Развивать навыки решения стандартных и нестандартных задач, а так же задач повышенной сложности.

Достижения этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • Изучение теоретического материала по физике;

  • Изучение методики решения различных типов задач, а так же алгоритмов решения стандартных задач;

  • Решение различного вида задач, которые развивают память, логическое и физическое мышление;

  • Формирование у школьников научного метода познания, умений самостоятельно применять научные знания, наблюдать и объяснять физические явления, проводить самостоятельные теоретические исследования;

  • Подготовка к ВОУД и ЕНТ;

  • Воспитание ответственности и научного мировоззрения.

Большинство задач в школьном курсе ориентируется на формирование у школьников физических понятий, то есть около 80% задач предполагают определение какой-либо физической величины, 14% задач способствуют уяснению сущности явления и около 2% - выявлению свойств тел.

Поэтому в нашей школе выбраны предпрофильные и профильные курсы по решению задач по физике и приобретение практических умений и навыков по «Электротехнике (Ресурсный центр)». Профильные курсы проходят в виде семинарских занятий, т.е. минимум повторения теории и максимум практики (решение задач, проведение эксперимента, выполнение лабораторных работ). Эти курсы в 10 и 11-х классах проводятся уже седьмой год, в 7-9 классах - двенадцатый год, «Электротехника – Ресурсный центр – четвёртый год». За это время содержание курсов претерпело некоторые изменения с учётом накопленного учителем практического опыта.

В качестве исследовательских методов автором профильных курсов было использовано наблюдение за учащимися и мониторинг результатов ЕНТ за последние пять лет, как критерий оценивания полезности данных профильных курсов.

Мониторинг качества знаний и результатов ЕНТ по физике

в КГУ «Опорная школа (ресурсный центр) на базе гимназии № 9 п. Осакаровка»

Учебный год

Качество знаний по предмету, %

Всего учащихся сдающих ЕНТ

Из них сдавали физику

Средний балл

Качество знаний по ЕНТ,%

Количество ГРАНТов из тех, кто сдавал физику,%

2008/2009

55%

25

12

15,00

67%

75%

2009/2010

57%

23

5

16,60

80%

80%

2010/2011

59%

27

6

17,83

83%

100%

2011/2012

64%

27

4

19,00

100%

100%

2012/2013

59%

13

-

-

-

-

2013/2014

61%

25

8

13,88

75%

75%


По цифрам, представленным в таблице, можно увидеть, что за годы проведения профильных курсов «Решение комбинированных задач школьного курса физики» в 10 и 11-х классах неуклонно возрастает качество знаний и результативность сдачи ЕНТ по физике.

Многие наши выпускники, получив во время изучения профильных курсов по физике определённые навыки самостоятельной учебной деятельности, сейчас на отлично учатся в ВУЗах страны и за её пределами. И это так же является неоспоримым доказательством того, что профильные курсы и курсы по выбору по физике необходимы старшеклассникам не только как первый шаг к построению индивидуальных образовательных программ, но и помогают в выборе профессии.





















Приложение


Открытый урок в 11 «А» классе

(Ресурсный центр – профильный курс «Электротехника», учащиеся КГУ «Гимназия № 9 п. Осакаровка» и 5-ти магнитных школ).



1 способ Определение индуктивности катушки:

с помощью амперметра и вольтметра.


2 способ Определение индуктивности катушки:

с помощью Датчик Xplorer GLX.



3 способ Определение индуктивности катушки:

с помощью ноутбука (или компьютера и программного обеспечения).



Определение КПД трансформатора традиционным методом (с помощью амперметра и вольтметра).



Сборка простейшего радиоприёмника с использованием катушки индуктивности.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Профильное и предпрофильное обучение в средней школе как основа для выбора профессии

Автор: Сушкова Ольга Викторовна

Дата: 27.05.2015

Номер свидетельства: 215619

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Решение задач по химии"
    ["seo_title"] => string(28) "rieshieniie-zadach-po-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "129516"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415720177"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Рабочая программа элективного курса «Экономика» по обществознанию для учащихся 10  классов "
    ["seo_title"] => string(104) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-ekonomika-po-obshchiestvoznaniiu-dlia-uchashchikhsia-10-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "240644"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445080585"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства