kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Преподавание физики в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье уделяется особое внимание на формирование умений по работе с текстами физического содержания.  В частности, обосновывается использование  электронных аудиокниг при обучении физике.

Просмотр содержимого документа
«Преподавание физики в условиях реализации ФГОС основного общего образования»

Преподавание физики в условиях реализации ФГОС основного общего образования


Юртанов М. П., учитель физики и математики ГК ОУ РМ «Ардатовская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения»


В соответствии с особенностями современной социокультурной ситуации, социальным заказом и требованиями ФГОС к выпускнику школы, изменяются целевые установки образовательного учреждения, организация образовательного процесса в целом [2]. «Сегодня образование России стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. …в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько самостоятельно их приобретать, ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным», – требования ФГОС второго поколения. Отличительной особенностью новых стандартов является их направленность на обеспечение перехода от ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся, подготовке их к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и усиления воспитательной функции образования.

При преподавании курса физики, в соответствии с ФГОС, в основной школе следует обратить особое внимание на формирование умений по работе с текстами физического содержания. Такие задания включены КИМы ГИА. Прежде всего, необходимо уделить внимание работе с содержанием учебника, включая в различные этапы урока и домашнюю работу обучающихся, разнообразные задания на понимание текстовой информации, на ее преобразование с учетом цели дальнейшего использования (создание конспекта в виде плана, схемы, таблицы, тезисов, написание аннотаций и рецензий и т.д.). Кроме того, эффективным является конструирование ситуационных заданий, с использованием текстов из научно-популярных изданий, интернет-ресурсов, и выполнение их учащимися с целью обучения оптимальному алгоритму поиска информации и умению критически оценивать достоверность предложенных текстов.

Среди основных средств обучения, ориентированных на школьников с особенными потребностями обучения, можно выделить аудиокниги. Аудиокниги – идеальный вариант для слепых и слабовидящих людей, которые имеют ограничения в возможности работать с бумажными книгами. В то же время повсеместное использование электронных цифровых устройств позволяет использовать электронные образовательные ресурсы практически постоянно. Если ранее аудиокнига была компакт-диском, то сейчас она стала электронным ресурсом в сети. Доступ к глобальной компьютерной сети открывает возможности пользоваться Интернет-ресурсами многих образовательных сайтов, в том числе виртуальными электронными библиотеками. Не многие подобные ресурсы имеют школьные и научно-познавательные разделы. Среди доступных библиотек можем назвать Global Physics (http://globalphysics.ru) и MirAudioBook (ttp://miraudiobook.ru/news/fizika/1-0-45).

Электронные аудиокниги по физике преимущественно охватывают тематический курс физики одного класса, например, «Физика 7 класс», «Физика 8 класс» и т. д. Они имеют более детальные информационные потоки по основным темам школьной программы по физике. Кроме того, имеются и информационные ресурсы в виде аудиокурса, включающего в себя сразу несколько школьных разделов, обычно это «Физика. 7–9 классы» или «Физика. 7–11 классы». Они охватывают основные разделы школьной программы по физике с 7 по 9 или с 7 по 11 классы. Курс предназначен преимущественно для школьников, желающих сдать Государственную итоговую аттестацию в 9-м (ГИА) или 11-м классе (ЕГЭ). Подобные аудиокурсы полезны и абитуриентам, желающим вспомнить основные разделы элементарной физики, а также тем, кому нужно сдать ДВИ (дополнительное внутреннее испытание) в вузе. К таким курсам относится, например, аудиокурс «Физика. 7–11 классы» И. В. Лимонова, И. А. Горького и др. продолжительностью более 18 часов издательства ИДДК.

Использование того или иного вида аудиокниг определяется целью ее использования, этапом обучения и т. д. В своей педагогической деятельности я использую аудиокниги, во-первых, как средство, альтернативное учебникам, для самостоятельного изучения тем, пропущенных обучающимся, во-вторых, для получения дополнительной информации по темам, выходящим за рамки школьной программы по физике, в-третьих, как дополнительный инструмент проработки и закрепления основных тем при подготовке к итоговым экзаменационным испытаниям (ГИА и ЕГЭ) по физике.

К первой категории можно отнести, например, аудиокурс «Физика.
7 класс» (© ООО «БизнесСофт», Россия, 2007 г.), который охватывает основные разделы школьной программы по физике для 7 класса. Для тех, кто интересуются физикой и математикой, подойдет курс «Занимательная физика» (ИДДК, 2005 г.), позволяющий познакомиться с законами физики, узнать о том, какие процессы происходят при кипении воды и ее нагревании под давлением, о свойствах зеркала и понятии симметрии, драгоценных камнях и оптических эффектах, «водяном микрофоне» и «поющих бокалах». На завершающем этапе обучения в общеобразовательном учреждении поможет аудиокурс по физике для 11 класса (ИДДК © Жуковская Е. В., Россия, 2009 © ООО «Издательство», Россия, 2009). Он представляет собой озвученные уроки для самостоятельного повторения и закрепления основных разделов школьной программы по физике. Аудиодиск дает представление о теории относительности, квантовой теории, физике атомного ядра и элементарных частиц.


Таким образом, аудиокниги – это сильная, гибкая система, структура которой способствует быстрому пониманию и усвоению информации. В целом аудиокниги позволяют активизировать мыслительную деятельность и повысить интерес учащегося к физической науке. Хотелось бы отметить, разумеется, что компьютерные технологии не могут полностью заменить, ни натуральный эксперимент, ни лабораторные работы, ни самого преподавателя, но использование их в разумных пределах и в хорошем сочетании, дают более высокую оценку усвоения материала обучающимися.



Литература

1. Гомулина Н. Н. Использование Интернет-ресурсов при формировании у обучающихся школы естественнонаучной картины мира // Физика в школе. – 2016. – № 1.

2. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// standart.edu.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Преподавание физики в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Автор: Юртанов Михаил Петрович

Дата: 20.11.2017

Номер свидетельства: 439738

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики "
    ["seo_title"] => string(71) "razvitiie-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-priepodavanii-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "105907"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402923210"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства