Преподавание физики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Преподавание физики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
В статье уделяется особое внимание на формирование умений по работе с текстами физического содержания. В частности, обосновывается использование электронных аудиокниг при обучении физике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преподавание физики в условиях реализации ФГОС основного общего образования»
Преподавание физики в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Юртанов М. П., учитель физики и математики ГК ОУ РМ «Ардатовская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
В соответствии с особенностями современной социокультурной ситуации, социальным заказом и требованиями ФГОС к выпускнику школы, изменяются целевые установки образовательного учреждения, организация образовательного процесса в целом [2]. «Сегодня образование России стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. …в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько самостоятельно их приобретать, ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным», – требования ФГОС второго поколения. Отличительной особенностью новых стандартов является их направленность на обеспечение перехода от ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся, подготовке их к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и усиления воспитательной функции образования.
При преподавании курса физики, в соответствии с ФГОС, в основной школе следует обратить особое внимание на формирование умений по работе с текстами физического содержания. Такие задания включены КИМы ГИА. Прежде всего, необходимо уделить внимание работе с содержанием учебника, включая в различные этапы урока и домашнюю работу обучающихся, разнообразные задания на понимание текстовой информации, на ее преобразование с учетом цели дальнейшего использования (создание конспекта в виде плана, схемы, таблицы, тезисов, написание аннотаций и рецензий и т.д.). Кроме того, эффективным является конструирование ситуационных заданий, с использованием текстов из научно-популярных изданий, интернет-ресурсов, и выполнение их учащимися с целью обучения оптимальному алгоритму поиска информации и умению критически оценивать достоверность предложенных текстов.
Среди основных средств обучения, ориентированных на школьников с особенными потребностями обучения, можно выделить аудиокниги. Аудиокниги – идеальный вариант для слепых и слабовидящих людей, которые имеют ограничения в возможности работать с бумажными книгами. В то же время повсеместное использование электронных цифровых устройств позволяет использовать электронные образовательные ресурсы практически постоянно. Если ранее аудиокнига была компакт-диском, то сейчас она стала электронным ресурсом в сети. Доступ к глобальной компьютерной сети открывает возможности пользоваться Интернет-ресурсами многих образовательных сайтов, в том числе виртуальными электронными библиотеками. Не многие подобные ресурсы имеют школьные и научно-познавательные разделы. Среди доступных библиотек можем назвать Global Physics (http://globalphysics.ru) и MirAudioBook (ttp://miraudiobook.ru/news/fizika/1-0-45).
Электронные аудиокниги по физике преимущественно охватывают тематический курс физики одного класса, например, «Физика 7 класс», «Физика 8 класс» и т. д. Они имеют более детальные информационные потоки по основным темам школьной программы по физике. Кроме того, имеются и информационные ресурсы в виде аудиокурса, включающего в себя сразу несколько школьных разделов, обычно это «Физика. 7–9 классы» или «Физика. 7–11 классы». Они охватывают основные разделы школьной программы по физике с 7 по 9 или с 7 по 11 классы. Курс предназначен преимущественно для школьников, желающих сдать Государственную итоговую аттестацию в 9-м (ГИА) или 11-м классе (ЕГЭ). Подобные аудиокурсы полезны и абитуриентам, желающим вспомнить основные разделы элементарной физики, а также тем, кому нужно сдать ДВИ (дополнительное внутреннее испытание) в вузе. К таким курсам относится, например, аудиокурс «Физика. 7–11 классы» И. В. Лимонова, И. А. Горького и др. продолжительностью более 18 часов издательства ИДДК.
Использование того или иного вида аудиокниг определяется целью ее использования, этапом обучения и т. д. В своей педагогической деятельности я использую аудиокниги, во-первых, как средство, альтернативное учебникам, для самостоятельного изучения тем, пропущенных обучающимся, во-вторых, для получения дополнительной информации по темам, выходящим за рамки школьной программы по физике, в-третьих, как дополнительный инструмент проработки и закрепления основных тем при подготовке к итоговым экзаменационным испытаниям (ГИА и ЕГЭ) по физике.
Таким образом, аудиокниги – это сильная, гибкая система, структура которой способствует быстрому пониманию и усвоению информации. В целом аудиокниги позволяют активизировать мыслительную деятельность и повысить интерес учащегося к физической науке. Хотелось бы отметить, разумеется, что компьютерные технологии не могут полностью заменить, ни натуральный эксперимент, ни лабораторные работы, ни самого преподавателя, но использование их в разумных пределах и в хорошем сочетании, дают более высокую оценку усвоения материала обучающимися.
Литература
1. Гомулина Н. Н. Использование Интернет-ресурсов при формировании у обучающихся школы естественнонаучной картины мира // Физика в школе. – 2016. – № 1.
2. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// standart.edu.ru