Практико-ориентированный подход при изучении физики
Практико-ориентированный подход при изучении физики
Реальная жизнь ставит перед выпускниками учебных заведений непростую задачу - быть востребованными на рынке труда. Любому производству требуются профессионалы, умеющие комплексно решать производственные задачи. Современная система образования предполагает развитие у студентов самостоятельности, мобильности, творческого мышления, необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сферах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированный подход при изучении физики»
Практико-ориентированный подход в обучении физики
Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знания на деле.
Аристотель.
Реальная жизнь ставит перед выпускниками учебных заведений непростую задачу - быть востребованными на рынке труда. Любому производству требуются профессионалы, умеющие комплексно решать производственные задачи. Современная система образования предполагает развитие у студентов самостоятельности, мобильности, творческого мышления, необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сферах.
В современных условиях особенно актуален вопрос организации учебного процесса. Он должен быть построен таким образом, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса студентов, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений. Такой набор позволит обучающимся адаптироваться к жизни, относиться к ней активно, творчески.
Новые направления в технологии образовательного процесса порой медленно реализуются на практике. Проблема заключается в том, что тот учебный материал, который используется в процессе обучения, недостаточно связан с практикой и жизненным опытом обучающихся, на учебных занятиях редко обсуждаются и анализируются ситуации из повседневной жизни. Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед преподавателем встает задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность становится успешной, а знания востребованными.
Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению.
Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:
1) мотивационное обеспечение учебного процесса;
2) связь обучения с практикой;
3) сознательность и активность студентов в обучении,
4) деятельностный подход.
Целью практико-ориентированного подхода при обучении физике является
формирование у обучаемого адекватной современному уровню знаний картины мира;
формирование человека - гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
В системе практико-ориентированного обучения формируется практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний
Возможные направления реализации практико-ориентированного подхода на уроках физики
Обновленный дидактический материал.
Использование на занятиях качественных и расчетных задач с производственным содержанием.
Сообщение фактов, приведение примеров из технологии для иллюстрации изучаемых физических явлений.
Рассмотрение физических принципов работы оборудования.
Описание известных явлений в окружающем мире и профессиональной деятельности.
Качественные — это задачи, для решения которых не требуется вычислений
помогают глубже понимать физические явления, процессы, происходящие в природе
помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни
способствуют развитию литературно и технически грамотной речи
формируют у обучающихся умение ясно, логически и точно излагать мысли
активизируют внимание обучащихся
1) Свариваемые поверхности из металла, обладающие малой вязкостью (сталь и др.) предварительно нагревают до пластического состояния и производят сжатие (осадку). Чем объясняется прочность получаемого таким образом соединения?
2) Почему термос, т.е. сосуд с двойными стенками, обеспечивает сохранение температуры помещенных в него продуктов без подогрева?
3) Почему запрещается наливать (сливать) бензин в цистерны, не имеющие заземления?
Практические задачи - задачи, решить которые обучающимся помогают их личные наблюдения, задачи, которые представляют для ребят интерес с практической точки зрения.
1. Дуговая сварка происходит при напряжении на электродах 50 В и силе тока 200 А. Какое количество теплоты выделится за 10 мин. сварки?
2. На каком физическом законе основана контактная сварка?
3. Высокое напряжение необходимо только при «зажигании» электрической дуги, ток в дуге придерживается при низком напряжении. Откуда берутся свободные электроны при горении дуги?
4. Сварочный аппарат присоединен к источнику тока медными проводами длиной 20м и сечением 25 мм2 , по которым идет ток силой 12А. Определить напряжение в сети.
5. Определить мощность сварочного трансформатора, если напряжение в сети 380В, а сила тока 50А.Какой ток удобнее применить для сварки: переменный пли постоянный? Почему? Что такое сварка с обратной полярностью? Когда ее применяют?
6. Почему сердечники трансформаторов набирают из отдельных листов или лент, изолированных лаком, окалиной или химическим способом. Почему толщину листов или лент подбирают в зависимости от частоты потребляемого тока?
Практико-ориентированные задачи и вопросы к урокам
Делятся на четыре основных вида:
Физическая задача с политехническим содержанием
Задача с производственно-техническим содержанием
Физическая задача с практическим содержанием или задача-опыт.
Задача – качественный вопрос
Практико-ориентированные задачи можно использовать
В процессе изложения нового материала
При закреплении и повторении материала
В качестве домашнего задания
При устной проверке знаний
При проведении письменных контрольных работ
Практико-ориентированные задачи
Помогают глубже понимать физические явления, процессы, происходящие в природе и в технике.
Помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни
Способствуют развитию литературно и технически грамотной речи
Формируют у учащихся умение ясно, логически и точно излагать мысли
Активизируют внимание учащихся
Кроме решения задач, использую следующие виды деятельности:
Составление кроссвордов
Сочинений к изученной теме,
Создание проектов, исследовательских работ
Отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме,
Написание рефератов, докладов , сообщений,
Составление опорных конспектов
Самостоятельное изучение параграфа учебника и составление краткого конспекта.
Создание электронных презентаций
Конкурс творческих работ « Физика в моей профессии», « Физика в повседневной жизни»
Ежегодное проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания
Реализация практико-ориентированного подхода в обучении физике позволит сделать физику не сухой, а инструментом, с помощью которого ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем “мир вокруг нас”.