kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практико-ориентированный подход при изучении физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реальная жизнь ставит перед выпускниками учебных заведений непростую задачу - быть востребованными на рынке труда. Любому производству требуются профессионалы, умеющие комплексно решать  производственные задачи. Современная система образования предполагает развитие у студентов самостоятельности, мобильности, творческого мышления, необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сферах.

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированный подход при изучении физики»

Практико-ориентированный подход в обучении физики


Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знания на деле.

Аристотель.


Реальная жизнь ставит перед выпускниками учебных заведений непростую задачу - быть востребованными на рынке труда. Любому производству требуются профессионалы, умеющие комплексно решать производственные задачи. Современная система образования предполагает развитие у студентов самостоятельности, мобильности, творческого мышления, необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сферах.

В современных условиях особенно актуален вопрос организации учебного процесса. Он должен быть построен таким образом, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса студентов, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений. Такой набор позволит обучающимся адаптироваться к жизни, относиться к ней активно, творчески.

Новые направления в технологии образовательного процесса порой медленно реализуются на практике. Проблема заключается в том, что тот учебный материал, который используется в процессе обучения, недостаточно связан с практикой и жизненным опытом обучающихся, на учебных занятиях редко обсуждаются и анализируются ситуации из повседневной жизни. Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед преподавателем встает задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность становится успешной, а знания востребованными.

Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению.

Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:

1) мотивационное обеспечение учебного процесса;

2) связь обучения с практикой;

3) сознательность и активность студентов в обучении,

4) деятельностный подход.

Целью практико-ориентированного подхода при обучении физике является

  • формирование у обучаемого адекватной современному уровню знаний картины мира;

  • формирование человека - гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

В системе практико-ориентированного обучения формируется практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний

Возможные направления реализации практико-ориентированного подхода на уроках физики

  • Обновленный дидактический материал.

  • Использование на занятиях качественных и расчетных задач с производственным содержанием.

  • Сообщение фактов, приведение примеров из технологии для иллюстрации изучаемых физических явлений.

  • Рассмотрение физических принципов работы оборудования.

  • Описание известных явлений в окружающем мире и профессиональной деятельности.

Качественные — это задачи, для решения которых не требуется вычислений

  • помогают глубже понимать физические явления, процессы, происходящие в природе

  • помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни

  • способствуют развитию литературно и технически грамотной речи

  • формируют у обучающихся умение ясно, логически и точно излагать мысли

  • активизируют внимание обучащихся

1) Свариваемые поверхности из металла, обладающие малой вязкостью (сталь и др.) предварительно нагревают до пластического состояния и производят сжатие (осадку). Чем объясняется прочность получаемого таким образом соединения?

2) Почему термос, т.е. сосуд с двойными стенками, обеспечивает сохранение температуры помещенных в него продуктов без подогрева?

3) Почему запрещается наливать (сливать) бензин в цистерны, не имеющие заземления?

Практические задачи - задачи, решить которые обучающимся помогают их личные наблюдения, задачи, которые представляют для ребят интерес с практической точки зрения.

1. Дуговая сварка происходит при напряжении на электродах 50 В и силе тока 200 А. Какое количество теплоты выделится за 10 мин. сварки?

2. На каком физическом законе основана контактная сварка?

3. Высокое напряжение необходимо только при «зажигании» электрической дуги, ток в дуге придерживается при низком напряжении. Откуда берутся свободные электроны при горении дуги?

4. Сварочный аппарат присоединен к источнику тока медными проводами длиной 20м и сечением 25 мм2 , по которым идет ток силой 12А. Определить напряжение в сети.

5. Определить мощность сварочного трансформатора, если напряжение в сети 380В, а сила тока 50А.Какой ток удобнее применить для сварки: переменный пли постоянный? Почему? Что такое сварка с обратной полярностью? Когда ее применяют?

6. Почему сердечники трансформаторов набирают из отдельных листов или лент, изолированных лаком, окалиной или химическим способом. Почему толщину листов или лент подбирают в зависимости от частоты потребляемого тока?

Практико-ориентированные задачи и вопросы к урокам

Делятся на четыре основных вида:

  • Физическая задача с политехническим содержанием

  • Задача с производственно-техническим содержанием

  • Физическая задача с практическим содержанием или задача-опыт.

  • Задача – качественный вопрос

Практико-ориентированные задачи можно использовать

  • В процессе изложения нового материала

  • При закреплении и повторении материала

  • В качестве домашнего задания

  • При устной проверке знаний

  • При проведении письменных контрольных работ

Практико-ориентированные задачи

  • Помогают глубже понимать физические явления, процессы, происходящие в природе и в технике.

  • Помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни

  • Способствуют развитию литературно и технически грамотной речи

  • Формируют у учащихся умение ясно, логически и точно излагать мысли

  • Активизируют внимание учащихся

Кроме решения задач, использую следующие виды деятельности:

  • Составление кроссвордов

  • Сочинений к изученной теме,

  • Создание проектов, исследовательских работ

  • Отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме,

  • Написание рефератов, докладов , сообщений,

  • Составление опорных конспектов

  • Самостоятельное изучение параграфа учебника и составление краткого конспекта.

  • Создание электронных презентаций

  • Конкурс творческих работ « Физика в моей профессии», « Физика в повседневной жизни»

  • Ежегодное проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания

Реализация практико-ориентированного подхода в обучении физике позволит сделать физику не сухой, а инструментом, с помощью которого ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем “мир вокруг нас”.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Практико-ориентированный подход при изучении физики

Автор: Светлышева Галина Викторовна

Дата: 16.02.2021

Номер свидетельства: 573357

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Достижение планируемых результатов по химии: предметных, метапредметных, личностных"
    ["seo_title"] => string(80) "dostizhenie_planiruemykh_rezultatov_po_khimii_predmetnykh_metapredmetnykh_lichno"
    ["file_id"] => string(6) "477685"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1536828390"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства