Опыт использования экспериментальных задач на уроках физики
Опыт использования экспериментальных задач на уроках физики
Для повышения качества знаний обучающихся по физике прекрасно служат экспериментальные задачи, решение которых находится опытным путем. Решение экспериментальных задач способствуют более глубокому пониманию сущности явлений, выработке умения строить гипотезу и проверять ее на практике, формировать умение оценивать погрешность измерений. Эти задачи дают возможность учащемуся проявить творческую самостоятельность, помогают ему осуществлять навык использования полученных знаний и приучают его при решении конкретных вопросов исходить из неразрывной связи теории с опытом. Вследствие этой связи весь ход решения задачи и его физический смысл приобретают особую ясность для обучающихся. В этой работе вы найдёте ряд примеров как этого можно добиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт использования экспериментальных задач на уроках физики »
Опыт использования экспериментальных задач
на уроках физики
Малюшова Людмила Григорьевна
Учитель физики I категории
Для повышения качества знаний обучающихся по физике прекрасно служат экспериментальные задачи, решение которых находится опытным путем. Решение экспериментальных задач способствуют более глубокому пониманию сущности явлений, выработке умения строить гипотезу и проверять ее на практике, формировать умение оценивать погрешность измерений. Эти задачи дают возможность учащемуся проявить творческую самостоятельность, помогают ему осуществлять навык использования полученных знаний и приучают его при решении конкретных вопросов исходить из неразрывной связи теории с опытом. Вследствие этой связи весь ход решения задачи и его физический смысл приобретают особую ясность для обучающихся.
Показ даже большого количества опытов на уроках физики сам по себе еще не обеспечивает в нужной степени осуществления основных этапов процесса познания. И тем самым недостаточно способствует приобретению осознанных и активных знаний, т.е. таких знаний, которые могли бы быть самостоятельно использованы учениками для решения практических вопросов. Постановка экспериментальных задач показывает учащимся физические законы в действии, выявляет объективность законов природы.
Решение экспериментальных задач помогает учащимся глубже и полнее осмыслить и понять изученную закономерность, так как показывает ее в действии в совершенно конкретной обстановке, где каждые из величин, входящих в закономерность, выступает перед учениками вполне реально и в реально действующих взаимосвязях.
Решение экспериментальных задач помогает увидеть, что ученик недопонял или где ошибочно представляет материал. Причем задача может быть очень простой, но заставляющей учащихся выявить их внутреннее понимание вопроса, а не формальное знание его. Если предложить текстовую задачу или в виде рисунка, заменяющего вещественную установку, такого интереса и беспокойства за правильность решения не возникает.
При постановке любой экспериментальной задачи наблюдается повышенный интерес при ее решении в любом классе. Это отмечают все учителя, которые в своей практике обращаются к экспериментальным задачам. И этот интерес отнюдь не развлекательного характера, не отвлекающий учеников от содержания урока, а наоборот, направляющий их внимание в нужную сторону и обеспечивающий лучшее усвоение разбираемого на уроке материала.
Конкретные вещественные установки сосредотачивают внимание учащихся на поставленном вопросе вне зависимости от внешней эффектности самой установки или ожидаемого явления, а в силу своей непосредственной связи с жизнью, с природой.
Возможность использовать свои знания для предвидения реального события, рождает интерес к ней, даже если установка самая обычная.
Решение экспериментальных задач, конечно, дело несколько более сложное, чем решение текстовых задач, так как проверка решения практикой заставляет и многое учитывать, и быть очень внимательным к экспериментальной части задач и к вычислениям.
Уже в 7 классе учащимся предлагались для экспериментального решения, например, такие задачи:
Определить объемный вес сухого песка.
Определить объемный вес гороха.
Определить средний вес одной свинцовой дробинки.
В 10 классе, учитывая знания и навыки, приобретенные учащимися в основной школе, ставились перед ними уже более сложные задачи, при решении которых школьники должны были проявить большую активность и самостоятельность, найти собственные пути решения.
Вот, например, какие задачи были предложены при повторении темы «Механические колебания и волны»:
1. Установить зависимость периода колебаний маятника от его длины и выразить эту зависимость графически.
2. Исследовать зависимость амплитуды вынужденных колебаний маятника от частоты вынужденных колебаний. Выразить эту зависимость графически.
Очень полезными являются экспериментальные задачи, составляемые самими учащимися. Научить этому можно таким приемом. Учитель ставит вопрос перед всем классом, например такой: «Какими способами вы могли бы определить ускорение свободного падения?»
Предлагаются самые разнообразные способы: непосредственным измерением пути и времени падения, применением наклонной плоскости, применением системы неравных грузов, переброшенных на нити через блок. Эти способы учитель предлагает проверить, решив соответствующую экспериментальную задачу во внеурочное время или при выполнении практикума.
Наибольшие возможности для решения экспериментальных задач открываются при изучении материала в старших классах.
Так, например, на уроке, посвященном изучению электроемкости, учащимся были предложены такие задачи:
Определить максимальную электроемкость школьного конденсатора переменной емкости.
Определить электроемкость лейденской банки.
Используя станиоль и стеклянную пластинку, изготовить конденсатор емкостью 400 см.
Определить электроемкость школьного раздвижного конденсатора при расстояниях между дисками 1 см, 10 см.
После изучения вопроса о сопротивлении проводника, предлагаю учащимся задачи следующего содержания:
Вычислить сопротивление лампы по данным, имеющимся на ее цоколе, измерить сопротивление лампы омметром и сравнить полученный результат с предыдущим. Дать объяснение полученным результатам.
Естественно, что в процессе обучения школьникам предлагаются все более сложные задачи; решая их, учащиеся приближаются к экспериментальному методу научного исследования.
При изучении уравнения Клапейрона-Менделеева, ученикам предлагаю, такую экспериментальную задачу: "Как, имея теплоприемник и жидкостный манометр, определить изменение температуры воздуха внутри теплоприемника?"
При решении этой задачи ученику приходится сначала осмыслить физическое явление или закономерность, выявить, какие данные ему нужны, продумать способы и возможности их определения, найти их и только на заключительном этапе уже вполне осмысленно подставить в формулу. Используется такое оборудование: водяной манометр с теплоприемником, барометр и термометр.
Решение задачи: если воздух в теплоприемнике каким-то образом будет прогрет и его температура изменится от Т0 до Т, то уровень воды в левом колене манометра поднимется и из уравнения Клапейрона-Менделеева вытекает соотношение: (1)
где р0 -атмосферное давление; V0 -начальный объем воздуха в правой части установки (т.е. в правом колене трубки манометра и теплоприемника); S -площадь поперечного сечения трубки манометра
Очевидно, что V0 (это можно - доказать экспериментально), и соотношение (1) принимает вид:
Хорошо известно, что эффективность усвоения значительно увеличивается при использовании демонстраций. Исследования показали, что продемонстрировать ту или иную операцию с прибором эффективнее, чем рассказать о ней.
Тема "Газовые законы" позволит поставить экспериментальные задачи, связанные с определением атмосферного давления без барометра, температуры жидкости или газа без термометра, давления, без манометра, т.е. показать учащимся использование газовых законов для косвенных измерений, без специальных приборов, например: «Как можно использовать одноразовый шприц для проверки закона Бойля—Мариотта?» Здесь требуется переосмысление назначения шприца, использование принципа его действия для других, вовсе не медицинских целей.
Решение задачи: Если герметически закрыть отверстие в цилиндре шприца и изменять давление на воздух под поршнем, то объем воздуха будет изменяться в соответствии с законом Бойля—Мариотта. При этом объем можно измерять по делениям на корпусе шприца, а силу давления при помощи напольных весов.
Мои наблюдения, беседы, анкетирование учащихся, анализ их деятельности на уроках, анализ результатов выполнения экспериментальных задач, участие в олимпиадах выявило повышение интереса учащихся. Если раньше за урок ребята задавали 1-2 вопроса, то после уроков с использованием экспериментальных задач число вопросов резко возрастает, причём характер вопросов изменяется. Ребята стремятся проникнуть в сущность объекта изучения, с особым интересом подходят к выбору различных способов решения задач, в общем, класс становится активнее. Когда на уроке предлагаются экспериментальные задачи, в классе наступает оживление, учащиеся активнее работают.
Я убедилась в том, что в результате решения экспериментальных задач, учащиеся стали более осознанно подходить к решению любых физических задач. В любой из них они научились улавливать экспериментальную сторону явлений. Кроме того, учащиеся стали более свободно и уверенно владеть различной измерительной аппаратурой, проводя опыты, реже обращаться к учителю, предпочитая выполнять работу самостоятельно и испытывая при этом законную гордость. При этом в старших классах даже можно было некоторые лабораторные работы предложить учащимся выполнить как экспериментальные задачи, указывалась только цель работы и выдавалось соответствующее оборудование, описание хода работы учащиеся составляли сами.
Вся проводимая работа по решению экспериментальных задач была подчинена главной цели — добиться сознательного усвоения школьниками систематического курса физики с тем, чтобы полученные ими знания могли быть применены в жизни, в их будущей практической деятельности.