kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические указания к лабораторным работам по дисциплине "Физика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания к лабораторным работам содержат описание методики эксперимента, порядок выполнения работы и вычислений, контрольные вопросы для самопроверки, инструкцию по технике безопасности.

Основное назначение методических указаний – оказать помощь студентам в  подготовке  и  выполнении  лабораторных  работ,  а  также  облегчить  работу  преподавателя     по   организации    и   проведению     лабораторных     занятий. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания к лабораторным работам по дисциплине "Физика"»

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волчихинский политехнический колледж»

Михайловский филиал




Согласовано:

Зав. отделением


_______/Мирошниченко Н. А./

«___»_______________2016 г.







МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЗИКА»



для групп специальностей технического профиля

35.01.13. «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»,

08.01.18. «Электромонтажник электрических сетей»,

15.01.05. «Сварщик(электросварочные и газосварочные работы)».













Михайловское

2016


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……..………………………………………………………………………3

Раздел I. Общие требования……………………………………………………......5

1.1. Правила поведения и техника безопасности при проведении лабораторных работ…....................................................................................................................5

1.2. Порядок выполнения лабораторных работ……………………………………7

1.3. Определение цены деления электроизмерительного прибора………………8

1.4. Определение относительной погрешности……………………………………8

1.5. Оформление и отчетность……………………………………………………...9

1.6. Оценивание лабораторных работ……………………………………………..10

Раздел II. Указания к выполнению лабораторных работ………………………...11

Лабораторная работа №1. «Изучение прямолинейного равномерного движения»………………………………………………………………………..11

Лабораторная работа №2. «Изучение равноускоренного движения».……….12

Лабораторная работа №3. «Изучение движения тела под действием силы трения».…………………………………………………………………………..14

Лабораторная работа №4. «Определение жесткости пружины».…………….15

Лабораторная работа № 5 «Изучение закона сохранения импульса».……….16

Лабораторная работа № 6 «Изучение закона сохранения механической энергии»…………………………………………………………………………..18

Лабораторная работа №7. « Расчёт массы воздуха в помещении»………….20

Лабораторная работа №8. «Измерение влажности воздуха»………………...20

Лабораторная работа №8 «Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости»……………….…………………………………………..21

Лабораторная работа № 10. «Изучение упругих деформаций»………………23

Лабораторная работа №11. « Измерение модуля упругости резины»………25

Лабораторная работа №12. « Определение электроемкости конденсатора».27

Лабораторная работа №13. «Изучение Закона Ома»…………………………28

Лабораторная работа №14 « Определение удельного сопротивления проводника»……………………………………………………………………...29

Лабораторная работа № 15. «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников»………………………………………………………31

Лабораторная работа № 16 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»………………………………………………………………….32

Лабораторная работа № 17 «Определение КПД электрического чайника»…33

Лабораторная работа № 18. «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током»……………………………………………………………...35

Лабораторная работа № 19. «Изучение явления электромагнитной индукции»………………………………………………………………………..36

Лабораторная работа № 20. «Определение ускорения свободного падения с помощью маятника»…………………………………………………………….38

Лабораторная работа № 21. «Измерение показателя преломления стекла»..40

Лабораторная работа №22. «Получение изображений с помощью линзы»..41

Литература ………………………………………………………………………44

















Введение

Цель методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине «Физика»:

Организация выполнения обучающимися лабораторных работ;

формирование и закрепление навыков работы с лабораторным оборудованием

формирование навыков самостоятельной работы студентов со справочной литературой;

развитие внимательности и аккуратности при выполнении лабораторных работ;

формирование общеучебных и общепрофессиональных компетенций студентов.


При подготовке к лабораторным работам каждый студент должен изучить соответствующие разделы физики, подробно ознакомиться с содержанием лабораторной работы, методикой ее проведения и схемой экспериментальной установки. Он должен также приготовить в тетради для лабораторных работ отчет по работе, который должен содержать рабочие формулы, схему эксперимента, таблицу измерений и вычислений, список приборов и принадлежностей.

Перед началом лабораторного занятия преподаватель проводит опрос студента по теории и методике проведения лабораторной работы.

По окончании занятия студенты представляют преподавателю тетрадь с отчетом о проделанной работе.

Методические указания к лабораторным работам содержат описание методики эксперимента, порядок выполнения работы и вычислений, контрольные вопросы для самопроверки, инструкцию по технике безопасности.

Основное назначение методических указаний – оказать помощь студентам в подготовке и выполнении лабораторных работ, а также облегчить работу преподавателя по организации и проведению лабораторных занятий.

Систематическое и аккуратное выполнение всей совокупности лабораторных работ позволит студентам овладеть умениями самостоятельно ставить физические опыты, фиксировать свои наблюдения и измерения, анализировать их, делать выводы в целях дальнейшего использования полученных знаний и умений.

Целями выполнения лабораторных и практических работ является:

1) обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;

2) формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;

3) развитие интеллектуальных умений: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.

4) выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность,

творческая инициатива.
















Раздел I. Общие требования.

    1. Правила поведения и техника безопасности при проведении лабораторных работ

1. Внимательно изучите содержание и порядок проведения лабораторной работы, а также безопасные приёмы её выполнения.

2. Подготовьте к работе рабочее место, уберите посторонние предметы. Приборы и оборудование разместите так, чтобы исключить их падение и опрокидывание.

3. Точно выполняйте все указания преподавателя, без его разрешения не приступайте к началу эксперимента.

4. При работе со спиртовкой берегите одежду и волосы от воспламенения, не зажигайте одну спиртовку от другой, не извлекайте горелку с фитилём, не задувайте пламя спиртовки ртом, а гасите его, накрывая специальным колпачком.

5. При нагревании жидкости в пробирке используйте специальные держатели (штативы), отверстие пробирки не направляйте на себя и на своих товарищей.

6. Во избежание ожогов, жидкость и другие физические тела нагревайте не выше 60-700С. Не берите их незащищенными руками .

7. Соблюдайте осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросайте, не роняйте и не ударяйте их.

8. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях, не прикасайтесь и не наклоняйтесь близко к вращающимся и движущимся частям механизмов.

9. При сборке электрической схемы используйте провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегайте пересечения проводов, источник тока подключайте в последнюю очередь. Помните о том, что лабораторное напряжение равно 42 В.

10. Собранную электрическую схему включайте под напряжением только после проверки её преподавателем или лаборантом.

11. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам электрической цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производите переключений в цепях до отключения источника тока.

12. Наличие напряжения в электрической цепи проверяйте только приборами.

13. Не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.

14. Не оставляйте без надзора не выключенные электрические устройства и приборы.

15. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании, появлении запаха горелой изоляции, искрения и т. д. немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом преподавателю.


16. В случае если разбились приборы из стекла, не собирайте их осколки незащищенными руками, а используйте для этой цели щетку и совок.

17. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщите об этом преподавателю и по его указанию покиньте помещение.

18. При получении травмы сообщите об этом преподавателю, который окажет первую помощь, при необходимости отправит в ближайшее лечебное учреждение.

19. По окончании работы отключите источник тока. Разрядите конденсаторы с помощью изолированного проводника и разберите электрическую схему.

20. Разборку установки для нагревания жидкости производите после её остывания.

21. Приведите в порядок рабочее место, сдайте преподавателю приборы, оборудование, материалы и тщательно вымойте руки с мылом.

1.2. Порядок выполнения лабораторных работ

1. Уясните цель выполнения работы. Составьте план действий, необходимых для достижения поставленной цели.

2. Проверьте свою подготовленность к выполнению работы, в случае затруднений обращайтесь к теоретическому материалу учебника.

3. Проверьте наличие на вашем лабораторном столе необходимого оборудования и материалов.

4. Ознакомьтесь с описанием лабораторной работы. Если возникли сомнения, проконсультируйтесь у преподавателя или лаборанта. Если вопросов нет, приступайте к работе.

5. Вначале запишите в тетрадь дату, номер работы, тему, цель и перечень применяемого оборудования.

6. Кратко опишите ход эксперимента, в случае необходимости рассчитайте цену деления шкалы измерительного прибора, нарисуйте схему. Обдумайте работу, затем приступайте к её выполнению.

7. В процессе выполнения эксперимента заполняйте таблицу результатов измерений и вычислений.

9. Используя расчётную формулу, выполните необходимые расчёты,

определите относительную погрешность, запишите все вычисления

в тетрадь.

10. Сформулируйте выводы на основании полученных результатов, запишите их в тетради. При затруднении можете использовать следующие формулировки:

- получил навыки исследования;

- познакомился с приборами к данной лабораторной работе, приобрел навыки работы с ними;

- научился получать рабочую формулу для расчета определяемой физии ческой величины;

- научился собирать электрическую цепь по готовой схеме;

- научился вычислять среднее значение экспериментальных данных;

- научился, сравнивая полученное экспериментальное значение физи-

ческой величины с табличными данными, определять материал, из которого сделаны исследуемые тела.

11. В конце занятия привести в порядок стол и сдать рабочее место преподавателю или лаборанту.


1.3.Определение цены деления электроизмерительного прибора

Точность измерения характеризуется ценой деления шкалы прибора. Предположим, что шкала прибора, например, амперметра, насчитывает N=100 делений, а предел измерения силы электрического тока Imax=10 А соответствует максимальному отклонению стрелки прибора. Тогда отклонению стрелки на 1 деление соответствует сила тока

10А/100 дел=0,1 A/дел

Таким образом определяется цена деления прибора:

С=Imax/N

Чем меньше эта величина, которая может быть измерена прибором, т.е. чем меньше цена деления шкалы, тем выше точность измерения прибора.

Чувствительность прибора -величина, обратная его цене деления. Она характеризует число делений, на которое отклоняется стрелка прибора (амперметра) при измерении силы тока в 1 А

S = 100дел/ Imax

Чем больше чувствительность, тем выше точность измерения прибора. В рассмотренном выше примере S = 100дел/10A=10 дел/A


1.4. Определение относительной погрешности

Относительная погрешность определяется по формуле:


1.5. Оформление и отчетность

Для более эффективного выполнения лабораторных работ необходимо

повторить соответствующий теоретический материал, а на занятиях, прежде

всего, внимательно ознакомиться с содержанием работы и оборудованием.

В ходе работы необходимо:

  • строго соблюдать правила по технике безопасности;

  • все измерения производить с максимальной тщательностью;

  • для вычислений использовать микрокалькулятор.

После окончания работы каждый учащийся составляет отчет по следующей

схеме:

1. Тема работы

2. Цель работы

3. Оборудование

4. Схема установки

5. Таблица измерений

6. Расчет

7. Расчет погрешностей измерений ( где требуется)

8. Вывод

9. Ответы на контрольные вопросы.

Небрежное оформление отчета, исправление уже написанного недопустимо.

В конце занятия преподаватель ставит оценку, которая складывается из

результатов наблюдения за выполнением практической части работы,

проверки отчета, беседы в ходе работы или после нее.

Все лабораторные работы должны быть выполнены и защищены в сроки, определяемые программой или календарным планом преподавателя.

Лабораторные работы и практические занятия (ЛПЗ) - основные виды учебных занятий, направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений.

1.6. Оценивание лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если обучающийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если обучающийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если обучающийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если обучающийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал требований правил безопасного труда.






Раздел II. Указания к выполнению лабораторных работ.


Лабораторная работа № 1. «Изучение равномерного движения»


Цель: изучить равномерное движение.

Оборудование: стеклянная трубка длиной 20-25 см, диаметром 7—8 мм, заклеенная с обеих сторон пластилиновыми пробками; миллиметровая линейка длиной 25 см; брусок небольшого размера или обычный ластик; бумажные ленты соответствующей длины; два резиновых колечка; секундомер.

Ход работы

I. Доказать, что воздушный пузырек движется равномерно.

На линейку положить бумажную ленту, а сверху — трубку с водой. (Трубка должна заполняться водой так, чтобы в ней обязательно оставался небольшой пузырек воздуха.) Закрепите эту систему (линейка, бумажная лента, трубка с водой) резиновыми колечками. Слегка постучав по линейке, добейтесь отделения пузырька от пластилина. Затем, расположив линейку горизонтально, начинайте слегка приподнимать один конец. Пузырек при этом должен расположиться в противоположном конце трубки. (Прилипание пузырька к пластилину исключено) Приподнятый конец линейки положите на небольшой брусочек или ластик, который должен лежать плашмя. Когда система окажется в спокойном состоянии под наклоном, пузырек начнет медленно перемещаться (плыть) вверх.

Включите секундомер и через равные промежутки времени отмечайте положение воздушного пузырька на бумажной ленте.

Снимите бумажную ленту и проведите вдоль нее ось координат (например, ось ОХ), предварительно выбрав начало отсчета. Определите координату каждой отметки. Данные занесите в таблицу.

t, с

0

1

2

3

4

5

х1, см

0






х2, см

0







На осях координат x(t) постройте график движения пузырька воздуха. Проследите за тем чтобы экспериментальные точки были возможно ближе к графику. Проверьте, выполняются ли в данном случае определение равномерного движения. Вычислите скорость движения пузырька воздуха.


II. Сравнить скорости движения пузырька воздуха при разных наклонах системы.

Проделайте эксперимент, положив брусок не плашмя, а на боковую грань. Увидите, что пузырек воздуха в этом случае передвигается быстрее. По ударам метронома отмечайте на бумажной ленте положение пузырька воздуха. Данные занесите в таблицу.

t, с

0

1

2

3

4

5

х1, см

0






х2, см

0






На тех же осях координат постройте график движения. Сравните наклоны графиков в первом и втором опытах. Вычислите скорость движения пузырька воздуха. Оцените погрешности координат и скоростей.

Запишите вывод.



Лабораторная работа №2. «Определение ускорения тела при равноускоренном движении»


Цель работы: определить ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр.

Оборудование: желоб лабораторный, секундомер, шарик металлический диаметром 1,5 - 2 см, цилиндр металлический, лента сантиметровая, штатив с муфтой и лапкой.

Движение шарика по наклонному желобу является равноускоренным. Если мы отпустим без начальной скорости шарик и измерим пройденное им расстояние s до столкновения с цилиндром и время t от начала движения до столкновения, то мы можем рассчитать его ускорение по формуле:

a = 2s/t2.

Зная ускорение а, мы можем определить мгновенную скорость v по формуле:

ʋ = at.


Ход работы

  1. Закрепите один конец желоба в лапке шатива, а другой конец опустите на стол и поместите на нем металлический цилиндр.

  2. Отметьте начальную точку на желобе для отсчета перемещения шарика.

  3. Используя секундомер и сантиметровую ленту определите перемещение шарика, скатывающегося по желобу без начальной скорости. Опыт повторите 3 раза.

  4. Заполните таблицу измерений и вычислений:

    Расстояние

    S, м

    Время движения t, с

    Ускорение

    а, м/с2

    Мгновенная скорость

    ʋ, м/с

    1





    2





    3





  5. Вывод.





Лабораторная работа №3. «Изучение движения тела под действием силы трения»


Цель: изучить движения тела под действием силы трения; определить коэффициент трения.

Оборудование: деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов, динамометр.

Ход работы

  1. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку.

  2. На брусок поставьте груз.

  3. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Заметьте при этом показания динамометра.

  4. Взвесьте брусок и груз.

  5. К первому грузу добавьте второй, третий грузы, каждый раз взвешивая и измеряя силу трения.

  6. Заполните таблицу:

    Вес

    Р, Н

    Средний вес

    Р, Н

    Сила трения

    Fтр , Н

    Ср. знач. силы трения

    Fтр , Н

    1





    2





    3





  7. По результатам измерений постройте график зависимости силы трения от силы давления и, пользуясь им, определите среднее значение коэффициента трения.

  8. Вывод.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите виды сил трения.

2. Что такое сила трения скольжения?

3. Что такое сила трения покоя?

Лабораторная работа №4. «Определение жесткости пружины».


Цель: найти жесткость пружины из измерений удлинения пружины при различных значениях силы тяжести, уравновешивающей силу упругости.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спиральная пружина, набор грузов, динамометр.


Закон Гука: «Сила упругости, возникающая при деформации тела, пропорциональна его удлинению и направлена противоположно направлению перемещения частиц тела при деформации»:

Жесткостью называют коэффициент пропорциональности между силой упругости и изменением длины пружины под действием приложенной к ней силы. Согласно третьему закону Ньютона, приложенная к пружине сила по модулю равна возникшей в ней силе упругости. Таким образом жесткость пружины можно выразить как: k =F/x


Ход работы

  1. Закрепите на штативе конец спиральной пружины (другой конец пружины снабжен стрелкой-указателем и крючком).

  2. Рядом с пружиной или за ней установите и закрепите линейку с миллиметровыми делениями.

  3. Отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины.

  4. Подвесьте к пружине груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины.

  5. К первому грузу добавьте второй, третий и т. д. грузы, записывая каждый раз удлинение |х| пружины.

  6. По результатам измерений заполните таблицу:

Масса

m, кг

Вес

mg , Н

Удлинение пружины

х│, м















  1. По результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения и, пользуясь им, определите среднее значение жесткости пружины kcp.

  2. Рассчитайте наибольшую относительную погрешность, с которой найдено значение kср (из опыта с одним грузом).




Лабораторная работа № 5 «Изучение закона сохранения импульса»


Цель работы: проверить закон сохранения импульса.

Оборудование: наклонная плоскость, полоска бумаги, линейка измерительная, монеты разного достоинства, весы, гири.

Задание:

1) Определите импульс массивной монеты после ее скольжения по

наклонной плоскости и импульс легкой монеты, находящейся в покое.

2) Поставьте на пути массивной монеты более легкую и проанализируйте

результат их взаимодействия.

3) Сравните импульс системы из двух монет до столкновения и после него.

Содержание и метод выполнения работы

Импульс тела определяется как произведение массы тела на его скорость. Но на практике случается наоборот, довольно часто бывает затруднительно измерить массу и скорость тела, но сведения о них можно получить на основании измерений импульса тела. Такая ситуация характерна для ядерной физики и физики элементарных частиц, в которых встречаются новые частицы и измерение импульса тела с неизвестной массой или неизвестной скоростью возможно на основе закона сохранения импульса. В данной работе исследуется суммарный импульс двух монет до и после столкновения. Так как массы монет неизвестны, то для определения импульсов нужно определить их скорости. Они вычисляются по длине тормозного пути и измеренному коэффициенту трения о бумагу.

Ход работы

1) Положите на наклонную плоскость полоску бумаги таким образом,

чтобы части ее длинной 25-30 см находились на горизонтальной

поверхности стола. Подберите такой угол наклона поверхности, чтобы путь монеты составлял 15-25см.

2) Отметьте начальное положение монеты на наклонной плоскости и ее

конечные положение на горизонтальной плоскости. Отметьте

положение центра монеты в начале горизонтального участка пути

(точка А) и в его конце (точка В). Измерьте тормозной путь S=AB.

3) Измерьте длинны катетов h и l. По формуле µ = h/(l+s) определите коэффициент трения монеты о бумагу. Опыт проводите три раза и найдите среднее значение коэффициента трения, определите погрешность.

4) Зная коэффициент трения µ определите скорость монеты в точке А по

формуле .

5) Массу монеты измерьте на весах.

6) Умножив массу монеты на скорость, найдите импульс массивной

монеты до столкновения. Импульс маленькой монеты равен нулю, так

как скорость равна нулю.

7) Поставьте на пути первой монеты вторую таким образом. Чтобы

столкновение произошло в тот момент, когда центр диска первой монеты проходит точку А. Отметьте начальное положение центра диска второй монеты.

8) Запустите первую монету с того же места на наклонной плоскости, как и в первом опыте. Отметьте конечное положение центров дисков обеих монет. Измерьте пройденный путь по горизонтали для монет S1, S2 .

Вычислите скорость монет по формуле .

9) По известным массам и скоростям вычислите общий импульс системы

из 2-х монет до и после столкновения и сравните.

10)Таблица отчета:

S

S1

S2

h, м

l, м

m1,кг

m, кг

p,кг·м/с

p1, кг·м/с

p2, кг·м/с

p1+p2

кг·м/с

Εp













11) Вывод.




Лабораторная работа № 6 «Изучение закона сохранения механической энергии».

Цель: измерить полную энергию тела, колеблющегося на пружине, и на основании закона сохранения энергии вычислить максимальную скорость груза.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, динамометр, линейка, грузы массой 100 г – 2 шт.

Для выполнения работы собрать установку по рисунку. Динамометр закрепить в лапке штатива.

Ход работы

  1. Груз подвесить к крючку динамометра и измерить его вес. В данном случае вес груза равен его силе тяжести Fт = mg.

  1. Вычислть коэффициент жесткости пружины динамометра. На основании закона Гука k = Fупр / │х│= mg / │х│, т.к. сила тяжести уравновешивает силу упругости.

  2. С помощью линейки отметить положение равновесия подвешенных грузов.

  3. Оттянуть грузы вертикально вниз примерно на 5 см и отпустить. При колебании грузов наблюдается периодическое изменение их скорости и взаимные превращения кинетической и потенциальной энергий.

  4. Вычислить полную энергию колеблющихся грузов относительно их положения равновесия. Она равна максимальной кинетической или потенциальной энергии, которые вычисляются по формулам:

Ер = k(xmax)2/2; Еk = m(ʋmax)2/2 ,

где m – масса грузов, ʋmax – модуль максимальной скорости грузов, k- жесткость пружины, xmax – амплитуда колебаний грузов.

  1. Рассчитать максимальную скорость груза.

На основании закона сохранения энергии Ер= Еk → k(xmax)2/2= m(ʋmax)2/2

Значит модуль максимальной скорости равен:

ʋmax = xmax/ .

  1. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу:

    m, кг

    x│, м

    k, Н/м

    Еполн , Дж

    ʋmax , м/с






  2. Вывод.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте закон сохранения механической энергии

2. Назовите единицы измерения механической энергии

3. Сформулируйте закон Гука для упругих деформаций

4. Что называется весом тела

5. Что называется силой тяжести

6. Рассчитайте кинетическую энергию локомотива, если его скорость 73 км/ч, а масса 233 т.

7. Рассчитать потенциальную энергию камня массой 23 кг, поднятого на высоту 4 м над землей.

Лабораторная работа №7. « Расчёт массы воздуха в помещении»

Цель: научиться определять массу воздуха в жилой комнате по плотности воздуха объему.

Оборудование: рулетка или измерительная лента, жилое помещение, таблица плотностей газов.

Указания к работе

1. Используя рулетку или измерительную ленту, измерьте длину, ширину и высоту комнаты (длина – а, ширина – в, высота – с). Запишите эти величины в метрах.

2. Определите объем комнаты в м3, используя формулу V = а·в·c .

3. Используя таблицу плотностей газов, определите плотность воздуха.

4. Определите массу воздуха в комнате по формуле m=ρ·V .

5. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу

длина

а, м

ширина в, м

высота

с, м

объем комнаты V, м3

Плотность воздуха

ρ, кг/м3

Масса воздуха в комнате m, кг







  1. Вывод.

Дополнительное задание:

1. Подумайте и ответьте, изменится ли масса воздуха в комнате, если его температура повысится? Дайте развѐрнутый ответ




Лабораторная работа №8. «Измерение влажности воздуха»

Цель работы: научиться определять относительную влажность воздуха с помощью специального прибора – психрометра.

Оборудование: психрометр (общий), химический стакан с водой, вата, термометр, психрометрическая таблица, таблица зависимостей давлений р и плотностей ρ насыщенных паров от температуры.

Ход работы:

Работа с психрометром и термометром:

  1. По психрометру определить температуру сухого термометра.

2. Определить температуру смоченного термометра.

3. Пользуясь психрометрической таблицей определить относительную

влажность.

4. Результаты измерений занести в таблицу.

5. По термометру определить температуру сухого термометра.

6. Смочить ватку и обернуть резервуар термометра.

7. Подождать до тех пор, показания смоченного термометра не установятся

на одном уровне.

8. Определить температуру смоченного термометра.

9. Определить относительную влажность воздуха, пользуясь той же таблицей.

10. Результаты записать в таблицу:


Показания термометров

Разность показаний термометров

Относительная влажность

воздуха

сухого

смоченного









Исходные данные: в помещении 150 м3 влажность воздуха при температуре 200С равна 30%. Определить массу водяного пара в помещении.

11. Вывод.

Контрольные вопросы:

1. Что такое влажность воздуха

2. Что такое насыщенный пар

3. Почему сухой и влажный термометр показывают разную температуру

4. Что такое точка росы

5. Что такое испарение

6. Что такое конденсация

7. Чем насыщенный пар отличается от ненасыщенного

8. При каких условиях окружающего воздуха показания обоих термометров не будут отличатся

9. Определите относительную влажность воздуха, если сухой термометр показывает 21 °С, влажный — 18 °С



Лабораторная работа №8 «Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости»

Цель работы: определить коэффициент поверхностного натяжения воды с помощью метода подъема воды в капиллярных трубках.

Оборудование: стакан с водой, 2 капиллярные трубки различного сечения, штангенциркуль, масштабная линейка, лупа.

Пояснения к работе. Поднятие смачивающей жидкости в капиллярной трубке над уровнем жидкости в большом сосуде происходит в результате того, что поверхность жидкости стремится сократиться, поэтому на жидкость оказывается дополнительное давление Δp= 2σ/R, где R – радиус капилляра. Смачивающая жидкость в капилляре поднимается на такую высоту, при которой вес ее столбика над уровнем жидкости в большом сосуде уравновесится силой дополнительного давления: mg= ΔpS, или ρShg= 2σ/R, откуда h=2σ/(Rρg), где ρ – плотность жидкости.

Ход работы

  1. Опустить в стакан с водой поочередно каждую из 2 капиллярных трубок, пронумеровав их.

  2. Измерить высоту подъёма воды в капиллярной трубке над поверхностью воды в стакане. Высоту поднятия жидкости измерять по нижней части мениска в капилляре. Для удобства отсчёта наблюдения производить через лупу.

  3. Измерить внешний диаметр и толщину капиллярной трубки с помощью штангенциркуля и вычислить её внутренний диаметр по формуле: d = D – 2a.

  4. Произвести вычисление поверхностного натяжения по формуле:

σ= hRρg/2= hdρg/4

  1. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу

    № трубки

    Внутренний диаметр трубки, d

    Высота подъёма воды в капилляре, h

    Плот

    ность воды, ρ,кг/м

    Поверхностное натяжение,

    σ, Н/м

    Сред.

    знач.

    поверх.

    натяж.

    σср, Н/м

    Таблич знач.пов.натяж

    σ, Н/м

    Относи тельная погрешность δ, ℅

    1








    2








  2. Сравнить результаты с табличным значением поверхностного натяжения и определить относительную погрешность.

Контрольные вопросы:

  1. Почему поверхностное натяжение зависит от вида жидкости?

  2. Почему и как зависит поверхностное натяжение от температуры?

  3. В двух одинаковых пробирках находится одинаковое количество капель воды. В одной пробирке вода чистая, в другой — с прибавкой мыла. Одинаковы ли объемы отмеренных капель? Ответ обоснуйте.

  4. Изменится ли результат вычисления поверхностного натяжения, если опыт проводить в другом месте Земли?

  5. Изменится ли результат вычисления, если диаметр канала трубки будет меньше?




Лабораторная работа № 10. «Изучение упругих деформаций»

Цель: Экспериментально исследовать зависимость упругого тела от действующей силы, убедиться, что сила тяжести пропорциональна массе тела.

Оборудование: пружина, динамометр, набор грузов, линейка.

Ход работы:

  1. Закрепите в штативе динамометр с закрытой шкалой.

  2. При нерастянутой пружине отметьте на бумаге нулевое деление напротив стрелки.

  3. Подвесьте к пружине груз массой 100г. Отметьте положение стрелки и поставьте отметку 1Н.

  4. С помощью 2-х и 3-х грузов получите деления 2Н и 3Н.

  5. Снимите динамометр со штатива. Измерьте расстояние между обозначениями 0 и 1Н, 1Н и 2Н, 2 Н и 3Н. Уточните, получили ли Вы равномерную шкалу. Запишите результаты.

    Расстояние, см




    между 0 и 1Н


    между 1Н и 2Н


    между 2Н и 3Н


  6. Проградуируйте шкалу динамометра. Получите шкалу с ценой деления 0,1Н. Обозначьте единицу измерения на шкале.

  7. Снова укрепите динамометр в штативе.

  8. Измерьте динамометром вес нескольких тел. Результаты измерений запишите в таблицу.

    Название тела

    Вес тела Р, Н










  9. Вывод.

Контрольные вопросы:

1.Что такое деформация? Расскажите о простейших видах деформации.

2.Объясните возникновение сил упругости при различных видах деформаций с учѐтом сил межмолекулярного взаимодействия.

3. Сформулируйте закон Гука. На чём основано измерение силы тяжести и веса? Какую силу фактически показывает динамометр?



Лабораторная работа №11. « Измерение модуля упругости резины»


Цель: экспериментально определить модуль упругости резины.

Оборудование: резиновая лента с петелькой на одном конце и узлом на другом, динамометр (или два лабораторных набора грузов), штатив, линейка с миллиметровыми делениями, штангенциркуль.

Модуль Юнга характеризует упругие свойства материала. Это постоянная величина, зависящая только от материала и его физического состояния. Поскольку модуль Юнга входит в закон Гука, который справедлив только для упругих деформаций, то и модуль Юнга характеризует свойства вещества только при упругих деформациях.

Модуль Юнга можно определить из закона Гука:

F/S= EDl/l0, отсюда E= Fl0 / SDl, где Dl= l-l0 , S=a·b, F=mg.

Порядок выполнения работы:


1.Измерить ширину и толщину ленты с помощью штангенциркуля и вычислить площадь ее поперечного сечения S0.

2.Рассчитать площадь сечения образца в деформированном состоянии, исходя из того, что объем резины увеличивается незначительно при малых деформациях.



3.Укрепить конец ленты с узлом в лапке штатива и, вставив в петельку крючок динамометра (или груза) так, чтобы растянуть ленту на 1-2 см.

4.Снимите нагрузку и измерьте ее начальную длину (от точки закрепления до петельки).

5.Растяните ленту на 2-3 см и измерьте деформирующую силу.

6.Повторите опыт при удлинениях 4 и 6 см.

7.По результатам каждого из опытов вычислите модуль Юнга.

8.Найдите среднее значение модуля Юнга по трем измерениям.

9.Оценить точность произведенных измерений. d= DE/E= DF/F+2Dl/l+2Da/a

11.Результаты измерений и вычислений занести в таблицу:


Начальная длина ленты

l0, м



Ширина ленты

а, м


Толщина ленты

b, м


Площадь поперечно

го сечения ленты

S, м2


Дефор

мирую щая сила

F, Н


Удли нение

Δ l, м

Модуль Юнга

E, Па


Среднее значение модуля Юнга

Eср, Па


Погрешность

d, %


1.










2.










3.










12. Вывод.

Контрольные вопросы.

1.Что такое модуль Юнга?

2.Что называется пределом упругости?

3.К стальной нити диаметром 2 мм и длиной 1 м подвешен груз массой 200 гр. На сколько удлинится нить, если модуль Юнга для стали равен 2,2*1011 Па? Каково относительное удлинение нити?

4.Что такое механическое натяжение и в чем оно измеряется?















Лабораторная работа №12. « Определение электроемкости конденсатора»





Лабораторная работа №13. «Изучение Закона Ома»

Цель работы: установить на опыте зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.

Оборудование: амперметр лабораторный, вольтметр лабораторный, источник питания, набор из трёх резисторов сопротивлениями 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом, реостат, ключ замыкания тока, соединительные провода.

Ход работы

  1. Для выполнения работы соберите электрическую цепь из источника тока, амперметра, реостата, проволочного резистора сопротивлением 2 Ом и ключа. Параллельно проволочному резистору присоедините вольтметр (см. схему).

  1. Исследование зависимости силы тока от напряжения на данном участке цепи. Включите ток. При помощи  реостата доведите напряжение на зажимах проволочного резистора до 1 В, затем до 2 В и до 3 В. Каждый раз при этом измеряйте силу тока и результаты записывайте в таблицу:

Напряжение

U, В




Сила тока

I, А





  1. По данным опытов постройте график зависимости силы тока от напряжения. Сделайте вывод.


  1.  Исследование зависимости силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на его концах.

Включите в цепь по той же схеме проволочный резистор сначала сопротивлением 1 Ом, затем 2 Ом и 4 Ом. При помощи реостата устанавливайте на концах участка каждый раз одно и то же напряжение, например, 2 В. Измеряйте при этом силу тока, результаты записывайте в таблицу:


Сопротивление

R, Ом




Сила тока

I, А




  1.  По данным опытов постройте график зависимости силы тока от сопротивления. Сделайте вывод.

Контрольные вопросы

1. Что такое электрический ток?

2. Дайте определение силы тока. Как обозначается? По какой формуле находится?

3. Какова единица измерения силы тока?

4. Каким прибором измеряется сила тока? Как он включается в электрическую цепь?

5. Дайте определение напряжения. Как обозначается? По какой формуле находится?

6. Какова единица измерения напряжения?

7. Каким прибором измеряется напряжение? Как он включается в электрическую цепь?

8. Дайте определение сопротивления. Как обозначается? По какой формуле находится?

9. Какова единица измерения сопротивления?

10. Сформулируйте закон Ома для участка цепи.




Лабораторная работа №14 « Определение удельного сопротивления проводника»

Цель работы: измерить удельное сопротивление проводника и по

табличным данным установить (ориентировочно) материал, из которого он изготовлен.

Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, реостат, реохорд,

микрометр, ключ, соединительные провода.

Ход работы:

1. Собрать цепь по схеме, изображенной на рисунке

2. Измерить диаметр проволоки.

3. Определить площадь поперечного сечения.

4. Ввести в цепь реостат и отрегулировать им ток таким образом, чтобы при полной длине проволоки ток в цепи не превышал 0,5 А.

Разомкнуть цепь.

5. Ввести в цепь, перемещая, ползунок на исследуемую наибольшую длину.

6. Включить ток. Определить величину тока и напряжения на концах проводника. Выключить ток.

7. Опыт повторить 3 раза, изменяя длину. Снять показания амперметра и вольтметра.

8. Вычислить сопротивление проволоки по формуле при различных

длинах R=U/I .

9. Вычислить удельное сопротивление.

10. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу.

опыта

D, м

S, м2

L, м

I, А

U, В

R, Ом

ρ, Ом*м

ρ ср , Ом*м

ρ, Ом*м

, %
























Контрольные вопросы:

1. Почему удельное сопротивление проводника зависит от рода материала?

2. Зависит ли удельное сопротивление от температуры?

3. Как изменится напряжение на участке электрической цепи, если медную проволоку на этом участке заменить никелевой?

5. Назвать известные вам методы определения сопротивления резистора?

6. Как электронная теория электропроводности металлов объясняет природу электрического сопротивления?




Лабораторная работа № 15. «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников»

Цель: экспериментально изучить законы параллельного и последовательного соединения проводников.

Оборудование: источник тока, два проволочных резистора, амперметр, вольтметр, ключ, реостат, соединительные провода.

I. Законы последовательного соединения проводников:

I = I1 = I2 =…; U = U1 + U2 +…; R = R1 + R2 +…

II. Законы параллельного соединения проводников:

I = I1 + I2 +…; U = U1 = U2 =…; R = 1/R1 + 1/R2 +…


Ход работы

I. Последовательное соединение.

1.Соберите цепь для изучения последовательного соединения резисторов по схеме:

2. Измерьте силу тока и напряжение.

3. Проверьте выполнение закона соединения.

4. Заполните таблицу отчета:


5. Сделайте вывод.

II. Параллельное соединение.

1.Соберите цепь для изучения параллельного соединения резисторов по схеме.

2. Измерьте силу тока и напряжение.

3. Проверьте выполнение закона соединения.

4. Заполните таблицу отчета:

5.Сделайте вывод.

Контрольные вопросы:

1. Что такое электрическая цепь?

2. Что называется последовательным соединением элементов?

3. Что называется параллельным соединением элементов?





Лабораторная работа № 16 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Цель работы: определить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

Оборудование: ИП, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода, реостат.

Собрать цепь как показано на рисунке:







Ход работы:

1. Начертите в тетради схему работы.

2. При разомкнутой цепи вольтметр, подключенный к полюсам источника показывает значение ЭДС источника ε.

3. При замыкании ключа снимите показания сила тока в цепи I и напряжения на полюсах источника U .

4. Используя закон Ома для полной цепи I=
определите внутреннее сопротивление источника тока:

5. Таблица измерений и вычислений:

В

I, А

U, В

r, Ом





  1. Вывод.

Контрольные вопросы:

  1. Внешний и внутренний участки цепи.

  2. Какое сопротивление называются внутренним? Обозначение.

  3. Чему равно полное сопротивление?

  4. Дайте определение электродвижущей силы (ЭДС). Обозначение. Единицы измерения.

  5. Сформулируйте закон Ома для полной цепи.

  6. Если бы мы не знали значения сопротивлений проволочных резисторов, то можно ли было бы использовать второй способ и что для этого надо сделать (может нужно, например, включить в цепь какой-нибудь прибор)?

  7. Уметь собирать электрические цепи, используемые в работе.




Лабораторная работа № 17 «Определение КПД электрического чайника»


Цель: Научиться практически определять тепловую отдачу электрического нагревателя любого типа.

Оборудование: электрический чайник , источник электрического тока (розетка электропроводки), водопроводная вода, термометр, часы с секундной стрелкой (секундомер), таблица (справочник по физике), калькулятор.

Ход работы

Электрический чайник отключен от электрической сети. Возьмите в руки пустой чайник, переверните его, изучите паспорт чайника, запишите значение мощности нагревательного элемента.

  1. Открыть крышку чайника, налить в него воду из крана объемом

1 литр ( 1 килограмм ).

2) Термометр поместить в чайник с водой.

3) Измерить температуру воды в чайнике.

4) Вынуть термометр из воды.

5) Плотно закрыть крышку чайника.

6) Включить чайник и засечь время по часам. Вода в чайнике нагревается. Следите за показаниями часов.

8) Отметить момент автоматического отключения чайника (момент закипания воды).

9) Вычислить промежуток времени, в течение которого нагревалась вода от начальной температуры до кипения.

10) Осторожно снять с платформы чайник с горячей водой. Вылить воду из чайника в раковину.

11) Рассчитать работу электрического тока по формуле А = Р t,

где А – работа электрического тока, Р – электрическая мощность нагревательного прибора, t – промежуток времени, в течение которого нагревается вода.

12) Вычислить количество теплоты по формуле Q = cm(t2°-t1°),

где с – удельная теплоѐмкость воды, m – масса воды, t2° = 100 °C – температура кипения воды, t1° – начальная температура воды (измеряется термометром). Рассчитываем коэффициент полезного действия нагревательного элемента электрического чайника по формуле ŋ = Q / A

13) Результаты опытов и вычислений запишите в таблицу:

с

m

t1

t2

Q

P

t

A

ŋ










14) Вывод.

Контрольные вопросы:

1. Увеличится или уменьшится К.П.Д. электрического чайника, если на его стенках появилась накипь (отложение солей)?

2. Зависит ли КПД электрического чайника от того открыт он или закрыт?



Лабораторная работа № 18. «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током»

Цель: пронаблюдать действие магнитного поля на проводник с током, сделать соответствующие выводы по характеру взаимодействия.

Оборудование: проволочный моток; штатив; источник постоянного тока;

реостат; ключ; соединительные провода; дугообразный магнит.

Подготовка к проведению работы

Подвесьте проволочный моток к штативу, подсоедините его к источнику тока последовательно с реостатом и ключом. Предварительно ключ должен быть разомкнут, движок реостата установлен на максимальное сопротивление. 

Ход работы

1. Поднесите к висящему мотку магнит и, замыкая ключ, пронаблюдайте движение мотка.

2. Выберите несколько характерных вариантов относительного расположения мотка и магнита и зарисуйте их, указав направление магнитного поля, направление тока и предполагаемое движение мотка относительно магнита.

3. Проверьте на опыте правильность предположений о характере и направлении движения мотка.

4. Запишите вывод.

Дополнительное задание

Изменяя силу тока реостатом, пронаблюдайте, изменяется ли характер движения катушки-мотка с током в магнитном поле?





Лабораторная работа № 19. «Изучение явления электромагнитной индукции»

Цель работы: изучить явление электромагнитной индукции, проверить правило Ленца.

Оборудование: миллиамперметр, источник питания, катушки с сердечниками, магнит дугообразный или полосовой, реостат, ключ, соединительные провода, магнитная стрелка.

Тренировочные задания и вопросы

  1. 28 августа 1831 г. М. Фарадей _____

  2. В чем заключается явление электромагнитной индукции?

  3. Магнитным потоком Ф через поверхность площадью S называют _____

  4. В каких единицах в системе СИ измеряются

а) индукция магнитного поля [B]= _____

б) магнитный поток [Ф]= _____

5. Правило Ленца позволяет определить _____

6. Запишите формулу закона электромагнитной индукции.

7. В чем заключается физический смысл закона электромагнитной индукции?

8. Почему открытие явления электромагнитной индукции относят к разряду величайших открытий в области физики?

Ход работы

  1. Подключите катушку к зажимам миллиамперметра.

  2. Выполните следующие действия:

а) введите северный (N) полюс магнита в катушку;

б) остановите магнит на несколько секунд;

в) удалите магнит из катушки (модуль скорости движения магнита приблизительно одинаков).

3. Запишите, возникал ли в катушке индукционный ток и каковы его особенности в каждом случае: а) _____ б) _____ в) _____

4. Повторите действия пункта 2 с южным(S) полюсом магнита и сделайте соответствующие выводы: а) _____ б) _____ в) _____

5. Сформулируйте, при каком условии в катушке возникал индукционный ток.

6. Объясните различие в направлении индукционного тока с точки зрения правила Ленца

7. Зарисуйте схему опыта.

8. Начертите схему, состоящую из источника тока, двух катушек на общем сердечнике, ключа, реостата и миллиамперметра ( первую катушку соедините с миллиамперметром, вторую катушку через реостат соедините с источником тока).

9. Соберите электрическую цепь по данной схеме.

10. Замыкая и размыкая ключ, проверьте, возникает ли в первой катушке индукционный ток.

11. Проверьте выполнение правила Ленца.

12. Проверьте, возникает ли индукционный ток при изменении силы тока реостата.

13. Вывод.









Лабораторная работа № 20. «Определение ускорения свободного падения с помощью маятника»

Цель работы: вычислить ускорение свободного падения и оценить точность полученного результата.

Оборудование: часы с секундной стрелкой, измерительная лента, шарик с отверстием, нить, штатив с муфтой и кольцом.



Тренировочные задания и вопросы

  1. Свободными колебаниями называются _____

  2. При каких условиях нитяной маятник можно считать математическим?

  3. Период колебаний – это _____

  4. В каких единицах в системе СИ измеряются:

а) период [T]= _____

б) частота [ν]= _____

в) циклическая частота[ω]= _____

г) фаза колебаний[ϕ]= _____

5. Запишите формулу периода колебаний математического маятника, полученную Г. Гюйгенсом.

6. Запишите уравнение колебательного движения в дифференциальном виде и его решение.

7. Циклическая частота колебаний маятника равна 2,5π рад/с. Найдите период и частоту колебаний маятника.

8. Уравнение движения маятника имеет вид x=0,08 sin 0,4πt. Определите амплитуду, период и частоту колебаний.



Ход работы

  1. Установите на краю стола штатив, у его верхнего конца укрепите при помощи муфты кольцо и подвесьте к нему шарик на нити. Шарик должен висеть на расстоянии 2-5 см от пола.

  2. Измерьте лентой длину маятника: ℓ= _____

  3. Отклоните маятник от положения равновесия на 5-8 см и отпустите его.

  4. Измерьте время 30-50 полных колебаний (например N=40). t₁ = _____

  5. Повторите опыт еще 4 раза (число колебаний во всех опытах одинаковое).

t= _____ t= _____ t= _____ t= _____

  1. Вычислите среднее значение времени колебаний.

t,

t t__________ .

  1. Вычислите среднее значение периода колебаний.

________ .

  1. Результаты вычислений и измерений занесите в таблицу:


опыта

t ,

с

t ,

с

N

T ,

с

ℓ ,

м

∆t ,

с

∆ℓ ,

м

∆q ,

м/с²

q ,

м/с²

1










2


3


4


5




  1. Вычислите ускорение свободного падения по формуле: q .

q q__________

  1. Вычислите абсолютные погрешности измерения времени в каждом опыте.

t=|t−t|=| |=

t=|t−t|=| |=

t=|t−t|=| |=

t=|t−t|=| |=

t=|t−t|=| |=

  1. Вычислите среднюю абсолютную погрешность измерений времени.

∆t = = _______

  1. Вычислите относительную погрешность измерения q по формуле:

, где = 0,75 см

= _____

  1. Вычислите абсолютную погрешность измерения q.

∆q = _____ ∆q = _____

  1. Запишите результат в виде q = q± ∆q. q = _____ q = _____

  2. Сравните полученный результат со значением 9,8 м/с².

  3. Вывод.




Лабораторная работа № 21. «Измерение показателя преломления стекла»

Цель: определить показатель преломления плоскопараллельной пластины.

Оборудование: плоскопараллельная пластина, транспортир, карандаш.

Ход работы

1. Положите пластинку на лист и обведите карандашом еѐ контуры.

2. Проведите произвольный падающий луч и перпендикуляр в точку падения.

3. Глядя через нижнее основание пластины на падающий луч, отметьте две точки, откуда выходит луч.

4. Уберите стекло и проведите преломленный луч.

5. С помощью транспортира определите углы падения α и преломления β.

6. Используя закон преломления, найдите относительный показатель преломления стекла: .


7. Сравните полученный результат с табличным значением (n=1,6) и сделайте вывод.





Лабораторная работа №22.

«Получение изображений с помощью линзы»


Цель: научиться получать изображение с помощью собирающей линзы и определять фокусное расстояние и оптическую силу линзы.

Оборудование: линейка, два прямоугольных треугольника, длиннофокусная собирающая линза, источник света с колпачком, содержащим букву, экран, направляющая рейка.

Тренировочные задания и вопросы

  1. Линзой называется _____

  2. Тонкая линза – это _____

  3. Покажите ход лучей после преломления в собирающей линзе.

  1. Запишите формулу тонкой линзы.

  2. Оптическая сила линзы – это _____ D= ______

  3. Как изменится фокусное расстояние линзы, если температура ее повысится?

  4. При каком условии изображение предмета, получаемое с помощью собирающей линзы, является мнимым?

  5. Источник света помещен в двойной фокус собирающей линзы, фокусное расстояние которой F = 2 м. На каком расстоянии от линзы находится его изображение?

  6. Постройте изображение в собирающей линзе.

Дайте характеристику полученному изображению.

Ход работы

1. Поставьте источник света на один край стола, а экран – у другого края.

2. Между ними поместите собирающую линзу.

3. Передвигайте линзу вдоль рейки, пока на экране не будет получено резкое, уменьшенное изображение светящейся буквы колпачка лампочки.

4. Измерьте расстояние от экрана до линзы в мм. d=

5. Измерьте расстояние от линзы до изображения в мм. f

6. При неизменном d повторите опыт еще 2 раза, каждый раз заново получая резкое изображение. f, f

7. Вычислите среднее значение расстояния от изображения до линзы.

f f f= _______

8. Вычислите оптическую силу линзы D D

9. Вычислите фокусное расстояние до линзы. F F=

10. Результаты вычислений и измерений занесите в таблицу.

опыта

f·10-³,

м

f,

м

d,

м

D,

дптр

D,

дптр

F,

м














11. Измерьте толщину линзы в мм. h= _____

12. Вычислите абсолютную погрешность измерения оптической силы линзы по формуле:

∆D = , ∆D = _____

13. Запишите результат в виде D = D± ∆D D = _____

14. Вывод.





Литература

  1. Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М.,Академия, 2010.

  2. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М.,Академия, 2010.

  3. Жданов Л. С., Жданов Г. Л. Физика (учебник для средних специальных учебных заведений - М. Высшая школа1995)

  4. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Шифер Н.И. Лабораторные работы по физике для средних ПТУ – М.: Высшая школа, 2001

  5. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., Просвещение 2014.

  6. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., Просвещение,2014.

  7. Рымкевич А.М. Сборник задач по физике для 10-11 классов. – 2011.

  8. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2010






















Настоящие рекомендации по выполнению лабораторных работ предназначены в качестве методического пособия при выполнении лабораторных работ по программе учебной дисциплины «Физика», утвержденного для групп профессий технического профиля

35.01.13. «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»,

08.01.18. «Электромонтажник электрических сетей»,

15.01.05. «Сварщик(электросварочные и газосварочные работы)».

с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта












Составитель: Горенкова Светлана Федоровна, преподаватель физики

КГБПОУ «ВПК» Михайловский филиал








«ОДОБРЕНО»

Предметно-цикловой комиссией

Протокол № ___ от «____» _______________20___

Председатель ПЦК _________________С.Ф.Горенкова

38



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине "Физика"

Автор: ГОРЕНКОВА СВЕТЛАНА ФЕДОРОВНА

Дата: 14.06.2016

Номер свидетельства: 334389

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Методические указания при проведении лабораторных работ по дисциплине ФИЗИКА Раздел «Электричество»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskiie_ukazaniia_pri_proviedienii_laboratornykh_rabot_po_distsiplinie_"
    ["file_id"] => string(6) "414540"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494517731"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА» ДЛЯ  СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(162) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-vnieauditornoi-samostoiatiel-noi-raboty-studientov-po-distsiplinie-fizika-dlia-studientov-tiekhnichieskikh-spietsial-nostiei"
    ["file_id"] => string(6) "242171"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445413247"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка методических указаний по лабораторно-практическим работам "
    ["seo_title"] => string(74) "razrabotka-mietodichieskikh-ukazanii-po-laboratorno-praktichieskim-rabotam"
    ["file_id"] => string(6) "155484"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421286418"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа по физике. 7 класс "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-fizikie-7-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "147629"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419439449"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства