kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математическая компетентность: значимость в процессе изучения физики и влияние физики на ее развитие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

?????????????? ??????????????: ?????????? ? ???????? ???????? ?????? ? ???????  ?????? ?? ?? ????????.

    ???????????? ?????? ? ???????? ??????????? ??????, ?????????????? ? ????? ???????????? ??????????????? ?????????? ??????, ? ??????? ??????? ??????? ? ?????????????? ??????????????? ????????. ? ?????????????? ??????, ????????, ??????????, ???????? ??????? ?????????? ???.  ??????? ???????????? ?????????????? ?????????????? ? ????????? ????? ??? ????? ?????????  ????????? ??? ???????? ????????? ???????, ?????????.       
    ? ??????????????? ???????????????? ????????? ?????? ???????? ??????????? ?????????? ?????????, ?????  ?? ????? ????????, ???????? ????????? ?????????????, ??????? ? ???? ??????? ??????????? ?  ???????????  ?????????? ??????? ?????????. ? ???????? ???????????? ?????????:
- ?????????????? ???????????;
- ??????????????? ???????????;
- ??????????? ?????????? ???????;
??? ????????? ????????? ?????????????, ????? ????? ??????? ?????????? ???????????, ? ??????? ?????????? ???? ? ?????? ???????? ????????. ? ?????? ? ?????????? ??????????? ????????????? ???????? ?????????:
    -   ????????? ???????  ??????? ????, ????? ?????????? ???? ? ????? ???????? ? ???????.
    ???????? ?????????????? ????????????, ? ??? ?????, ?????? ???????????? ??????????????? ? ????????????????? ????????????
? ??????????? ??????????? ???????????????? ??????, ?? ???? ???????????? ? ????????? ???????????, ??????????? ? ?? ????? ? ???????????????? ????????????, ???????? ????????????. ????? ?? ??????? ??????????? ???????? ?????????????? ?????????????? [1].??????? ?????????? ????? ?? ?????? ??????? ??????? ?????? ??????????????? ????????. ? ?? ?? ????? ??? ???????????? ??????????? ?????????????? ??????, ?? ?????????? ? ???????????? ? ???????? ???????   ????????????? ??????????????? ????????, ???????????? ?????????????? ??????????????. ???????????? ?????? ???????? ? ??????, ?????? ?????????? ? ????????, ??????  ???????????? ?????????? ?????? ? ???????? ? ???? ????????, ?????? ????? ????? ?? ??????????? ??????? ?????. 
?????????????? ??????? ????????? ? ???????? ????????????? ?????. ??????????????? ?????? ? ??????, ?? ???? ??????????? ??????  ?????? ???????? ??? ????? ???????????? ???????? ??????? ????????. ??? ?????????????? ???????? ???????????????, ??????? ??????????? ? ???????? ??? ??????????. ????????????? ????? ?????????? ?????????? ???????????? ????????? ? ???????? ?????  ?? ??????? ???????????? ?????? ? ?????? ?? ????????????. ?????? ? ????? ?????? ? ???????????, ?? ????????????? ??????????????? ???????? ? ?????? ????? ???????? ????????? ??????? ??? ??????????:
    ???????????? ????? ????????? ????????? ????????- ???????????? ?????? ? ??????? ? ?????????? ?????????? ???????.
    ???????????? ??????????? ?????? ? ????????? ???????? ?????????? ???????.
    ????????? ????????????? ????????, ????? ????????? ???????? ????????????? ????, ??????????? ? ????????????????????? ???????.
????????????? ??????????????? ???????? ???????????? ????????????????? ????? ???????? ???????? ?? ???????? ??????. ??? ??? ?? ???????????? ???????? ???????? ?????????.
?? ?????? ?.?. ????????? ????? ?????????? ? ?????? ??????????? ? ???? ?????????:
    ?????? ?????? ??????, ??????? ???????  ???????? ? ????????? ????? ?????????????? ???? ? ???????, ? ??? ? ???? ???????,  ?????????? ????? ??? ???????? ?????????????? ??????.
    ?????????????? ?????? ? ?? ?????? ? ????????? ?????????? ??? ???????? ? ??????? ?????????? ???????,  ??? ???????? ?  ???????? ?????  ?????????? ??????.
    ?????????????? ???????, ?? ??????? ????????? ?????????? ??????, ??????????? ?? ???? ??? ????????????? ? ??????; ?????????? ???????????? ???????? ?????? ? ??????????.
?????????????? ??????? ????????? ??????, ??? ???? ??? ???????? ?????????? ????????? ? ???????,  ???? ?? ??????? ??????????? ????????????. ? ????? ? ???? ?.???????? ?????,  ??? ???? ?? ???????? ??????  ??????????? ???? ??????????? ?????? ??????? ? ???, ??? ??????, ?????????  ?? ???????? ????, ????? ?? ?????? ????????????, ?? ? ?????????????? ????????;  ????? ??????? ?????????????? ??????, ?? ?????? ????????????  ?????????????? ????. ? ???? ?? ????? ??????? ??????,  ??????? ????? ?????????? ? ???????????? ????????????, ??? ?????????? ?????????? ??? ?????? ????????????. ????? ?? ???????????? ? ???????????? ??????????? ?????? ?.??????: "?????????? ????? ?????? ???? ????????????? ????????" [2].
?????????? ? ?????? ????? ?????? ??????????? ???? ? ??????. ??? ???? ????????????????? ? ????????????? ?????????? ????????? ??????? ??????????? ??? ????? ?????? ??????????? ???? ?????????? ??????? (??????? ?????? ???????, ?????? ???????????????? ???????? ? ??.), ??????, ?????????? ????  ????????? ?????????? ??????? (??? ????????, ???? ????, ???????????? ? ?????, ??????????? ? ????????? ???? ? ??.) ???? ?????? ?????????, ????? ????????? ? ???????????, ? ?????????  ? ??????????, ????????? ? ???????????? ?????? ??????????? ?? ?????? ????? ??????? ????????? ???????? ??????? ??????????; ? ?????? ??????? ?????????? ??????????? ? ????????; ? ?????? ???????????? ?????? ?????????? ?? ??????? ???????????????? ??????? ? ????????, ??????????? ????? ??????? ?????????? ? ??.
???? ?????????????? ?????? ????????? ? ???? ?????????? ???????? ??? ????????????? ??????? ?????? ??????. ????????: ? ????? ?????? ??????? ??? ?????? ?????????? ????: ?????-????????, ???-????????, ?????. ??? ?????? ???????? ? ?????????????, ??? ???? ?? ??????? (?????, ???? ??????????? ???? ????????), ??????????????? ????????? ????, ?????????. ?????????? ?????, ? ??????? ????????? ?????, ???????? ? ???????????, ????? ?????? ?? ???? ???????  ??????????, ????? ?????  ?????????????? ??????????????. ??? ????? ???????? ?????   ??? ???????? ?????????
 PV_0=const,V_0 (1+?t)=V ? ???????? ??????? ?????????:

PV/(1+?t)=const

 ?? ???????? ???????, ??? ??? ?????? ????? ???? ????????? ???????????? ???????? ???? ?? ????? ? ?????? ????????? ??????????, ???? ???????? ??????????.
??????????? ????, ?????? ???????? ??????????, ?????? ???????????? ? ????? ?????? ??? ???????????? ????????? ?????????. ?????? ????????? ???????? ????????? ?????????????, ?????????????? ????????? ?????????, ???????? ???????? ????? ? ?.?.
??????????? ????? ? ??? ??? ???? ??????? ??????? ? ???????????. ? ???????? ?? ??????? ???????? ?????????? ?????????????? ??????, ????????? ???????, ???????, ???????, ????????????? ?????????????? ??????????? ????? ??????????, ???????? ?? ??????????, ?????? ??????????  ??????? ?????? ????? ???????  ?? ????????????? ?? ?????? ?????????? ??????, ?????? ? ???????. ????? ???????, ?????? ?? ?????? ?????????? ???????????? ??????? ?? ??????????????? ????????? ?????? ?????? ? ???????????.
?????? ??????????:
1. ??????? ?.?. "???????????? ??????????????? ??????????" ?., ??? ???????? ??????????.2006 ?.-450 ?.
2. ???????? ?. ?.  ? ????????? ??????? ?????????? ?????? "?????????? -??????" ??????-?????. ?????? "?????? ? ?????" ?3, 2003? -28 ?.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математическая компетентность: значимость в процессе изучения физики и влияние физики на ее развитие. »

Математическая компетентность: значимость в процессе изучения физики и влияние физики на ее развитие.



Значительные успехи в развитии современной физики, представляющий с собой совокупность фундаментальных физических теорий, в большей степени связаны с использованием математического аппарата. В математических знаках, символах, выражениях, формулах отражен физический мир. Поэтому формирование математической компетентности у обучаемых важно для более глубокого понимания ими сущности изучаемых явлений, процессов.

В Государственном общеобязательном стандарте общего среднего образования Республики Казахстан, одной из целей выделено, владение ключевыми компетенциями, которые в свою очередь формируются и развиваются средствами учебных дисциплин. К ключевым компетенциям относятся:

- информационная компетенция;

- коммуникативная компетенция;

- компетенция разрешения проблем;

Для овладения ключевыми компетенциями, очень важно усвоить предметные компетенции, в которых выражаются цели и задачи обучения предмету. В физике и математике предметными компетенциями являются следующие:

- понимание научной картины мира, через осмысление роли и места человека в природе.

  • владение математической грамотностью, в том числе, умение пользоваться информационными и коммуникационными технологиями

В современном образовании компетентностный подход, то есть формирование у обучаемых компетенций, необходимых в их жизни и профессиональной деятельности, является приоритетным. Одной из базовых компетенций является математическая компетентность [1].Решение физических задач во многих случаях требует знания математического аппарата. В то же время оно способствует закреплению математических знаний, их углублению и формированию у учащихся навыков использования математического аппарата, формированию математической компетентности. Приобретение умения работать с числом, видеть информацию в графиках, умения представлять физические данные в графиках и тому подобное, должно стать одним из результатов решения задач.

Математический аппарат относится к проблеме межпредметной связи. Межпредметность умений и знаний, то есть перенесения знания одного предмета для более эффективного освоения другого предмета. Это функциональное качество межпредметности, которые формируются в процессе его применения. Межпредметные связи активируют умственную деятельность школьника и являются одним из средств формирования знаний и умений их использовать. Говоря о связи физики с математикой, об использовании математического аппарата в физике можно выделить следующие аспекты его значимости:

  • Способствует более глубокому пониманию причинно- следственных связей в природе и конкретной физической задачей.

  • Обеспечивает системность знаний и понимание единства физических явлений.

  • Формирует мировоззрение учащихся, через раскрытие единства материального мира, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений.

Использование математического аппарата способствует совершенствованию всего учебного процесса по обучению физике. Оно так же способствует развитию личности учащегося.

По мнению В.А. Далингера связи математики и физики проявляются в трех ситуациях:

  1. Физика ставит задачи, решение которых приводит к появлению новых математических идей и методов, а они в свою очередь, становятся базой для развития математической теории.

  2. Математическая теория с ее идеями и аппаратом применятся для изучения и анализа физических явлений, что приводит к созданию новой физической теории.

  3. Математический аппарат, на который опирается физическая теория, развивается по мере его использования в физике; происходит параллельный прогресс физики и математики.

Математический аппарат необходим физике, как язык для описания физических процессов и явлений, один из методов физического исследования. В связи с этим А.Эйнштейн писал, что одна из наиболее важных характерных черт современной физики состоит в том, что выводы, сделанные из исходных идей, имеют не только качественный, но и количественный характер; чтобы сделать количественные выводы, мы должны использовать математический язык. И если мы хотим сделать выводы, которые можно сравнивать с результатами эксперимента, нам необходима математика как орудие исследования. Столь же выразительно и высказывание английского физика П.Дирака: «Физический закон должен быть математически красивым» [2].

Математика и физика имеют тесную взаимосвязь друг с другом. Так язык дифференциального и интегрального исчислений открывает большие возможности для более строго определения ряда физических законов (второго закона Ньютона, закона электромагнитной индукции и др.), формул, выражающих суть отдельных физических понятий (ЭДС индукции, силы тока, возникающего в рамке, вращающейся в магнитном поле и др.) Идеи теории симметрии, тесно связанной с математикой, в частности с геометрией, позволяют в молекулярной физике рассмотреть на основе общих научных положений строение молекул кристаллов; в оптике изучить построение изображений в зеркалах; в физике элементарных частиц ознакомить со слабыми взаимодействиями кварков и лептонов, исследовать связь законов сохранения и др.

Язык математических формул позволяет в ряде физических ситуаций без экспериментов сделать важные выводы. Например: В курсе физики изучают три закона идеального газа: Бойля-Мариотта, Гей-Люссаака, Шарля. Эти законы выведены в предположении, что одна из величин (объем, либо температура либо давление), характеризующих состояние газа, постоянна. Определить связь, в которой находятся объем, давление и температура, когда каждая из этих величин изменяется, можно через математические преобразования. Для этого почленно делят два исходных уравнения

и получают искомое уравнение:







из которого следует, что для данной массы газа отношение произведения давления газа на объем к биному объемного расширения, есть величина постоянная.

Графический язык, основа которого математика, широко используется в курсе физики при рассмотрении различных процессов. График позволяет показать специфику происходящего, прогнозировать ожидаемый результат, наглядно пояснить ответ и т.д.

Большинство задач в той или иной степени связаны с математикой. В процессе их решения учащиеся закрепляют вычислительные навыки, применяют таблицы, формулы, теоремы, устанавливают функциональные зависимости между величинами, выражают их графически, причем успешность решения многих задач зависит от приобретенных на уроках математики знаний, умений и навыков. Таким образом, задачи по физике направляют деятельность ученика на самостоятельное выявление связей физики с математикой.

Список литературы:

1. Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий» М., НИИ школьных технологий.2006 г.-450 с.

2. Далингер В. А. О некоторых приемах реализации связей «математика -физика» Научно-метод. журнал «Физика в школе» №3, 2003г -28 с.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Серикова Рада Муратовна

Дата: 18.05.2015

Номер свидетельства: 212794

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства