kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская деятельность на уроках физики в основной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи привития интереса учащихся к физике расширение и углубление их  знаний и преставлений  о связи  физики с жизнью в учебно-исследовательской работе могут решаться по-разному. При большом разнообразии работы, деятельность обучающихся чаще всего строится либо на теоретической основе - подготовка докладов, составление рефератов, решение задач, либо практическое изготовление моделей, приборов, наглядных пособий или учебно-исследовательской работы, которую можно организовывать как в урочное время, так и внеурочное.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность на уроках физики в основной школе. »


Исследовательская деятельность на уроках физики в основной школе.


Евсюкова Светлана Викторовна

Учитель физики и информатики

МБОУ «Паклинская ООШ»


Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое.

Всматривайтесь в малое – и увидите великое.

Всматривайтесь в простое – и увидите сложное.

(средневековая японская поэзия)


Современные перспективы развития образования предполагают динамичный процесс развития обучающегося, направленный на становление системы научных знаний и практических умений, ценностных ориентиров, которые позволяли бы учащемуся найти своё собственное место в обществе. Именно поэтому, основной целью является развитие творческих способностей детей, их планомерная подготовка адекватному поведению в окружающем мире, к самостоятельности и независимости: дать возможность сориентироваться в общественных отношениях, реализовать свой личностный потенциал, стать нужным соотечественникам [1].              


Задачи привития интереса учащихся к физике расширение и углубление их  знаний и преставлений  о связи  физики с жизнью в учебно-исследовательской работе могут решаться по-разному. При большом разнообразии работы, деятельность обучающихся чаще всего строится либо на теоретической основе - подготовка докладов, составление рефератов, решение задач, либо практическое изготовление моделей, приборов, наглядных пособий или учебно-исследовательской работы [2].


На уроках физики обучающимся предлагаются изобретательские, исследовательские задачи, задачи-открытия, задачи с недостатком и избытком данных. Такие как: 1) определение закономерностей по предложенным фактам; 2) исправление ошибок; 3) сравнение; 4) установление причин явлений; 5) составление плана изучения или исследование системы; 6) решение противоречий и др. Ребятам нравятся такие задачи. Вот некоторые из них:


Пример 1

Экспериментальная задача (проект)

Оборудование: пластиковая бутылка, воздушный шарик.

Надеть шарик на горлышко бутылки так, чтобы он оказался внутри.

Попытаться его надуть.

Проколоть отверстие в бутылке ближе ко дну, надуть шарик.

В чём разница?

Отрезать дно у бутылки, надуть шарик. Объясните. (7 класс)

Пример 2

Найдите вес воздуха в Вашей комнате, его массу (экспериментальная задача, 7 класс)

Исследуйте зависимость между силой тока, напряжением при параллельном соединении проводников (8 класс)

Пример 3

Найдите ускорение свободного падения на планете Плутон. (Задача с недостающими данными) (9 класс)

Пример 4.

Расчет плотности различных веществ (7 класс). Для определения плотности твердых тел затруднений не возникнет, так это всегда можно сделать с помощью рычажных весов и измерительного цилиндра. Проблема возникает, как только предлагается измерить плотность любой жидкости. Такого рода задачи наталкивают ребят на создание собственного прибора для проведения исследования.


Подобные задания знакомы в той или иной мере каждому учителю хотя бы потому, что редкий учитель в своей практике работы не давал обучающимся заданий сконструировать прибор, модель, механизм, устройство и т.п. Через работу ума и рук дети вовлекаются в совместную деятельность в группах, развивается сотрудничество. У них проявляются способности к практической деятельности, а через практику идет обучение.


Применительно к физике можно говорить о творческой деятельности двух видов: конструкторской и исследовательской.

Правила выполнения исследовательских заданий


1 правило. Никогда не спешите приступать к выполнению исследования. Сначала хорошенько подумайте над тем, какие его пути возможны, и выбирайте лучший. Как только ученику приходит идея, он немедленно приступает к ее разработке, не задумываясь над тем, нет ли лучших способов решения поставленной перед ним задачи. В результате иногда появляются неудобные с точки зрения практического осуществления решение проблемы.


2 правило. Помните, что всякое исследование требует многократной проверки. Нельзя делать выводы на основании одного опыта.


3 правило. Прежде чем приступить к выполнению исследования, следует составить план исследования.


4 правило. По окончании исследования должны быть сделаны выводы.


Эти правила становятся руководством к действию и приобретают реальный смысл только в процессе работы, когда педагог на конкретных примерах в ходе анализа решений показывает, к каким ошибкам приводит несоблюдение этих правил.


Конструкторская деятельность проявляется в изготовлении учащимися физических приборов. Например, в 7 классе по завершению изучения механического движения изобретают приборы для определения скорости ветра, после знакомства с силами изобретают приборы для их измерения; в 8 классе изобретают термометры, паровые турбины, различные электрические приборы: вентиляторы, электромеханические генераторы, электромиксеры и т.д


Для облегчения процесса создания прибора по физике ученикам предлагается следующий алгоритм действий.

«Учимся составлять проект»

(правила выполнения и оформления работы)


  1. Название проекта «Создание прибора для …….

  2. Идея

  3. Назначение

  4. Необходимый теоретический материал для разработки.

  5. Монтажная схема (при необходимости).

  6. Необходимые материалы и инструменты для изготовления.

  7. Процесс изготовления:

а) отдельные узлы;

б) монтирование.

8. Проверка работы прибора, наладка.

9. Изготовление паспорта прибора

а) Название.

б) Кем и когда изготовлен.

в) Основные узлы и их назначение.

г) Где можно использовать данный прибор:

- лабораторные работы для практикума;

- демонстрационный эксперимент;

- исследовательские задачи (что можно исследовать с помощью данного прибора).

д) Техника безопасности при работе с прибором.


Чтобы выполнять подобные задания, учащимся приходится возвращаться к полученным знаниям, добавлять недостающие, критически переосмысливать их, подниматься на новый уровень понимания материала. Большая активная умственная деятельность, в которую приходится погружаться, вынуждает вникать во многие тонкости вопроса, работать с дополнительной литературой, расширять свои знания, учиться мыслить творчески.


Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний.


Проектируя физические приборы, нужно предусмотреть, каким требованиям должен отвечать тот или иной прибор, в каких условиях он будет использоваться. Есть общие требования к физическим приборам: наглядность, по возможности их высокая чувствительность, эстетичность исполнения, выразительность, простота конструкции.


Конечно, изобретения учеников в большинстве случаев не имеют принципиальную новизну или экономическую целесообразность, но все же эти работы с одной стороны являются маленькими ступеньками, ведущими в мир мышления и к настоящим изобретениям, с другой стороны, кабинет пополняется оригинальными физическими приборами, которыми гордятся и ученики, и их учитель.


При организации творческих заданий как завершающего этапа овладения определенными знаниями по физике основной упор должен быть сделан на практическое использование этих знаний. Только в деятельности закрепляются знания и развиваются творческие способности. Поэтому чем больше учителю удается организовать актов творчества, тем эффективнее будет учебный процесс, тем выше познавательная активность учащихся, тем качественнее приобретаемые ими знания.


Литература:

  1. Алексеева Л. Н., Копылов Г. Г., Марача В. Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей //Исследовательская работа школьников. — 2003. № 4. — С. 25–28.

  2. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Кн. для учителя – М.: Просвещение 1985. – 128с






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Исследовательская деятельность на уроках физики в основной школе.

Автор: Евсюкова Светлана Викторовна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142676

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "статья на тему "Применение современных образовательных технологий на уроках физики" "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-na-tiemu-primienieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "168337"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423223266"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Электронные образовательные ресурсы на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(58) "eliektronnyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "143278"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418488170"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Организация междисциплинарной исследовательской деятельности (на стыке физической культуры и физики)."
    ["seo_title"] => string(80) "orghanizatsiia_miezhdistsiplinarnoi_issliedovatiel_skoi_dieiatiel_nosti_na_styki"
    ["file_id"] => string(6) "416435"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1495044280"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Пути активизации познавательной деятельности на уроках физики в условиях  УКП "
    ["seo_title"] => string(84) "puti-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-fiziki-v-usloviiakh-ukp"
    ["file_id"] => string(6) "105897"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402922435"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства