Исследовательская деятельность на уроках физики в основной школе.
Исследовательская деятельность на уроках физики в основной школе.
Задачи привития интереса учащихся к физике расширение и углубление их знаний и преставлений о связи физики с жизнью в учебно-исследовательской работе могут решаться по-разному. При большом разнообразии работы, деятельность обучающихся чаще всего строится либо на теоретической основе - подготовка докладов, составление рефератов, решение задач, либо практическое изготовление моделей, приборов, наглядных пособий или учебно-исследовательской работы, которую можно организовывать как в урочное время, так и внеурочное.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность на уроках физики в основной школе. »
Исследовательская деятельность на уроках физики в основной школе.
Евсюкова Светлана Викторовна
Учитель физики и информатики
МБОУ «Паклинская ООШ»
Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное.
Всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое.
Всматривайтесь в малое – иувидите великое.
Всматривайтесь в простое – и увидите сложное.
(средневековая японская поэзия)
Современные перспективы развития образования предполагают динамичный процесс развития обучающегося, направленный на становление системы научных знаний и практических умений, ценностных ориентиров, которые позволяли бы учащемуся найти своё собственное место в обществе. Именно поэтому, основной целью является развитие творческих способностей детей, их планомерная подготовка адекватному поведению в окружающем мире, к самостоятельности и независимости: дать возможность сориентироваться в общественных отношениях, реализовать свой личностный потенциал, стать нужным соотечественникам [1].
Задачи привития интереса учащихся к физике расширение и углубление их знаний и преставлений о связи физики с жизнью в учебно-исследовательской работе могут решаться по-разному. При большом разнообразии работы, деятельность обучающихся чаще всего строится либо на теоретической основе - подготовка докладов, составление рефератов, решение задач, либо практическое изготовление моделей, приборов, наглядных пособий или учебно-исследовательской работы [2].
На уроках физики обучающимся предлагаются изобретательские, исследовательские задачи, задачи-открытия, задачи с недостатком и избытком данных. Такие как: 1) определение закономерностей по предложенным фактам; 2) исправление ошибок; 3) сравнение; 4) установление причин явлений; 5) составление плана изучения или исследование системы; 6) решение противоречий и др. Ребятам нравятся такие задачи. Вот некоторые из них:
Надеть шарик на горлышко бутылки так, чтобы он оказался внутри.
Попытаться его надуть.
Проколоть отверстие в бутылке ближе ко дну, надуть шарик.
В чём разница?
Отрезать дно у бутылки, надуть шарик. Объясните. (7 класс)
Пример 2
Найдите вес воздуха в Вашей комнате, его массу (экспериментальная задача, 7 класс)
Исследуйте зависимость между силой тока, напряжением при параллельном соединении проводников (8 класс)
Пример 3
Найдите ускорение свободного падения на планете Плутон. (Задача с недостающими данными) (9 класс)
Пример 4.
Расчет плотности различных веществ (7 класс). Для определения плотности твердых тел затруднений не возникнет, так это всегда можно сделать с помощью рычажных весов и измерительного цилиндра. Проблема возникает, как только предлагается измерить плотность любой жидкости. Такого рода задачи наталкивают ребят на создание собственного прибора для проведения исследования.
Подобные задания знакомы в той или иной мере каждому учителю хотя бы потому, что редкий учитель в своей практике работы не давал обучающимся заданий сконструировать прибор, модель, механизм, устройство и т.п. Через работу ума и рук дети вовлекаются в совместную деятельность в группах, развивается сотрудничество. У них проявляются способности к практической деятельности, а через практику идет обучение.
Применительно к физике можно говорить о творческой деятельности двух видов: конструкторской и исследовательской.
Правила выполнения исследовательских заданий
1 правило. Никогда не спешите приступать к выполнению исследования. Сначала хорошенько подумайте над тем, какие его пути возможны, и выбирайте лучший. Как только ученику приходит идея, он немедленно приступает к ее разработке, не задумываясь над тем, нет ли лучших способов решения поставленной перед ним задачи. В результате иногда появляются неудобные с точки зрения практического осуществления решение проблемы.
2 правило. Помните, что всякое исследование требует многократной проверки. Нельзя делать выводы на основании одного опыта.
3 правило. Прежде чем приступить к выполнению исследования, следует составить план исследования.
4 правило. По окончании исследования должны быть сделаны выводы.
Эти правила становятся руководством к действию и приобретают реальный смысл только в процессе работы, когда педагог на конкретных примерах в ходе анализа решений показывает, к каким ошибкам приводит несоблюдение этих правил.
Конструкторская деятельность проявляется в изготовлении учащимися физических приборов. Например, в 7 классе по завершению изучения механического движения изобретают приборы для определения скорости ветра, после знакомства с силами изобретают приборы для их измерения; в 8 классе изобретают термометры, паровые турбины, различные электрические приборы: вентиляторы, электромеханические генераторы, электромиксеры и т.д
Для облегчения процесса создания прибора по физике ученикам предлагается следующий алгоритм действий.
«Учимся составлять проект»
(правила выполнения и оформления работы)
Название проекта «Создание прибора для …….
Идея
Назначение
Необходимый теоретический материал для разработки.
Монтажная схема (при необходимости).
Необходимые материалы и инструменты для изготовления.
Процесс изготовления:
а) отдельные узлы;
б) монтирование.
8. Проверка работы прибора, наладка.
9. Изготовление паспорта прибора
а) Название.
б) Кем и когда изготовлен.
в) Основные узлы и их назначение.
г) Где можно использовать данный прибор:
- лабораторные работы для практикума;
- демонстрационный эксперимент;
- исследовательские задачи (что можно исследовать с помощью данного прибора).
д) Техника безопасности при работе с прибором.
Чтобы выполнять подобные задания, учащимся приходится возвращаться к полученным знаниям, добавлять недостающие, критически переосмысливать их, подниматься на новый уровень понимания материала. Большая активная умственная деятельность, в которую приходится погружаться, вынуждает вникать во многие тонкости вопроса, работать с дополнительной литературой, расширять свои знания, учиться мыслить творчески.
Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний.
Проектируя физические приборы, нужно предусмотреть, каким требованиям должен отвечать тот или иной прибор, в каких условиях он будет использоваться. Есть общие требования к физическим приборам: наглядность, по возможности их высокая чувствительность, эстетичность исполнения, выразительность, простота конструкции.
Конечно, изобретения учеников в большинстве случаев не имеют принципиальную новизну или экономическую целесообразность, но все же эти работы с одной стороны являются маленькими ступеньками, ведущими в мир мышления и к настоящим изобретениям, с другой стороны, кабинет пополняется оригинальными физическими приборами, которыми гордятся и ученики, и их учитель.
При организации творческих заданий как завершающего этапа овладения определенными знаниями по физике основной упор должен быть сделан на практическое использование этих знаний. Только в деятельности закрепляются знания и развиваются творческие способности. Поэтому чем больше учителю удается организовать актов творчества, тем эффективнее будет учебный процесс, тем выше познавательная активность учащихся, тем качественнее приобретаемые ими знания.
Литература:
Алексеева Л. Н., Копылов Г. Г., Марача В. Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей //Исследовательская работа школьников. — 2003. № 4. — С. 25–28.
Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Кн. для учителя – М.: Просвещение 1985. – 128с